Вторник, 26.11.2024, 09:28
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Основные направления совершенствования системы повышения квалификации муниципальных служащих

Особое значение в процессе развития и использования профессиональных компетенций муниципальных служащих приобретает система профессиональных компетенций, включающая в себя множество профессиональных компетенций. Чтобы получить более полное представление о системе профессиональных компетенций муниципальных служащих, следует увязать их с основными профессиональными квалификационными требованиями к должностям муниципальной службы, регламентированными органами государственной власти и местного самоуправления.

В соответствии с классификацией должностей муниципальной службы в Российской Федерации, реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации и квалификационными требованиями к знаниям, умениям, навыкам и личностным характеристикам муниципальных служащих система профессиональных компетенций муниципальных служащих включает в себя общую и специальную совокупность (подсистему) профессиональных компетенций.

Общие профессиональные компетенции регламентированы для всех групп должностей муниципальной службы и позволяют более точно идентифицировать компетентностный характер труда муниципальных служащих в отличие от других профессиональных групп. Общие профессиональные компетенции устанавливаются типовыми квалификационными требованиями к профессиональным знаниям и навыкам федеральным законодательством, законами субъектов Российской Федерации о муниципальной службе и нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления, данные профессиональные компетенции можно назвать общими образовательными профессиональными компетенциями муниципальных служащих.

В зависимости от реестра и группы должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации и муниципальном образовании и предъявляемых требований к их занятию можно выделить специальные профессиональные компетенции муниципальных служащих. К специальным профессиональным компетенциям муниципальных служащих относятся компетенции, индивидуально предъявляемые и содержащие основные стандарты поведения служащих в процессе профессиональной деятельности, регламентированные для конкретной муниципальной должности.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и типовыми квалификационными требованиями к профессиональным знаниям и навыкам муниципальных служащих специальные профессиональные компетенции включают в себя совокупность организационно-управленческих, информационных, коммуникативных и вспомогательно-технологических (исполнительских) профессиональных компетенций.

Таким образом, под системой профессиональных компетенций муниципальных служащих следует понимать совокупность общих образовательных и специальных организационно-управленческих, информационных, коммуникативных и вспомогательно-технологических профессиональных знаний, умений и навыков, а также профессионально-личностных качеств, которые регламентируются нормативно-правовыми актами федеральных, региональных и муниципальных органов власти, определяющие способность муниципальных служащих к эффективной профессиональной деятельности для достижения целей органов местного самоуправления.

Общие профессиональные компетенции муниципальных служащих регламентируются федеральными нормативно-правовыми актами и определяются типовыми квалификационными требованиями субъектов Российской Федерации в зависимости от группы должностей муниципальной службы. Специальные профессиональные компетенции устанавливаются муниципальными нормативно-правовыми актами к отдельным должностям муниципальной службы в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации и муниципальном образовании и решаемыми вопросами местного значения.

Данное определение позволяет раскрыть смысловое содержание понятия «профессиональная компетенция», включающее необходимые компетенции и использовать систему профессиональных компетенций муниципальных служащих в кадровой работе, включая оценку профессионализма муниципальных служащих и разработку целевых программ по развитию общих и специальных профессиональных компетенций муниципальных служащих.

Особое значение в процессе развития и использования профессиональных компетенций муниципальных служащих приобретает система профессиональных компетенций, включающая в себя множество профессиональных компетенций. Чтобы получить более полное представление о системе профессиональных компетенций муниципальных служащих, следует увязать их с основными профессиональными квалификационными требованиями к должностям муниципальной службы, регламентированными органами государственной власти и местного самоуправления.

В соответствии с классификацией должностей муниципальной службы в Российской Федерации, реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации и квалификационными требованиями к знаниям, умениям, навыкам и личностным характеристикам муниципальных служащих система профессиональных компетенций муниципальных служащих включает в себя общую и специальную совокупность (подсистему) профессиональных компетенций.

Общие профессиональные компетенции регламентированы для всех групп должностей муниципальной службы и позволяют более точно идентифицировать компетентностный характер труда муниципальных служащих в отличие от других профессиональных групп. Общие профессиональные компетенции устанавливаются типовыми квалификационными требованиями к профессиональным знаниям и навыкам федеральным законодательством, законами субъектов Российской Федерации о муниципальной службе и нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления, данные профессиональные компетенции можно назвать общими образовательными профессиональными компетенциями муниципальных служащих.

