Что касается метода сопоставимой рентабельности, то трудности в его применении могут быть связаны с субъектами малого предпринимательства[1] при тестировании их рентабельности коммерческих и управленческих расходов - начиная с бухгалтерской отчетности за 12 месяцев 2012 года, они вправе формировать бухгалтерскую отчетность по упрощенной системе, в частности, в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках включать показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям)[2]. Это означает, что субъекты малого предпринимательства в отчетах о финансовых результатах смогут указывать помимо выручки и иных показателей расходы от обычной деятельности, без детализации себестоимости, коммерческих и управленческих расходов. На практике это означает, что в общедоступных источниках информации будут отсутствовать данные о коммерческих и управленческих расходах таких компаний, что не позволит рассчитать их показатель коммерческих и управленческих расходов. В свою очередь это означает затруднения в поиске сопоставимых компаний для применения метода сопоставимой рентабельности, когда тестируется показатель коммерческих и управленческих расходов по сделке - субъекты малого предпринимательства не смогут попасть в выборку компаний, на основании которых будет рассчитываться рыночный интервал.
В итоге мы приходим к тому, что к тому, что основным методом, используемым компаниями и налоговыми органами, оказывается метод сопоставимой рентабельности (например, 78% в США[3] , 49% в Канаде[4], 68% в Японии[5] , 46% в Китае[6]) - косвенный метод, который имеет существенные недостатки, однако избегает проблем, с которыми сталкиваются другие методы, описанных выше.
Таким образом, российское правовое регулирование на уровне подзаконных актов не готово отвечать запросам правил налогового контроля трансфертного ценообразования в части применения всей полноты предусмотренных НК РФ методов трансфертного ценообразования. Однако, если в отношении метода сопоставимых рыночных цен описанная выше коллизия неразрешима (обязывание компаний предоставлять информацию, составляющую коммерческую/налоговую банковскую тайну, будет означать отрицание основ банковской и аудиторской деятельности, которые как раз и были установлены в т.ч. для действия рыночного механизма), то для применения других методов трансфертного ценообразования данная проблема легко разрешима внесением технических правок в законодательство.
[1] На основании статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» для получения статуса субъекта малого предпринимательства необходимо соответствовать нескольким критериям (ограничение государственного участия и участия юридических лиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства, численности сотрудников, а также критерий предельного размера выручки) [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 28.09.2016).
[2] Подпункт А пункта 6 Приказа Минфина России от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 28.09.2016).
[3] Отчет СВД США по соглашениям о ценообразовании за 2014 год, 27 марта 2015 года [Электронный ресурс] // Сайт СВД США. Режим доступа: https://www.irs.gov/irb/2015- 15_IRB/ar14.html (дата обращения: 19.08.2016).
[4] Отчет Налогового агентства Канады по программе о соглашениях о ценообразовании за 2014-2015 годы [Электронный ресурс] // Сайт Налогового агентства Канады. Режим доступа: http://www.cra-arc.gc.ca/tx/nnrsdnts/cmp/p_rprt15-eng.html (дата обращения: 19.08.2016).
[5] Отчет Национального налогового агентства Японии о взаимосогласительных процедурах за 2015 год. C.9. [Электронный ресурс] // Сайт Национального налогового агентства Японии. Режим доступа: https://www.nta.go.jp/foreign_language/MAP-Report/2015.pdf (дата обращения:
19.08.2016)
[6] Отчет Государственного управления налогообложения Китайской Народной Республики о соглашениях о ценообразовании за 2014 год. [Электронный ресурс] // Сайт Государственного управления налогообложения Китайской Народной Республики. Режим доступа: http://www.chinatax.gov.cn/n810219/n810724/c1951566/part/1951585.pdf (дата обращения:
19.08.2016)
|