В науке теории государства и права, а также гражданского права вопрос
о субъектах правовых отношений занимает центральное место, причем
основное внимание обращается на то, что в современной юридической науке
понятие «субъект права» употребляется как синоним терминов «субъект»,
~ 6
«участник правоотношений» .
На законодательном уровне круг субъектов земельного права закреплен в ст. 5 ЗК РФ: физические лица, юридические лица и публично - правовые образования.
В юридической литературе указывается на две группы субъектов земельных правоотношений: первая - потенциальные носители прав и обязанностей, вторая - реальные участники земельных правоотношений. Так, в своих работах И.О. Краснова и Н.Г. Жаворонкова отмечают, что субъекты права имеют двойственное отношение к земельным правоотношениям. С одной стороны, субъект выступает потенциальным участником земельных правоотношений, а с другой - является реальным носителем субъективных прав и обязанностей . Аналогичной позиции о потенциальности участия юридических лиц в земельных правоотношениях придерживается и О.А. Романова . Е.А. Галиновская также отмечает, что «только субъект права (т.е. субъект, признанный правом носителем объективных прав и обязанностей) может стать и субъектом правовых отношений. Специфика, сложность и противоречия участия лиц в земельных правоотношениях связаны во многих случаях именно с тем, какие субъекты и каким образом закреплены [1] [2] [3]
земельным правом» .
Субъект права, для вступления в конкретное правоотношение должен обладать объективной возможностью такого вступления (то есть законодательно должна быть закреплена возможность участия субъекта в правоотношении), а, кроме того, осуществлять непосредственные действия, необходимые для установления конкретных прав и обязанностей.
Для вступления юридического лица в правоотношение определенного рода субъект должен обладать набором качеств, составляющих основу его правосубъектности. Вступление юридических лиц в земельные правоотношения предполагает наличие у них земельной правосубъектности. О.А. Самончик определяет земельную правосубъектность юридических лиц как их способность иметь права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в их учредительных документах, и нести обязанности в области использования и охраны земель, а также способность своими
действиями приобретать права и создавать для себя обязанности и исполнять
10
их .
Для решения задач настоящего диссертационного исследования необходимо рассмотреть содержание понятия «правосубъектность», а также его соотношение с категориями «правоспособность» и «дееспособность».
Понятие «правосубъектность» впервые было использовано в ст. 6 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.[4] [5] [6], и на протяжении всех последующих лет являлось предметом научных дискуссий[7].
Анализируя категорию «правосубъектность», ученые-юристы ставят
вопрос о ее соотношении с категорией «правовой статус», при этом выделяется несколько подходов. Представители первого подхода считают, что правосубъектность является составной частью, элементом правового статуса . Другие ученые отождествляют правосубъектность и правовой статус[8] [9]. Третья группа ученых высказывают мысль о том, что правовой статус является элементом, определяющим содержание правосубъектности[10].
Существуют и иные точки зрения. Так, Б.Д. Дамдинов, к мнению которого мы присоединяемся, считает, что правосубъектность является основанием правового статуса субъекта права. Общая правосубъектность порождает общий правовой статус, то есть способность лица быть субъектом права вообще, а отраслевая правосубъектность порождает специальный правовой статус, то есть способность лица быть субъектом правоотношений в той или иной отрасли права, включая земельное право[11].
Присоединяясь к утверждению о том, что правовой статус необходимо рассматривать в качестве совокупности прав и обязанностей, считаем необходимым добавить, что в правовой статус включаются также гарантии защиты прав и ответственность за неисполнение обязанностей.
Термин «правосубъектность» имеет общетеоретическую правовую природу, однако наиболее подробно он исследован в трудах цивилистов, которые, как правило, связывают правосубъектность лиц с наличием
правоспособности и дееспособности . Иногда в составе правосубъектности, кроме правоспособности и дееспособности, выделяют еще деликтоспособность. Применительно же к юридическим лицам, гражданское законодательство раскрывает содержание правосубъектности, используя термины «правоспособность» и «правосубъектность» как синонимы.
