Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления. Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению. В случае необходимости рассматривающие обращение государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо могут обеспечить его рассмотрение с выездом на место.
Обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу с уведомлением гражданина о переадресации. В случае, если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких органов или должностных лиц, копии обращения получателем должны направляться в соответствующие органы.
Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.
Законодательно определены сроки обработки и рассмотрения обращений граждан – до 30 дней, сбора материалов но обращениям граждан – до 15 дней, и другие вопросы работы и организации личного приема граждан. Так, в исключительных случаях, уполномоченное на то должностное лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
Понятие "обращение граждан" включает в себя предложения, заявления, жалобы, ходатайства, которые могут быть поданы несколькими гражданами – коллективные обращения, и одним гражданином – индивидуальное обращение.
Предложение – это обращение гражданина, направленное на совершенствование работы органов власти и управления, решение важных вопросов экономической, социально-культурной и других сфер их деятельности, где предлагаются способы решения затронутых проблем.
Заявление – это обращение гражданина по поводу реализации принадлежащих ему личных прав и законных интересов, закрепленных Конституцией и федеральными законами, не связанных с нарушением этих нрав и интересов. То есть заявление появляется в том случае, когда гражданин уверен, что наделен конкретными правами и хочет эти права реализовать.
Жалоба – это обращение гражданина о нарушении его прав, свобод и законных интересов действиями (или бездействием) органов государственной власти и местного самоуправления, их должностными и выборными лицами, руководителями организаций и общественных объединений.
В последние годы введен еще один термин в понятие "обращения граждан" – ходатайство.
Ходатайство – это обращение гражданина, подаваемое в письменной форме, с просьбой о признании за ним определенного статуса, прав, гарантий и льгот с предоставлением документов, их подтверждающих. Этот вид обращения оформляется лишь в случаях и по вопросам, установленным законодательством РФ, например, при получении гражданства.
Коллективное обращение – обращение двух или нескольких лиц в письменном виде, содержащее частный интерес, либо обращение, принятое на митинге, собрании, подписанное организаторами и (или) участниками митинга или собрания, имеющего общественный характер.
Закон г. Москвы "Об обращениях граждан" ввел еще один вид обращения (разновидность коллективного обращения) и дал ему определение "петиция".
Петиция – коллективное обращение граждан в органы власти города о необходимости проведения общественных реформ или частичного изменения городского законодательства.
Граждане имеют право обращаться в соответствующие инстанции как письменно, так и устно.
Письменные обращения граждан должны содержать наименование и адрес органа власти, организации или должностного лица, которым они адресованы, изложение существа предложения, заявления, жалобы или ходатайства, фамилию, имя, отчество обращающихся, их адреса, номера телефонов, дату и личную подпись. Если в обращении не указаны фамилия, адрес (места жительства, работы или учебы) и личная подпись, оно считается анонимным и не должно рассматриваться.
Устные обращения. Граждане могут излагать свои обращения в устной форме во время личного приема, который ведут, как правило, руководители организации. При личном приеме гражданин должен предъявлять документы, удостоверяющие его личность. Содержание устного обращения должно заноситься в карточку личного приема гражданина. В случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина. В остальных случаях должен даваться письменный ответ по существ поставленных в обращении вопросов.
|