Пенсионное обеспечение является базовой и одной из самых важных социальных гарантий стабильного развития общества, поскольку непосредственно затрагивает интересы нетрудоспособного населения, а количество этого населения составляет свыше 25 - 30% населения любой страны. Также этот вопрос косвенно касается и всего трудоспособного населения.
В связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью, засчитываемой в общий трудовой стаж, назначаются следующие базовые виды пенсий:
по старости (по возрасту);
по инвалидности;
социальная;
за выслугу лет.[1]
Проводимые в текущее время преобразования в сфере пенсионного обеспечения несут в себе целью внедрение накопительной пенсионной системы. При существовании и функционирование подобной системы, те взносы, которые аккумулируются в системе пенсионного обеспечения за счет средств, которые перечисляют в нее работники и работодатели, не подлежат расходованию на выплату пенсии сегодняшним пенсионерам, а подлежат накоплению и инвестированию, таким образом пронося доход до того времени, пока плательщик не достигнет пенсионного возраста. Вся сумма сбережений, которые накопил плательщик, а также весь объем инвестиционных доходов, который он получил за время уплаты пенсионных взносов представляют его личную собственность, за счет которой и обеспечивается выплата ему пенсии во время достижения им пенсионного возраста.
При функционировании данной системы, пожилой человек не находится в зависимости ни от молодого поколения, ни от государства. Пенсионная уравниловка в такой системе отсутствует, а экономика, в то же время, имеет возможность получить значительные финансовые ресурсы для долгосрочного инвестирования.
Основные принципы, по которым все большее число стран переходит с распределительной системы на накопительную, следующие:
а) при накопительной пенсионной системе существует прямая связь между тем, сколько человек зарабатывал, и тем, какой будет размер его пенсии. Деньги на пенсионных счетах - собственность граждан, а не государства, поэтому надежность пенсионного обеспечения в накопительной системе повышается;
б) демографическая ситуация в мире сегодня такая, что на одного человека преклонного возраста постепенно приходится все меньшее число работающих;
в) накопительная система повышает норму сбережений в стране, что очень важно для ускорения экономического роста, тем более что основной фактор, определяющий низкий уровень пенсий в Российской Федерации, - состояние экономики и производительности труда.[2]
Однако при нехватке финансовых ресурсов внутри пенсионной системы происходит процесс перераспределения от получателей максимальных пенсий к получателям минимальных. Как следствие, снижается зависимость размера пенсии от продолжительности стажа и среднего заработка. Это еще более снижает заинтересованность в уплате страховых взносов. В результате ухудшается финансовое положение пенсионной системы. В этих условиях поддержка минимального размера пенсии приводит к уменьшению максимального, граждане считают несправедливым назначение почти одинаковой пенсии при разном вкладе людей в развитие экономики, это приводит к ухудшению уплаты страховых взносов, и цикл повторяется.
Существующие программы накопительного пенсионного обеспечения буксуют. Люди вообще не всегда склонны к рациональному экономическому поведению. Государство должно гораздо более жестко мотивировать предпринимателей и работающих граждан на создание личных и корпоративных пенсионных накоплений, причем собственниками этих накоплений должны быть именно граждане, а не государство или корпорации. Деятельность институтов, управляющих пенсионными деньгами, нужно сделать максимально прозрачной, только при таких условиях возрастет доверие поколения будущих пенсионеров в 2020 г. и позже.
Следует разъяснять населению необходимость и целесообразность накопительных принципов финансирования пенсии, как в обязательной, так и в добровольной части. Государство, со своей стороны, может также использовать рычаги материального стимулирования граждан к участию в накопительных системах как через налоговые льготы, так и через выплату субсидий некоторым категориям граждан, формирующих свои пенсионные накопления.
Трудовой стаж дает каждому человеку гарантии на выплату пособий по временной нетрудоспособности и пенсий по старости и выслуге лет. Несмотря на недостатки законодательства о пенсионном обеспечении, трудовой стаж на сегодняшний день продолжает оставаться основным способом обеспечения своего существования после прекращения активной трудовой деятельности.[3]
Трудовой кодекс РФ стал первым федеральным законом, предложившим легальную дефиницию социального партнерства, которое представляет собой систему взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленную на обеспечение согласования интересов работников и работодателей в вопросах регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Принципиальным отличием новых законов является то, что для получения права на трудовую пенсию по старости достаточно иметь только пять лет страхового стажа (суммарной продолжительности периодов работы и (или) иной деятельности), в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.[4]
Во многом современное правовое регулирование трудового стажа строится на нормативных актах, которые уже давно морально устарели (и это несмотря на принятие целого комплекса законов). Несомненно, что необходимы их обновление и систематизация. Нормы о различных видах стажа (зачастую даже противоречащие друг другу) "разбросаны" по десяткам разноуровневых нормативных актов. Возможно, что идеальным вариантом было бы принятие трех-четырех консолидирующих актов, которые бы вобрали в себя все положения о трудовом стаже, не урегулированные законодательными актами. Необходимо подумать над тем, как законодательно обеспечить правильность начисления стажа и что сделать для формирования прозрачной и понятной пенсионной системы.