В отечественной правовой системе правоспособность физического лица обозначает способность иметь гражданские права и нести юридические обязанности (гражданская правоспособность) (ст. 17 Гражданского кодекса Российской Федерации - далее ГК РФ ). Гражданская правоспособность признается в равной мере за всеми гражданами, возникает в момент их рождения и прекращается смертью. Содержание гражданской правоспособности раскрывается в ст. 18 ГК РФ как право граждан иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью; создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; иметь различные имущественные и личные неимущественные права.
По аналогии с гражданской правоспособностью земельная
правоспособность означает для субъекта права способность иметь права и нести обязанности в рамках земельных правоотношений.
Основные черты гражданской правоспособности определялись с конца XIX века следующим образом: а) она неотделима от субъекта права, то есть нельзя физическое или юридическое лицо лишить правоспособности; б) она непередаваема, ее нельзя делегировать другим; в) по отношению к субъективному праву первична, исходна, играет роль предпосылки, без правоспособности не может возникнуть субъективное право; г) она [12] [13]
[14]. Аналогичным образом, по нашему мнению, можно
охарактеризовать и земельную правоспособность.
Исходя из вышесказанного, правоспособность является постоянной характеристикой субъекта права, так как обозначает его объективную способность иметь права и нести обязанности. В случае, если субъект является неправоспособным, он не сможет ни осуществлять права, ни исполнять обязанности.
Второй составляющей гражданской правосубъектности физического лица является его дееспособность. Наличие у гражданина дееспособности означает, что он своими собственными действиями может приобретать, создавать, осуществлять и исполнять гражданские права и обязанности.
Необходимо отметить, что дееспособность физических лиц в особых случаях по решению суда может быть ограничена в соответствии со ст. 30 ГК РФ. Кроме того, в соответствии со ст. 29 ГК РФ гражданин может быть признан недееспособным. При этом реализация субъектом своих прав осуществляется через его представителей.
Правоспособность юридического лица заключается в том, что оно может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
Дееспособность юридических лиц совпадает с дееспособностью физических лиц.
Гражданское законодательство не содержит каких-либо разъяснений о том, может ли юридическое лицо быть лишено дееспособности, и может ли при этом юридическое лицо оставаться правоспособным. На наш взгляд, можно говорить об ограниченной дееспособности юридического лица в случае реализации процедур банкротства в соответствии с нормами Федерального закона № 127-ФЗ от 26.10.2002 «О несостоятельности (банкротстве)». Ограничение дееспособности может быть осуществлено, по нашему мнению, также в результате применения к юридическому лицу
наказания за нарушения в области использования и охраны земель (выражающиеся, в частности, в нарушении правил обращения с пестицидами и гербицидами, порче земель) в виде административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток (ст. 8.3, 8.6, 8.12 КоАП РФ). Административное приостановление деятельности предполагает временное прекращение: деятельности субъекта, в том числе юридического лица; эксплуатации им агрегатов, объектов, зданий или сооружений;
осуществления отдельных видов деятельности[15] [16]. Запрет на использование сельскохозяйственной техники, например, означает невозможность обработки земельного участка, невозможность проводить оросительные или осушительные работы.
Полагаем, что нельзя считать ограничением дееспособности лишение юридического лица лицензии на осуществление отдельных видов деятельности. В данном случае имеет место ограничение правоспособности юридического лица. Лицензия, согласно абз.2 п.3 ст.49 ГК РФ, дает право юридическому лицу осуществлять определенный вид деятельности. Мнение о том, что необходимость получения лицензии, а также другой аналогичной разрешительной документации, влияет на объем правосубъектности юридического лица, высказывает Б.М. Гонгало . Лицензирование, как нам видится, в большей степени влияет на гражданскую правоспособность юридического лица.