В зависимости от реестра и группы должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации и муниципальном образовании и предъявляемых требований к их занятию можно выделить специальные профессиональные компетенции муниципальных служащих. К специальным профессиональным компетенциям муниципальных служащих относятся компетенции, индивидуально предъявляемые и содержащие основные стандарты поведения служащих в процессе профессиональной деятельности, регламентированные для конкретной муниципальной должности.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и типовыми квалификационными требованиями к профессиональным знаниям и навыкам муниципальных служащих специальные профессиональные компетенции включают в себя совокупность организационно-управленческих, информационных, коммуникативных и вспомогательно-технологических (исполнительских) профессиональных компетенций.

Таким образом, под системой профессиональных компетенций муниципальных служащих следует понимать совокупность общих образовательных и специальных организационно-управленческих, информационных, коммуникативных и вспомогательно-технологических профессиональных знаний, умений и навыков, а также профессионально-личностных качеств, которые регламентируются нормативно-правовыми актами федеральных, региональных и муниципальных органов власти, определяющие способность муниципальных служащих к эффективной профессиональной деятельности для достижения целей органов местного самоуправления.

Общие профессиональные компетенции муниципальных служащих регламентируются федеральными нормативно-правовыми актами и определяются типовыми квалификационными требованиями субъектов Российской Федерации в зависимости от группы должностей муниципальной службы. Специальные профессиональные компетенции устанавливаются муниципальными нормативно-правовыми актами к отдельным должностям муниципальной службы в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации и муниципальном образовании и решаемыми вопросами местного значения.

Данное определение позволяет раскрыть смысловое содержание понятия «профессиональная компетенция», включающее необходимые компетенции и использовать систему профессиональных компетенций муниципальных служащих в кадровой работе, включая оценку профессионализма муниципальных служащих и разработку целевых программ по развитию общих и специальных профессиональных компетенций муниципальных служащих.

Необходимость развития системы профессиональных компетенций муниципальных служащих в Российской Федерации обусловлена тем, что образование, соответствующее профессиональной деятельности по направлению государственное и муниципальное управление имеют всего около 7% муниципальных служащих в Российской Федерации; муниципальный заказ на профессиональную переподготовку и повышение квалификации муниципальных служащих осуществляется в недостаточном объеме; выбор направлений дополнительного образования муниципальных служащим не носит стратегический характер профессионального развития, а осуществляется по текущей ситуации.

Использование программно-целевого подхода при развитии системы профессиональных компетенций муниципальных служащих позволит изменить сложившуюся динамику, сформировать систему профессиональной подготовки муниципальных служащих и обеспечить непрерывное профессиональное развитие кадров муниципальной службы с учетом имеющихся ресурсов, потребностей, целей и задач развития муниципального образования. Профессиональное развитие муниципальных служащих представляется целесообразным осуществлять на основании данных мониторинга и прогноза состояния и динамики кадровых процессов органов местного самоуправления.

Анализ научной литературы, социологические исследования, опыт, практика муниципального управления показывают, что в современной системе профессионального образования муниципальных служащих России все еще имеются проблемы. Так, общими недостатками системы профессионального развития муниципальных служащих на современном этапе являются: отсутствие в субъектах Российской Федерации конкуренции между государственными и негосударственными образовательными учреждениями за право получения муниципального заказа на профессиональную переподготовку и повышение квалификации муниципальных служащих; отсутствие в федеральных законах и в законах субъектов Российской Федерации четких положений и норм, предусматривающих обязательное повышение квалификации муниципальными служащими один раз в три года; проблемы, связанные с необходимостью разработки правовой базы профессиональной подготовки, пере-подготовки и повышения квалификации муниципальных служащих, так как юридическая неопределенность многих понятий профессионального развития муниципальных служащих (например, какое образование следует считать высшим образованием по специализации «государственное и муниципальное управление», какое высшее образование считается равноценным для муниципальной службы и какое требует дополнительного профессионального образования и др.).

Также насущным вопросом в данном аспекте является расширение правового статуса муниципальных служащих, их прав и ответственности в части повышения своей профессиональной квалификации. Поскольку повышение квалификации включено в круг служебных обязанностей руководителей и специалистов, значит, для этих категорий муниципальных служащих данная обязанность носит правовой характер. Следовательно, ее невыполнение при определенных условиях может повлечь за собой неблагоприятные для работника юридические последствия.

В то же время успешно и добросовестно исполняющим должностные обязанности муниципальным служащим должна быть предоставлена возможность выбора формы профессионального развития.

Решения вышеназванных проблем со всей очевидностью выдвигают задачу подготовки и принятия федерального закона «О профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации муниципальных служащих в Российской Федерации», основное назначение которого - сделать профессиональное обучение муниципальных служащих обязательным, непрерывным и систематическим для всех категорий муниципальных служащих, создать единую организационную и правовую систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих.

