Согласно большому юридическому словарю, трудовой стаж является «продолжительность трудовой деятельности, которая исчисляется исходя из установленного порядка». Юридическая энциклопедия, написанная под редакцией Б.Н. Топориной дает трактовку указанному понятию, согласно которой трудовой стаж является продолжительностью, которой характеризуется трудовая или иная общественно-полезная деятельность, которая может быть как оплачиваемой, так и нет. Не имеет значения когда и где протекала данная деятельность. Данная деятельность, согласно определению, порождает определенные правовые последствия.[1]
Исходя из приведенных выше определений, во главу угла здесь ставят трудовую или иную общественно полезную деятельность.
В действующем пенсионном законодательстве указанному понятию дается немного более емкое определение. Согласно законам, трудовой стаж представляет собой учитываемую в процессе определения прав гражданина на получение отдельных видов пенсий исходя из норм государственного пенсионного обеспечения, суммарную временную протяженность, которая включает в себя периоды трудовой или какой-либо иной деятельности, которые подлежат зачислению в страховой стаж гражданина с целью получения им пенсионного обеспечения на основании положений, которые регламентируются в соответствие с действующими федеральными законами, регламентирующими вопросы пенсионного обеспечения.
На текущий момент целый комплекс нормативно-правовых актов осуществляет регулирование вопросов, касающихся института трудового стажа. Данный комплекс может рассматриваться как упорядоченная иерархия, которую представляют собой законодательные и подзаконные акты.
Общепризнанные принципы и нормы международного права, ратифицированные международные договоры РФ. Так, если ратифицированным международным договором РФ установлены иные правила подсчета и подтверждения, например, страхового стажа для установления трудовых пенсий, применяются правила международного договора РФ. Среди таких международных актов можно, например, выделить Соглашение о взаимном зачете в общий трудовой стаж и выслугу лет службы в органах и учреждениях прокуратуры в государствах-участниках Содружества Независимых Государств.
Конституция РФ.
В Конституции РФ «стаж» упоминается лишь в статье 119, где установлены требования к гражданам, претендующим на должность судьи. Это наличие высшего юридического образования и стаж по юридической профессии не менее 5 лет.
Федеральные конституционные законы.
Федеральные законы.
Трудовой кодекс РФ. Ст. 66 ТК РФ устанавливает, что основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника является трудовая книжка установленного образца.
Ст. 314 ТК РФ закрепляет, что порядок установления и исчисления трудового стажа, необходимого для получения гарантий и компенсаций, устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральным законом. Таким образом, ТК РФ отсылает к другим нормативным актам, в частности Закону РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».[2]
Трудовой стаж является основанием для возникновения права на:
пенсионное обеспечение (см. например ст. 2 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении РФ», п. 2 ст. 44 ФЗ «О прокуратуре РФ», пп. 17 п. 1 ст. 28 ФЗ «О полиции» и др.),
отпуск (ст. 121, ст. 122 Трудового кодекса РФ, п. 1 ст. 41.4 ФЗ «О прокуратуре РФ», п. 2 ст. 41 ФЗ «О полиции» и др.),
получение пособия по временной нетрудоспособности (ст. 7, ст. 14 ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»),
в ряде случаев на получение заработной платы.
. Указы Президента РФ.
. Постановления Правительства РФ.
. Акты министерств и ведомств РФ.
Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, в частности трудового стажа, в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами осуществляется и конституциями (уставами), законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов РФ. Например, Конституция Республики Татарстан.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что институт трудового стажа в Российской Федерации входит в сферу регулирования достаточно обширного комплекса, который включает в себя нормативно-правовые акты на разных уровнях. Тем не менее, данной факт можно считать скорее недостатком, нежели достоинством.
Прежде всего, значительное количество нестыковок и противоречий является следствием большого числа нормативно-правовых актов. Ряд устаревших нормативно-правовых актов все еще являются действующими.
Также можно сказать, что наличие большого количества нормативно-правовых актов вызывает трудности для их практического применения. С указанными проблемами в своей деятельности сталкиваются не только суды, работники юстиции, но, прежде всего, простые граждане.
[1] Юридическая энциклопедия / Отв. Ред. Б. Н. Топорнин. - М.: Юристь, 2012. - 1272 с.
[2] "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 05.10.2015)
|