Таким образом, в случае нарушения законодательства у юридического лица может быть ограничена дееспособность (административное приостановление деятельности), а в некоторых случаях и правоспособность (например, в случае прекращения действия лицензии).
Правоспособность юридического лица возникает одновременно с
дееспособностью с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.
Гражданское законодательство наделяет юридических лиц правами, соответствующими целям деятельности, предусмотренным в их учредительных документах. При этом за коммерческими организациями закрепляется возможность иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления видов деятельности, не запрещенных законом (общая правоспособность). Государственные и муниципальные унитарные организации, а также юридические лица, учреждаемые на основании специальных законов, имеют специальную правоспособность.
Общая правоспособность юридического лица соответствует общей правоспособности граждан. В то же время в правоспособность юридических лиц не могут быть включены права, которые присущи только физическим лицам (избирательное право, право вступать в брак). Специальная правоспособность предполагает наличие у юридического лица лишь таких прав и обязанностей, которые соответствуют целям его деятельности и прямо зафиксированы в его учредительных документах.
Как отмечают ученые-цивилисты, универсальной правоспособностью юридические лица были наделены только в связи с принятием Гражданского кодекса РФ 1994 года. При этом, по мнению некоторых цивилистов, установление «специальной правоспособности является общим принципом наделения юридического лица правами и обязанностями. Наличие общей правоспособности является лишь исключением из общего правила, поскольку действует только в отношении коммерческих негосударственных организаций» . Специальной же правоспособностью, как следует из данного утверждения, наделяются все остальные юридические лица (в том числе некоммерческие организации, государственные, муниципальные [17] организации). Между тем, на 1 января 2016 года в Российской Федерации зарегистрировано 90 тысяч некоммерческих организаций и около 4,3 миллионов коммерческих негосударственных организаций . Из этого следует, что на сегодняшний день утверждение, что общая правоспособность является исключением из общего правило, будет неверным.
Более точно, как нам представляется, осуществляет разграничение правоспособности на общую и специальную В.В. Пиляева, которая отмечает, что общая правоспособность характерна для коммерческих организаций, за некоторым исключением, например, страховых и банковских организаций. Специальная же правоспособность принадлежит только некоммерческим организациям и означает, что они имеют только те права и обязанности, которые соответствуют целям деятельности и закреплены в их уставе или другом учредительном документе. В рамках специальной правоспособности деятельность может осуществляться на основании лицензии. В содержание правоспособности входят как свободно осуществляемые виды деятельности,
24
так и лицензируемые виды деятельности .
По нашему мнению, разделение гражданской правоспособности юридических лиц на общую и специальную является справедливым, так как позволяет выделить в общей массе юридических лиц те, которые занимаются специфической деятельностью.
Схожую позицию высказывает Е.А. Суханов, выделяя универсальную (общую) правоспособность, предоставляющую юридическим лицам возможность участвовать в любых гражданских правоотношениях, и специальную (ограниченную), предполагающую их участие лишь в определенном, ограниченном круге таких правоотношений[18] [19] [20]. На основе этого подхода получается, что юридическое лицо, вступающее в правоотношения по поводу приобретения, реализации, ограничения или прекращения права
собственности и других прав в отношении земельного участка, обладает общей гражданской правоспособностью, но эта правоспособность не ограничивается только лишь гражданско-правовой составляющей.
Правоотношения по использованию и охране земельного участка являются земельными правоотношениями и требуют наличия земельной
правосубъектности. Но как при этом можно охарактеризовать земельную правосубъектность?
Н.А. Волкова утверждает, что земельная правосубъектность
юридических лиц уже сама по себе является специальной и определяется в
своем объеме и содержании целями (задачами) деятельности конкретного
26
юридического лица .
Н.Н. Школина высказывает мнение, что «земельная правосубъектность является разновидностью общей правосубъектности юридического лица, обладание которой позволяет данному лицу выступать участником конкретных земельных правоотношений» . С мнением Н.Н. Школиной мы хотели бы согласиться на том основании, что земельные правоотношения выступают в качестве разновидности общественных отношений (урегулированных нормой права общественных отношений по поводу использования и охраны земли ).