Для решения данных проблем требуется реализация со стороны государства комплекса мер правового, организационного, финансово-экономического и учебно-методического характера. Но прежде всего в учебных планах и программах вузов, занимающихся подготовкой будущих специалистов, в том числе и муниципальных служащих, необходимо ввести и утвердить в качестве новой комплексной, основополагающей учебной дисциплины предмет «Муниципальное управление» как основной предмет, включающий и интегрирующий в себе элементы различных управленческих и социально-экономических знаний как для студентов, так и для персонала, работающего в системе муниципальной службы.

Также одной из основных проблем в области подготовки кадров для органов местного самоуправления является отсутствие специалистов, обладающих одновременно научными знаниями и опытом работы в области муниципального управления, так как, с одной стороны, читают лекции по основам государственного и муниципального управления преподаватели, ученые вузов или государственные служащие, которые не знакомы непосредственно с практикой и не знают проблем местного самоуправления, с другой стороны, муниципальные служащие непосредственно знакомы с практикой реализации законодательных актов, но не обладают научными знаниями для их решения или преподавания.

Только муниципальные служащие, занимающиеся одновременно научной и практической деятельностью в сфере местного самоуправления, смогут принять участие в реформировании местного самоуправления, реализации антикризисных мер, в решении постоянно образующихся в связи с изменением законодательства вопросов, повышении эффективности местного самоуправления и просто в решении каждодневных задач не только самих муниципальных образований, но и жителей, которые по разным вопросам в первую очередь обращаются именно к ним[1].

В этой связи необходимо осуществлять выплату надбавки к должностному окладу муниципального служащего за научную степень по социологии, праву, экономике, менеджменту или другим наукам за счет средств из бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых дополнительно к фонду заработной платы в определенном соотношении к выплатам, осуществляемым за научную степень педагогам, что приведет к увеличению количества научных работников среди муниципальных служащих, осуществляющих преподавательскую деятельность в вузах Российской Федерации.

В этом контексте напомним точку зрения в данном аспекте профессора В.Н. Патрушева о том, что «необходима разработка основ муниципальной науки, открытие муниципальных университетов, региональных центров социальных технологий, концентрации в них прикладной и вузовской науки, подготовку управленцев новой генерации»[2]. Академик РАН В.Л. Макаров в этой связи считает, «что решение такого рода вопросов комплексного характера под силу самостоятельной отрасли научного знания - муниципальной науке»[3].

Вышеизложенные направления совершенствования практики применения кадровых технологий в системе муниципальной службой, проектирование этих технологий составляет содержание образовательной и созидательно-преобразующей функции муниципальной науки.

Кадровые технологии - средство достижения социальных целей, которые реализуются в системе управления муниципальной службы. Поэтому важно осмыслить и осваивать современные кадровые технологии управленческого цикла, выяснить глубину и качество их комплексного использования на муниципальном уровне.

Решение этой задачи связано с преобразованием как в целом функционирования органов местного самоуправления, так и укрепления в его системе кадрового потенциала. Для национального возрождения новой России, которое, безусловно, возможно только через становление зрелого гражданского общества и его местных структур, необходимо приведение в действие всех структур его политической системы. Одной из них, ключевых, несомненно, являются кадры. Грамотное применение предложенных и систематизированных кадровых технологий позволит, на наш взгляд, существенно повысить эффективность муниципального управления, направить усилия кадров «...на оптимизацию способов достижения общественных целей для удовлетворения многочисленных социальных потребностей людей, гармонизации социальных отношений в обществе в целом».

Следовательно, представленные приоритетные направления совершенствования практики применения кадровых технологий и задач позволят последовательно решать основополагающую проблему муниципальной службы - формирование высокопрофессионального, компетентного и высоконравственного кадрового состава муниципальных служащих новой России в XXI веке.

 

[1] Зотов В.Б. Система муниципального управления: Учебник для вузов / В. Б. Зотов. - СПб. : «Питер Пресс», 2007. - 609 с.

[2] Патрушев В.И. Качество жизни населения через эффективное общественное самоуправление // Общественное самоуправление как фактор стратегического развития муниципального образования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Белгород, 17 декабря 2008 г. - С. 79.

[3] Макаров В.Л. Внимание становлению отечественной муниципальной науки // Научно-аналитический журнал «Муниципальный мир». - № 1-2. - 2009. - С. 13

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (25.06.2017)
Просмотров: 205 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%