Вторник, 26.11.2024, 11:33
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Прогнозирование в государственном и муниципальном управлении

Государственное прогнозирование было в недавнем прошлом нашей страны основой плановой экономики. Переход к отношениям рыночного хозяйства с многообразием форм собственности предполагает деятельность множества самостоятельных субъектов прогнозирования и планирования. Нормативные акты о местном самоуправлении и местном хозяйстве предоставляют права муниципальным органам в регулировании хозяйственной и предпринимательской деятельности на подведомственной территории, в планировании экономического и социального развития.

Вместе с тем прогнозирование на федеральном уровне не потеряло своего значения, оно является необходимым элементом государственного и муниципального управления.

Прогнозы лежат в основе концепций, программ, планов социально-экономического развития.

Прогнозы разрабатываются по стране, территориям, видам и отраслям производства, проблемам и т.д. Отдельные прогнозы, такие, как: последствий вероятного наступления определенных событий в стране и за ее пределами; развития отдельных крупных сфер "подсистем" экономики (финансов и денежного обращения, трудовых ресурсов и занятости, макропоказателей); политологические; социальные; развития конкретных видов производства, отраслей; научно-технические; внешнеэкономические; экологические; развития производственных, управленческих и территориальных структур – сводятся в обобщающий прогноз социально-экономического развития.

Социальное прогнозирование включает разработку как поисковых, так и целевых прогнозов.

Поисковый прогноз заключается в определении развития некоторой подсистемы при условии, что государственное воздействие на экономические процессы в данный отрезок времени останется неизменным. При этом прогнозе в общественном производстве высвечиваются "узкие места)), устранение которых в результате государственного воздействия способно улучшить экономические параметры развития.[1]

Целевой (нормативный) прогноз разрабатывается с учетом задач, которые ставятся перед экономикой (например, достижение определенного уровня потребления). Для этого государственными органами подготавливается перечень первоочередных заданий. Прогнозы разрабатываются с использованием сценарного подхода, т.е. учитывается комплекс условий, задаваемых в качестве исходных (например, погодные, общественно-политические, между народные, правовые условия и др.).

В развивающемся обществе требуется периодическое уточнение разрабатываемых прогнозов. Периодичность корректировок зависит от скорости и значимости происходящих изменений. Следует избегать неоправданно частого пересмотра прогнозов, приводящего к их обесценению и снижению эффективности прогнозной деятельности.

Исходя из положений, которые содержаться в Конституции РФ, вопросы, связанные с регулированием социально-экономической сферы, относятся к компетенции Правительства РФ. Для решения этих вопросов, им разрабатывается государственная структурная и инвестиционная политика, проводится бюджетная, кредитная, денежная, ценовая политика. Также Правительство составляет прогнозы социально-экономического развития, осуществляет формирование федеральных целевых программ и обеспечивает реализацию этих программ исходя из тех приоритетов, которые были выбраны.

Экономическую политику разрабатывает Министерство экономики Российской Федерации. В сферах, связанных с прогнозированием и планированием, Министерством экономики РФ выполняются следующие функции:

– организация и координация подготовки комплексного прогноза, который относится к социально-экономическому развитию РФ, регионов, а также отраслей и секторов экономики;

– представление предложений исходя из тех или иных вариантов сценарных условий, целей и приоритетов, которые относятся к социально-экономическому развитию Российской Федерации, развитию народнохозяйственных комплексов, отраслей экономики, регионов. Также правительство осуществляет разработку сводного финансового баланса государства, обосновывает исходя из экономической точки зрения отдельные статьи доходов и расходов федерального бюджета, в том числе обосновывает бюджетную заявку на финансирование поставок продукции, которая предназначена для федеральных и государственных нужд;

– осуществление организационно-методического руководства и координации работ, связанных с формированием и реализацией федеральных и межгосударственных целевых программ, осуществление формирования перечня программ, которые предусмотрены к финансированию за счет федеральных бюджетных средств.

Министерство экономики Российской Федерации предоставляет Правительству комплексные прогнозы, связанные с социально-экономическим развитием, федеральные целевыми программами, предложения, в которых обосновывается государственная социально-экономическая политика, а также предложения, связанные с экономическими реформами и другими вопросами.

Исходя из своей компетенции, Минэкономики РФ осуществляет координацию работы экономических служб, которые относятся к органам исполнительной власти, направленной на разработку межрегиональных и федеральных прогнозов и программ, а также мер государственного влияния на экономические процессы.

Органами, представляющими исполнительную власть в Российской Федерации (ведомствами и министерствами), а также в субъектах Российской Федерации ведется разработка предложений, которые относятся к планам и прогнозам. Также предоставляются их предварительные варианты.

Разработка прогнозов социально-экономического развития осуществляется на основе комплексного анализа демографического положения, научно-технического потенциала, размеров накопленного национального богатства, существующей социальной структуры, состояние природных ресурсов, внешнего положения РФ, а также перспектив того, как указанные факторы могут измениться.

Согласно постановлению правительства, ежегодно разрабатываются:

– прогноз социально-экономического развития РФ на следующий год;

– проект федерального бюджета на следующий год;

– прогноз (отдельные параметры) социально-экономического развития России на три года вперед;

– прогноз основных характеристик и структуры доходов и расходов федерального бюджета на три года вперед.

Министерство экономики РФ является ведущим органом в области реализации социально-экономической политики страны, организует разработку и исполнение государственных социально-экономических прогнозов, планов и программ.

Прогнозы подразделяются на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.

На краткосрочную перспективу ежегодно разрабатывается прогноз социально-экономического развития. Этот прогноз правительство Российской Федерации одновременно с проектом федерального бюджета представляет Государственной Думе. Данный прогноз составляется в августе – октябре года, предшествующего прогнозируемому, и корректируется дважды: по итогам полугодия и по итогам трех кварталов в качестве базы прогноза на следующий год.[2]

На среднесрочную перспективу разрабатывается прогноз социально-экономического развития на период от трех до пяти лет и ежегодно корректируется, Этот прогноз должен ежегодно публиковаться в той части послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, которая выражает концепцию социально-экономического развития на среднесрочную перспективу. Среднесрочные прогнозы разрабатываются в первой половине года с продлением горизонта прогнозирования на один год.

На долгосрочную перспективу разрабатывается прогноз социально-экономического развития раз в пять лет на десятилетний период. Па основе этого прогноза Правительство Российской Федерации организует разработку концепции социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу. Порядок разработки прогноза и концепции социально-экономического развития определяется Правительством Российской Федерации.

 

[1] Фахрутдинова А.З. Разработки управленческого решения: учеб. пособие / А.3. Фахрутдинова. —2-е изд., перераб. и доп. – Новосибирск: СибАГС, 2012. – 212 с.

[2] Фахрутдинова А.З. Разработки управленческого решения: учеб. пособие / А.3. Фахрутдинова. —2-е изд., перераб. и доп. – Новосибирск: СибАГС, 2012. – 212 с.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (25.06.2017)
Просмотров: 161 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%