В теории земельного права земельная правосубъектность может быть классифицирована по нескольким критериям.
Например, С. А. Чаркин предлагает строить теорию земельной правосубъектности юридических лиц с позиции их классификации на частные, публичные и частно-публичные. В обоснование своей позиции автор приводит довод о том, что объем прав публичных юридических лиц может отличаться от объема прав обычных юридических лиц, выступающих [21] [22] [23]
в качестве участников земельных правоотношений . Публичные юридические лица подразделяются на две группы:
- государственные и муниципальные учреждения, казенные предприятия и центры исторического наследия президентов Российской Федерации - земельные участки предоставляются таким юридическим лицам на праве постоянного (бессрочного) пользования. Указанные юридические лица не могут быть собственниками переданных им участков.
- государственные (муниципальные) унитарные предприятия - земельные участки передаются им на праве аренды.
К частно-публичным юридическим лицам можно отнести:
- государственные корпорации - являются частными собственниками переданных им земельных участков, но могут использовать их только для достижения целей, ради которых они были созданы;
- государственные компании (ГК «Российские автомобильные дороги») - могут приобретать земельные участки на праве аренды;
- фонд «Сколково» - является собственником предоставленного ему земельного участка, однако на управляющую компанию возложен ряд публично-правовых функций, обусловленных необходимостью создания условий для нормальной научной работы российских и зарубежных ученых, в том числе функций в области передачи в аренду земельных участков, разработки градостроительной документации, передачи жилых помещений участникам проекта.
К юридическим лицам частного права относятся все остальные виды коммерческих и некоммерческих организаций. С.А. Чаркин при этом указывает, что для юридических лиц частного права, с одной стороны, нормативно закрепляются дополнительные обязанности, обусловленные ценностью используемого ими земельного ресурса (например, по обеспечению плодородия используемых юридическими лицами сельскохозяйственных угодий), а с другой стороны, законодатель [24]
предоставляет ряд существенных льгот при предоставлении земельных
30
участков отдельным разновидностям юридических лиц частного права .
Часто в юридической литературе высказывается мысль о делении земельной правосубъектности на общую и специальную. Общей земельной правосубъектностью обладают коммерческие организации (она включает в себя возможность иметь гражданские и земельные права (вещные и обязательственные права на земельные участки, соответствующие целям деятельности, предусмотренной в учредительных документах организации), а специальной земельной правосубъектностью обладают некоммерческие организации и государственные и муниципальные унитарные предприятия[25] [26]. Мы разделяем данное мнение о делении земельной правосубъектности на общую и специальную в силу того, что общая земельная правосубъектность предполагает некое общее правило, которое распространяется на подавляющее число юридических лиц. Если в качестве основания деления земельной правосубъектности на общую и специальную использовать способность приобретения земельного участка на том или ином праве, то мы получим следующее.
Общей земельной правосубъектностью обладают коммерческие организации на том основании, что они приобретают земельные участки на праве собственности и в аренду на торгах за плату.
Все остальные способы приобретения земельного участка относятся к специальным способам. То есть специальная земельная правосубъектность предполагает наличие исключения из общего правила. Например, государственные и муниципальные унитарные предприятия могут быть только арендаторами земельных участков. А юридические лица, указанные в пп.2-4 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ, являются субъектами права постоянного (бессрочного) пользования (и только они). Специальная земельная правосубъектность может проявляться в возможности применения льгот при предоставлении юридическому лицу земельного участка в собственность. В частности, бесплатно в собственность предоставляются земельные участки общественным организациям инвалидов и религиозным организациям (п.2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137 -ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).