В современной системе права социального обеспечения рассматривать трудовой стаж возможно исключительно в аспекте изучения вопросов, касающихся реформ в сфере законодательства, характеризующего вопросы пенсионного обеспечения. В качестве основных недостатков, которые характеризуют современную пенсионную реформу, специалистами отмечается тот факт, что величина стажа оказывает весьма незначительное влияние на то, в каком размере работнику будет выплачиваться его будущая пенсия. Между тем было бы справедливо, чтобы заработки и стаж работника предопределяли величину его пенсии, и он был бы заинтересован уплачивать пенсионные взносы, которые будут использованы на содержание нынешних пенсионеров.[5]
К сожалению, законодатель не прислушался к мнению Конституционного Суда РФ о том, что молодые работники в той же мере, как и работники со стажем, могут нуждаться в страховом обеспечении, и сохранил общий порядок определения размера пособия по временной нетрудоспособности в зависимости от продолжительности работы. Установлено, что застрахованным лицам, имеющим страховой стаж менее 6 месяцев, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам выплачиваются в сумме, не превышающей за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда.
Правовое государство базируется на социальном партнерстве. Будучи социальным государством, РФ призвана направлять свою политику на обеспечение условий для достойной жизни и свободного развития человека. Обеспечение условий для реализации гражданами социальных, социально-трудовых прав является одним из принципов деятельности правового демократического социального государства.
Важно понимать, что в сфере социального обеспечения нет единого правоотношения, в которое может вступить гражданин и в его рамках получать все требуемые блага.
Справедливость - это достойная награда за хорошую работу, без уравниловки и обирания трудолюбивых в пользу лентяев и бездельников, я считаю, что исключением из этого правила являются возраст и состояние здоровья. Поэтому при распределении средств в числе безусловных приоритетов должны быть: обеспеченная старость для тех, кто уже отработал свое, поддержка детей и молодежи в начале жизненного пути и забота о людях с ограниченными возможностями, включение в трудовой стаж учебы в техникумах и институтах, которые ранее были исключены из стажа, а также учет трудового стажа при расчете пенсии и после 2002 г.
Сейчас как никогда возникла потребность к становлению новых независимых профсоюзов, которые будут на деле защищать людей наемного труда, отстаивать их интересы в отношениях с работодателями.
Размер пенсии в большой степени зависит от страхового стажа. Точнее, от времени, в течение которого платятся взносы в Пенсионный фонд. Эти взносы не могут быть меньше определенного минимума. Поэтому, если работник получает зарплату «в конверте», а в ведомости расписывается за сумму меньшую, чем минимальная заработная плата, его попросту лишают страхового стажа.
В заключение первой главы курсовой работы можно сделать следующие выводы.
Согласно большому юридическому словарю, трудовой стаж является «продолжительность трудовой деятельности, которая исчисляется исходя из установленного порядка». Юридическая энциклопедия, написанная под редакцией Б.Н. Топориной дает трактовку указанному понятию, согласно которой трудовой стаж является продолжительностью, которой характеризуется трудовая или иная общественно-полезная деятельность, которая может быть как оплачиваемой, так и нет. Не имеет значения когда и где протекала данная деятельность. Данная деятельность, согласно определению, порождает определенные правовые последствия.
Институт трудового стажа в Российской Федерации входит в сферу регулирования достаточно обширного комплекса, который включает в себя нормативно-правовые акты на разных уровнях. Тем не менее, данной факт можно считать скорее недостатком, нежели достоинством.
Прежде всего, значительное количество нестыковок и противоречий является следствием большого числа нормативно-правовых актов. Ряд устаревших нормативно-правовых актов все еще являются действующими.
Также можно сказать, что наличие большого количества нормативно-правовых актов вызывает трудности для их практического применения. С указанными проблемами в своей деятельности сталкиваются не только суды, работники юстиции, но, прежде всего, простые граждане.
В современной системе права социального обеспечения рассматривать трудовой стаж возможно исключительно в аспекте изучения вопросов, касающихся реформ в сфере законодательства, характеризующего вопросы пенсионного обеспечения. В качестве основных недостатков, которые характеризуют современную пенсионную реформу, специалистами отмечается тот факт, что величина стажа оказывает весьма незначительное влияние на то, в каком размере работнику будет выплачиваться его будущая пенсия.
[1] Право социального обеспечения России: учебник / Е. Н. Доброхотова [и др.]; под ред. М. В. Филипповой. - М. : Юристъ, 2013. - 446 с.
[2] Право социального обеспечения России: учебник / Е. Н. Доброхотова [и др.]; под ред. М. В. Филипповой. - М. : Юристъ, 2013. - 446 с.
[3] Справочник практикующего юриста по трудовому праву. Сутягин В. А., Ершов И. А., Толмачев И. А. - М.: ГроссМедиа, Росбух, 2013. - 304 с.
[4] Право социального обеспечения России: учебник / Е. Н. Доброхотова [и др.]; под ред. М. В. Филипповой. - М. : Юристъ, 2013. - 446 с.
[5] Справочник практикующего юриста по трудовому праву. Сутягин В. А., Ершов И. А., Толмачев И. А. - М.: ГроссМедиа, Росбух, 2013. - 304 с.
|