Непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговый орган Уведомления или представление налогоплательщиком в налоговый орган Уведомления, содержащего недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере 5 000 рублей (статьи 129.4 НК РФ).
На основании пункта 1 статьи 105.16 НК РФ налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках. Как упоминалось в пункте 3.1.1.1.1 «Уведомление» настоящего исследования, ВАС РФ указал[1], что представление
налогоплательщиком Уведомления имеет целью информирование налогового органа о контролируемых сделках. Суть декларирования, к которому относится и предоставление Уведомления, заключается в предоставлении информации, достаточной для первичного анализа и принятия мотивированного решения по вопросу о необходимости углубленного контроля, с истребованием расширенной информации, предусмотренной статьей 105.15 НК РФ, и документов, подтверждающих соответствующие обстоятельства. Т.е., Уведомление представляет собой своего рода «декларацию о контролируемых сделках», которая, однако отличается от налоговой декларации[2] по своей правовой природе, т.к. не
какой-либо информации о налоговой обязанности налогоплательщика. Соответственно, непредставление Уведомления или предоставление недостоверных сведений означает отказ в информировании/неверное информирование государства, которое, однако, не влияет на размер налога, подлежащего уплате в бюджет. Поэтому, например, если в отношении налоговой декларации обязанность и право уточнять ее разграничиваются в зависимости от того, привели ли недостоверные сведения к занижению суммы налога, подлежащей уплате (пункт 1 статьи 81 НК РФ[3]), то представление уточненного Уведомления называется правом налогоплательщика[4]. Отметим здесь некоторую
несогласованность в регулировании вопроса представления уточненной налоговой декларации и Уведомления, а именно, статья 129.4 НК РФ предусматривает ответственность как за неправомерное непредставление Уведомления, так и за представление недостоверных сведений в Уведомлении, что в совокупности с нормой абзаца 5 пункта 2 статьи 105.16 НК РФ[5] превращает представление уточненного Уведомления в обязанность налогоплательщика.
Рассмотрим вопрос о разграничении двух составов (неправомерное непредставление Уведомления от представления недостоверных сведений в Уведомлении), который распадается на множество частных случаев: предоставление любых недостоверных сведений влечет привлечение налогоплательщика к ответственности по статьи 129.4 НК РФ? Можно ли считать предоставление недостоверных сведений в виде несообщения в Уведомлении об одной или нескольких контролируемых сделках непредставлением уведомления? Как расценивать ошибки в сведениях об участниках контролируемых сделок? Влечет ли любое нарушение порядка, установленного приказом ФНС от 27.07.2012 № ММВ-7-13/524@ привлечение к ответственности по статьи 129.4 НК РФ?
из цели представления Уведомления, заключающейся в информировании налогового органа о контролируемых сделках в объеме, достаточном для первичного анализа и принятия мотивированного решения по вопросу о необходимости углубленного контроля, а также судебной практики[6], можно сделать вывод о том, что предоставление сведений, не соответствующих действительности (т.е. первичным документам, регистрам
бухгалтерского/налогового учетов), в т.ч. неполные сведения, неточности либо ошибки должны оцениваться налоговым органом с точки зрения возможности их восполнения, «излечения», и получаемых на их основании результатов первичного анализа.
На наш взгляд, если ошибка по сути заключается искажении информации, которая может повлиять на принятие налоговым органом решения о проведении проверки в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами (например, неотражение контролируемой сделки), она означает отказ от исполнения обязанности надлежащего информирования налогового органа о контролируемых сделках. Если ошибка носит восполняемый характер или не влияет на принятие налоговым органом решения о проведении проверки в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами (например, несовпадение названия и регистрационного номера контрагента), то она по сути не является тем правонарушением, за которое законодатель установил ответственность. С этой точки зрения, например, ошибка в размере расходов (доходов) по сделке, указании местонахождения контрагента должна быть оценена по-разному.
[1] Постановление Президиума ВАС РФ от 25.02.2014 № 18588/13 Об отмене решения ВАС РФ от 16.09.2013 № 10012/13 и направлении на новое рассмотрение дела о признании частично не действующими и не соответствующими Налоговому кодексу Российской Федерации приложений № 1, № 2 и № 3, утв. Приказом ФНС от 27.07.2012 № ММВ-7-13/524@ [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 28.09.2016).
[2] На основании 1 статьи 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи, налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
[3] В силу пункта 1 статьи 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьей.
При обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьей. При этом уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока.
[4] В силу нормы абзаца 4 пункта 2 статьи 105.16 НК РФ в случае обнаружения неполноты сведений, неточностей либо ошибок в заполнении представленного уведомления о контролируемых сделках налогоплательщик вправе направить уточненное уведомление.
[5] На основании абзаца 5 пункта 2 статьи 105.16 НК РФ в случае подачи уточненного уведомления до момента, когда налогоплательщик узнал об установлении налоговым органом факта отражения в уведомлении недостоверных сведений о контролируемых сделках, налогоплательщик освобождается от ответственности, предусмотренной статьей 129.4 НК РФ.
[6] Решение АС Красноярского края от 08.10.2014 по делу № А33-14747/2014, Решение АС Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.11.2014 по делу № А56-44334/2014 [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 28.09.2016).
|