Земельная правосубъектность связана с правовым режимом земель, и в некоторых случаях законом предъявляются специальные требования к организационно-правовой форме юридического лица (казенные предприятия могут приобретать земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования, а также в безвозмездное пользование на срок до 1 года), или устанавливаются ограничения по критерию происхождения юридического лица (отечественные или иностранные юридические лица). В качестве примера приведем требования Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее Закон № 101-ФЗ), закрепляющего запрет для иностранных юридических лиц быть правообладателями земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения на каких-либо правах, за исключением права аренды (ст. 3 Закона № 101-ФЗ).
И гражданская, и земельная правосубъектность предполагают возможность приобретения ряда совпадающих прав в части обладания земельным участком как имуществом, в частности: право совершать сделки с земельными участками, пользоваться земельными участками, наследовать земельные участки, защищать имущественные права на земельные участки. Одновременно с этим, определенный объем гражданских прав имеет косвенное отношение к земельным правоотношениям: например, право заниматься предпринимательской деятельностью в сельском хозяйстве, что предполагает участие в земельных правоотношениях по использованию земель сельскохозяйственного назначения; право землепользователей объединяться для защиты своих интересов (формирование ассоциаций землепользователей). [27]
В то же время юридические лица при вступлении в земельные правоотношения приобретают такие права как: право использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды, обводненные карьеры (пп.1 п.1 ст. 40 ЗК РФ); право проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарногигиеническими и иными специальными требованиями (пп.3 п.1 ст.40 ЗК РФ); право субъектов земельных правоотношений участвовать в решении публичных вопросов, касающихся их прав на землю (пп.4 п.1 ст.1 ЗК РФ); право участников земельных правоотношений на реализацию земельных прав (однако оно не должно противоречить интересам третьих лиц) (ст. 41, 43 ЗК РФ); право осуществлять кадастровый учет земельных участков (ст. 15 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» ).
Осуществление кадастрового учета земельного участка можно отнести к правам правообладателей участков на том основании, что на сегодняшний день законодатель не определяет данное действие в качестве обязанности. В Департаменте недвижимости Министерства экономического развития РФ отмечали, что поскольку кадастровый учет и государственная регистрация прав на земельные участки носят заявительный характер, и действующими нормативными правовыми актами для правообладателей объектов недвижимого имущества не установлены не только сроки, но и обязанности по осуществлению государственного кадастрового учета, то к ним не могут быть применены санкции за несвоевременную постановку на кадастровый [28]
учет (то есть меры принудительного воздействия по отношению к нарушителям установленных правил)[29].
Кроме того, земельная правосубъектность позволяет собственнику земельного участка инициировать процедуру перевода земельного участка из одной категории в другую и изменения вида разрешенного использования.
Содержание земельной правосубъектности юридических лиц включает также способность нести ряд правовых обязанностей. Так, в соответствии со ст. 42 ЗК РФ, на юридические лица возлагаются следующие обязанности: «использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно - гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы».
Согласно ст. 130 ГК РФ земельный участок относится к видам имущества, включенного в состав объектов гражданских правоотношений. При этом п.3 ст. 3 ЗК РФ указывает, что нормы гражданского законодательства регламентируют отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением земельными участками, за исключением случаев, прямо предусмотренных земельным законодательством. Отношения в области использования и охраны земель, регулируются земельным законодательством (п.1 ст.3 ЗК РФ). Значительное влияние на земельные правоотношения оказывает градостроительное законодательство, устанавливая, например, виды разрешенного использования земельных участков, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства в пределах земель населенных пунктов.
Таким образом, отношения по использованию и охране земель в той или иной степени попадают в сферу действия земельного, гражданского, экологического и градостроительного законодательства. В связи с этим мы полагаем, что земельная правосубъектность имеет комплексную правовую природу. Момент возникновения земельной правосубъектности юридического лица совпадает с моментом возникновения гражданской правосубъектности. Это означает, что земельная правосубъектность (как и гражданская) возникает в момент государственной регистрации юридического лица. Таким образом, способностью приобретать земельный участок на том или ином праве юридическое лицо обладает уже с момента государственной регистрации. А реализация прав, закрепленных в ст. 40, 41 ЗК РФ становится возможной только после приобретения права на земельный участок.
