Вторник, 26.11.2024, 11:48
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Характеристики государства как субъекта принятия решений

Выбор целей – отправной пункт в разработке и принятии решений. Цель государственных и муниципальных решений – идеализированный образ желаемого результата управляющего воздействия государства на объект управления и регулирования. Цель формируется под влиянием господствующих ценностей, прогноза развития объекта управления и внешней среды, выражает определенную идею, аккумулирует знания об управляющей системе.

Из многих ценностей-целей прежде всего выделяются высшие для государства:

– повышение качества и уровня жизни населения;

– сохранение единства общества как основы существования данного государства;

– обеспечение безопасности общества и государства;

– обеспечение взаимосвязей с внешним миром, другими государственными образованиями.

Эти цели образуют ядро общей государственной политики. Все другие цели и стратегии так или иначе определяются ими.

Государственные цели классифицируют различным образом:

1) по источнику возникновения и содержания – общественно-политические, социальные, духовные, экономические, производственные, организационные, информационные и др.;

2) по уровню общественно-политических ценностей – политические, административные;

3) по масштабу – государственные, национальные, классовые, корпоративные, групповые, индивидуальные;

4) по степени достижения – реально достижимые, возможно достижимые;

5) по степени значимости – ведущие, основные, побочные;

6) по объему – общие (для всего государственного управления) и частные (для отдельных его подсистем и звеньев);

7) по результатам – конечные и промежуточные;

8) по времени – отдаленные, близкие и непосредственные[1].

Учитывая властно-управленческий характер деятельности государства, можно выделить различные типы целенаправленной активности государства по отношению к объекту: влияние, властвование, регулирование, управление, контроль, а также действия в форс-мажорных обстоятельствах.

В свою очередь собственно управленческие действия государства также обладают внутренней дифференциацией. Как показывает практика, к разновидностям управленческих действий могут быть отнесены:

– государственная политика (представляющая собой комплексную совместную деятельность всех органов государственного управления по разработке и реализации долговременных целей в обществе в целом или его отдельных сферах);

– государственные компании (представляющие собой совокупность различных взаимосвязанных акций государственных органов и структур по реализации отдельных программ, проектов и решений);

– отдельные акции государства, представляющие собой действия госструктур, связанных с урегулированием отдельных общественных отношений, поисковой или иной деятельностью этих организаций;

– управленческие действия post factum, характеризующие деятельность государственных органов в посткризисной ситуации, как ответ на непредвиденные события, исключающие планирование и программирование его действий.[2]

Можно выделить различные формы политического воздействия государства на разработку конкретных управленческих целей. К формализованным формам воздействия относятся:

– доктрины (например, национальной или информационной безопасности);

– концепции (например, устойчивого развития страны);

– послания Президента (например, послание Федеральному Собранию), заявления и меморандумы Правительства.

К неформализованным видам воздействия относятся:

– политические мнения руководства, высших чиновников;

– заявления парламента, политических партий и других акторов.

Базовой характеристикой государства как субъекта принятия решений и субъекта целеполагания является публичный характер его деятельности. Публичность определяет:

– воздействие на целеполагание контрагентов, представляющих интересы различных групп населения;

– открытость обсуждения общественно значимых целей, включение в обсуждение общественности;

– необходимость контроля общественности за деятельностью власти;

– соответствие целей правовым и ценностным требованиям (справедливости, правды, гуманизма);

– возможность законодательного закрепления действий государства и проведения их в жизнь на основе законов и государственных механизмов их осуществления.

К числу устойчивых контрагентов государства как субъекта целеполагания относятся:

– общественность (гражданские объединения, общественные организации);

– международные структуры (отдельные государства, ассоциации, ТНК и др.),

– корпоративные игроки (партии, лобби, группы интересов, СМИ);

– экспертно-академические образования.

Важно отметить, что каждый из этих контрагентов государства имеет свои каналы воздействия на процесс целеполагания, обладает специфическими способами взаимодействия с центрами подготовки и принятия решений, другими важными параметрами деятельности.

Контакты государства с гражданскими структурами осуществляются на основе функционирования системы представительства, куда входят и электоральный механизм, и формы прямого представительства интересов населения. Причем коммуникации такого рода, как правило, поддерживаются властно-управленческими структурами по тем вопросам, которые либо вызывают острый интерес со стороны граждан, либо являются предпосылкой для оживления массового внимания к тем проблемам, которые являются значимыми с точки зрения власти и к которым она хотела бы привлечь внимание общества.

Признание постоянного статуса контрагентов показывает, что их позиции и интересы могут не только повлиять, но и в определенных условиях подменить общие коллективные цели и ориентиры деятельности государства. Так что, однозначная уверенность в том, что государство реализует общеколлективные интересы, является вполне распространенным заблуждением.

Другая отличительная черта государства как субъекта принятия решения заключается в особенностях объекта управления, который характеризуется огромным разнообразием. Государство при целеполагании должно найти необходимый баланс между разнообразными инструментами субъекта и объекта. Множество проблем, с которыми сталкивается государство, обусловливает многоцелевой характер государственных решений, что требует распределения целей по значимости и времени реализации. Эта задача реализуется в форме построения дерева целей.

Проблемы, на которые направлены цели государственных решений, носят комплексный характер, предполагающий воздействие на объект управления и процесс разработки решения различных факторов. Поэтому их решение носит, по преимуществу, многокритериальный характер.

Итак, государственные цели составляют ядро государственной политики и лежат в основе различных форм политического воздействия государства на общество. К базовым характеристикам государства как субъекта целеполагания относятся такие, как публичный характер его деятельности, способность разрабатывать и реализовывать комплексные и многокритериальные цели.

 

[1] Зернин Д.П., Игнатов. В.Г. Основы теории государственного управления: курс лекций. – 3-е ни., доп. и перераб. – Москва: ИКЦ "МарТ", Ростов н/Д: Изд. центр "МарТ", 2012. – С. 184.

[2] Фахрутдинова А.З. Разработки управленческого решения: учеб. пособие / А.3. Фахрутдинова. —2-е изд., перераб. и доп. – Новосибирск: СибАГС, 2012. – 212 с.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (25.06.2017)
Просмотров: 320 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%