В целом, основы правового регулирования возмездного оказания услуг устанавливает Конституция РФ. Так, п. 1 ст. 8 Конституции РФ гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности. Также общее правовое регулирование договоров возмездного оказания услуг осуществляет глава 39 ГК РФ, которая рассчитана на гражданские правоотношения, которые еще не выделены в самостоятельные типы договоров возмездного оказания услуг, т. е. такие, которые «не поименованы в ГК РФ».
При этом отметим, что для того, чтобы ограничить определенную сферу, для которой применяется глава 39 ГК РФ, законодатель указал в ней перечень особо урегулированных в ГК РФ договоров. Соответствующему перечню присущ исчерпывающий характер. В тоже время надо заметить, что данный перечень обладает двумя недостатками:
- во-первых, он включает договоры, которые не обладают признаками договора возмездного оказания услуг,
- во-вторых, является неполным.
В подтверждение это мы можем сослаться, прежде всего, на то, что п. 2 ст. 779 ГК РФ относит к договорам возмездного оказания услуг, т. е. к подпадающим тем самым под признаки, указанные в п. 1 ст. 779 ГК РФ, договоры, предусмотренные в 11 главах ГК РФ:
- подряд,
- перевозка,
- банковский вклад,
- расчеты и др.
Таким образом, нормы главы 39 ГК РФ имеют своей направленностью регулирование трех основных вопросов:
- кто может совершать действия, которые составляют обязанности исполнителя;
- каким образом должна производиться оплата услуг;
- каковы последствия одностороннего отказа от договора возмездного оказания услуг.
При этом специальное правовое регулирование договоров возмездного оказания услуг находит свое выражение в федеральных законах и иных нормативных правовых актах.
Прежде всего, это федеральные законы, которые призваны регулировать осуществление деятельности по оказанию наиболее важных с правовой и экономической точек зрения услуг (ФЗ «Об аудиторской деятельности», ФЗ «О связи» и др.).
Но приходится с сожалением отметить, что не все услуги получают законодательное закрепление. В тех случаях, когда одной из сторон договора возмездного оказания услуг является гражданин, заказывающий либо имеющий намерение заказать услуги для личных бытовых нужд, такой гражданин пользуется правами, предоставленными потребителю Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами.
Анализируя вышеизложенное, можно отметить следующие современные особенности правового регулирования договоров возмездного оказания услуг.
Во-первых, в настоящее время договоры возмездного оказания услуг урегулированы главой 39 ГК РФ, многочисленными федеральными законами и утверждаемыми Правительством РФ правилами оказания отдельных видов услуг («Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания» «Об утверждении Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации» и др.), а также нормами международного права (Генеральное соглашение о торговле услугами от 15.04.2002).
Во-вторых, договоры, опосредствующие более десятка разновидностей услуг, выделены в отдельные главы. В то же время для регулирования всех других видов услуг создана одноименная глава 39 «Возмездное оказание услуг» отличающаяся тремя родовыми признаками:
1) предмет договора составляют услуги;
2) услуги предоставляются за плату;
3) договор не вошел в особо выделенные в ГК РФ типы договоров.
Цель выделения главы, — закрепить общие признаки соответствующего договора и корреспондирующие им правовые решения отдельных вопросов. Указанная глава дает возможность восполнить в соответствующих пределах пробелы в правовом регулировании, неизбежно образующиеся именно применительно к договорам возмездного оказания услуг, не выделенным специально в ГК РФ.
В-третьих, в силу причин, связанных, с одной стороны, с узким набором норм в рассматриваемой главе, а с другой — с потребностью в отражении достаточно широкой специфики соответствующих видов договоров, сохраняется потребность в самостоятельном регулировании отдельных моделей договоров возмездного оказания услуг. Поэтому следует ожидать, что круг специально урегулированных договоров возмездного оказания услуг актами, принятыми за пределами ГК РФ будет расширяться.
Таким образом, рассмотрев проблемы применения договора возмездного оказания услуг мы можем сформулировать предложения и рекомендации по их решению, в том числе по совершенствованию законодательства в соответствующей сфере. Итак, можно выделить следующие основные пути совершенствования вопросов правового регулирования возмездного оказания услуг:
– выработать нормы о качестве услуги и юридической ответственности за неисполнение условий о качестве;
– определить критерии и показатели качества услуг;
– усовершенствовать стандартизацию и сертификацию услуг как направления государственного регулирования на рынке профессиональных услуг;
– внести изменения и дополнения в Гражданский кодекс для нормативного закрепления новых типов и видов договоров;
– кодифицировать нормы, регулирующие отношения об оказании наукоемких услуг: менеджмент, маркетинговые исследования, информационные услуги, послепродажные, телекоммуникационные и другие виды услуг;
– создать нормы права, которые будут регулировать объекты информационных услуг;
– согласовать нормы национального гражданского законодательства с правилами, содержащимися в международных документах, которые Россия еще не подписала, но которые отражают деловую международную практику, что позволит нашей стране интегрироваться в мировой рынок торговли услугами.
|