Метод сопоставимых рыночных цен является приоритетным для определения для целей налогообложения соответствия цен, примененных в сделках, рыночным ценам ввиду прямого указания НК РФ[1], а также поскольку напрямую отражает принцип «вытянутой руки»: сравнивает цену в контролируемой сделке с ценами в сделках между независимыми лицами. В то же время, применение данного метода оказывается затруднительным в силу объективных причин, связанных с источниками информации и поиском сопоставимых сделок. В общедоступных источниках информации, как правило, отсутствует в достаточной степени полная информация о сделках между независимыми лицами, среди которых можно было бы найти сопоставимые. Связано это в первую очередь с институтами банковской[2], аудиторской[3],
~440 ~441
коммерческой[4] и налоговой[5] тайны.
Ситуация осложняется тем, что метод сопоставимых рыночных цен предъявляет высокие требования к сопоставимости используемых сделок, обеспечить которые возможно только имея полный текст договора. В частности, необходимо проследить сопоставимость условий договоров (контрактов), заключенных между сторонами сделки, оказывающих влияние на цены товаров (работ, услуг), а именно: 1) количества товаров, объема выполняемых работ (оказываемых услуг); 2) сроков исполнения обязательств по сделке; 3) условий платежей, применяемых в соответствующих сделках; 4) курса иностранной валюты, примененной в сделке, по отношению к рублю или другой валюте и его изменения; 5) иных условий распределения прав и обязанностей между сторонами сделки (на основании результатов функционального анализа)[6].
Таким образом, применение приоритетного метода сопоставимых рыночных цен при всей его простоте, наибольшему соответствию принципу «вытянутой руки» и достоинствам в виде избежания косвенных выводов о соответствии цен в
сделках между взаимозависимыми лицами рыночному уровню, на практике оказывается затруднительным как в России, так и за рубежом. На данный момент (2017) четыре страны (США, Канада, Япония и Китай) публикуют статистику в отношении используемых ими методов при заключении соглашений о ценообразовании. В 2015 году (в Японии и Китае это период с1 апреля 2014 по 30 марта 2015) процент использования метода сопоставимых рыночных цен составил в США 10%[7], в Канаде - 13%[8], в Японии - 5%[9], в Китае - 4%[10]. Конфиденциальность информации приводит к тому, что наиболее возможным применение данного метода становится при наличии у налогоплательщика внутренних сопоставимых сделок (сделок, заключаемым самим
налогоплательщиком или его контрагентом с независимыми лицами в отношении идентичных (однородных) товаров (работ, услуг). Как отмечалось ранее, в пункте
2.1.1.1 «Принцип «вытянутой руки»» настоящего исследования, данный недостаток присущ принципу «вытянутой руки» в целом и может быть восполнен только при отмене, хоть и частичной, перечисленных выше видов тайн.
[1] Пункт 2 статьи 105.7 НК РФ.
[2] Статья 26 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 28.09.2016).
[3] Статья 9 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» [Электронный ресурс] // Доступ из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 28.09.2016).
[4] Пункт 2 статьи 3 и статьи 4 Федерального закона от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 28.09.2016).
[5] В соответствии со статьей 313 НК РФ содержание данных налогового учета (в том числе данных первичных документов) является налоговой тайной, т.е. не подлежит разглашению налоговыми органами, органами внутренних дел, следственными органами, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (пункт 2 статьи 102 НК РФ).
[6] подпункт 3 пункта 4, пункт 5 статьи 105.5 НК РФ
[7] Отчет СВД США по соглашениям о ценообразовании за 2014 год, 27 марта 2015 года. [Электронный ресурс] // Сайт СВД США. Режим доступа: https://www.irs.gov/irb/2015- 15_IRB/ar14.html (дата обращения: 19.08.2016).
[8] Отчет Налогового агентства Канады по программе о соглашениях о ценообразовании за 2014-2015 годы. [Электронный ресурс] // Сайт Налогового агентства Канады. Режим доступа: http://www.cra-arc.gc.ca/tx/nnrsdnts/cmp/p_rprt15-eng.html (дата обращения: 19.08.2016).
[9] Отчет Национального налогового агентства Японии о взаимосогласительных процедурах за 2015 год. C. 9. [Электронный ресурс] // Сайт Национального налогового агентства Японии. Режим доступа: https://www.nta.go.jp/foreign_language/MAP-Report/2015.pdf (дата обращения:
19.08.2016)
[10] Отчет Государственного управления налогообложения Китайской Народной Республики о соглашениях о ценообразовании за 2014 год. [Электронный ресурс] // Сайт Государственного управления налогообложения Китайской Народной Республики. Режим доступа: http://www.chinatax.gov.cn/n810219/n810724/c1951566/part/1951585.pdf (дата обращения:
19.08.2016)
|