Изучая вопросы страхования, выше уже не раз отмечалось, что зарубежная система медицинского страхования несколько отличается от существующей в России.
По сути, это обусловлено разницей в историческом развитии. К примеру, если начинать с XIX века, то окажется, что распространение идей о медицинском страховании работающих категорий населения развивалось как в Европе, так и в России примерно с одинаковыми темпами. На тот момент предприниматели развивающихся стран стремились к оптимизации производства, увеличения прибылей, а это напрямую зависело от удовлетворенности рабочих.
Т.е. возникновение трудового законодательства, пенсий и медицинского страхования были обусловлены в первую очередь экономическими выгодами, а не государственной политикой или же еще какими-то причинами. Капитализм требовал определенных уступок работающему классу и результатом оказались выходные дни, 8-ми часовой рабочий день и система обязательного медицинского и пенсионного страхования.
Но последующие периоды разделили страны. Запад пошел по пути демократизации, заинтересовался правами и свободами населения, в то время, как Россия, так же под лозунгами прав и свобод трудящихся, выбрала для себя путь административно-командной системы управления, т.е. абсолютного контроля над всеми сферами жизни общества.
Естественно, что разница между выбранными путями обеспечила и некое напряжение между странами, и определенную конфронтацию, но как бы там не было, после Второй Мировой войны ряд европейских и азиатских правительств серьезно призадумались над проводимой СССР политикой поддержки населения. И к 70-м годам начинает процветать идея создания «государства социального благополучия», в котором правительства оказывали покровительство трудящимся категориям населения, создавая бюджетные детские сады, школы, обеспечивая безработных и поддерживая малообеспеченных. Надо отметить, что эта модель, в несколько отредактированном виде действует и по сей день, в то время, как наше правительство решительно отказалось от ее реализации.
Что касается вопроса правового регулирования, то важно отметить, что за рубежом существует 2 вида организаций, которые занимаются страхованием – это акционерные общества и общества взаимного страхования.
Так в Германии действует одна из наиболее развитых систем социального медицинского страхования. Она была введена в Европе в 1883 г. Бисмарком, и в настоящее время ею охвачено более 90% населения (8% - охвачено частным медицинским страхованием и за 2% неимущих платит государство). Эта система обеспечивает необходимую медицинскую помощь в случае заболевания для всех застрахованных.
Система обязательного страхования осуществляет свою деятельность через некоммерческие страховые организации - больничные кассы. Это независимые самоуправляемые организации, структура которых определена законодательно. Контроль и управление за их деятельностью осуществляет правительственное агентство.
Французская модель медицинского страхования характеризуется эффективной интеграцией со всей системой социального страхования. В системе социального страхования существует более двадцати различных видов, в том числе медицинское - по болезни, временной нетрудоспособности, несчастному случаю, беременности и родам.
Законодательством утвержден единый порядок страхования, которым охвачено 80% населения. Система страхования, включающая в себя более 90 страховых компаний, контролируется общенациональной организацией. Фонды социального страхования, сформированные на национальном уровне, осуществляют финансирование обязательной программы страхования здоровья. Пополнение финансовых средств осуществляется путем введения страховых налогов, что составляет 90% объема фонда. При этом страховой налог равен 60% фонда оплаты труда. Кроме обязательного государственного страхования существует сеть дополнительного страхования и местные фонды социальной помощи.
В Бельгии раньше, чем в других странах была введена практика государственных дотаций оплат медицинского обслуживания. В системе медицинского страхования работает шесть общенациональных союзов страховых фондов: католический (45% населения), социалистический (26%), либеральный (7%), профессиональный (15%), независимый (4%) и вспомогательный (1%). Таким образом, 98% бельгийцев охвачено обязательным медицинским страхованием, и только 1% - частным.
Управление системой медицинского страхования осуществляет Национальный Институт по болезни и инвалидности. Коммерческие страховые компании не имеют своей ниши в системе медицинского страхования. Высокий уровень социальной защиты, всеохваченность государственным медицинским страхованием, удовлетворенность качеством медицинского обслуживания исключил острую необходимость развития частного страхования.
Таким образом, вопрос обеспечения населения в странах Европы имеет длительную историю, и при этом сохраняет актуальность и на сегодняшний день. Важно так же и то, что в Европе сегодня существует фактически единая правовая система, что и обеспечивает единую политику в области защиты населения. Так же важно и то, что страны Европы поддерживают не только нуждающихся в медицинской помощи, но также и другие категории населения, продолжая таким образом, проводить политику создания «государства социального благополучия».
|