Следует отметить, что сторонами земельного правоотношения могут выступать юридические лица, осуществляющие кадастровый учет, страхование земельных участков, при этом они не приобретают прав на земельные участки. Организации, выступающие в качестве строительных подрядчиков, также не приобретая прав на земельный участок, осуществляют снятие плодородного слоя почвы. Земельная правосубъектность указанных юридических лиц представляется ограниченной в связи с тем, что в рамках таких правоотношений они могут приобрести лишь право доступа на земельный участок с целью осуществления определенного набора операций (обмер, осмотр, осуществление строительных работ, снятие плодородного слоя почвы). Осуществление строительных работ при этом может быть осуществлено только при наличии разрешения на проведение строительных работ и снятие плодородного слоя почвы.
В свете вышеизложенного представляется, что под земельной правосубъектностью необходимо понимать комплексную теоретическую категорию, характеризующую способность юридического лица своими действиями приобретать права, а также исполнять обязанности в области использования и охраны земель. Земельная правосубъектность юридического лица предопределяется страной его происхождения, долей иностранного участия, а также видами осуществляемой им деятельности.
[1] См.: Марченко М.Н. Теория государства и права. - М., 2001. - С. 591.
[2] См.: Краснова И.О. Земельное право: элементарный курс. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Юристъ, 2003. - С. 198; Земельное право: учебник для бакалавров / под ред. Н.Г. Жаворонковой, И.О. Красновой. - М.: Издательство Юрайт, 2013. - С.48.
[3] См.: Земельное право: учебник для бакалавров / отв. ред. Н.Г. Жаворонкова, О.А. Романова. М.: Проспект. - 2013. - С. 23.
[4] Галиновская Е.А. Земельное правоотношение как социально-правовое явление: монография. - М.: ИЗиСП, ИНФРА-М, 2015. - С. 87.
[5] См.: Самончик, О. А. Земельная правосубъектность сельскохозяйственных коммерческих организаций / О. А. Самончик // Право собственности на землю в сельском хозяйстве Российской Федерации. -М, 1996. - С. 34.
[6] Всеобщая декларация прав человека принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. См.: Права человека: Сборник международных документов. - М., 1986. С. 34.
[7] См.: Авилина И.В. Гражданская правосубъектность организаций, финансируемых в сметном порядке по государственному бюджету: Дисс. ... к.ю.н. М., 1982. - 200с.; Добрынина Л.Ю. Правосубъектность юридических лиц и ее ограничения по выпуску ценных бумаг // Известия вузов: Правоведение. 2001. - №1. - с.34; Пятков Д.В. Гражданская правосубъектность хозяйственных публичных организаций и ее реализация при разграничении собственности: Дисс. ... к.ю.н. Екатеринбург. 1999. - 198с.
[8] См.: Халфина Р.О. Общее учение о правоотношении. М.: Юрид. лит. - 1974. - С. 123 - 126; Алексеев С.С. Общая теория права: В 2 т. Т. 1. М. - 1984. - С. 141; Медведев Д.А. Проблемы реализации гражданской правосубъектности государственного предприятия: Автореф. дисс. ... к.ю.н.. СПб. - 1990. - С. 8; Меркулов В.В. Гражданско-правовой договор в механизме регулирования товарно-денежных отношений. Рязань. - 1994. - С. 98; Инжиева Б.Б. Участие государства в современном гражданском обороте: монография / под ред. А.Я. Рыженкова. М.: Юстицинформ. - 2014. - С. 82; Теория государства и права: Учебник / Под ред. к.ю.н., доцента П. В. Анисимова - М.: ЦОКР МВД России. - 2005. - С.187; Пономарева Т.Н. Правовой статус коммерческой организации. Автореф. дисс. ...к.ю.н. СПб. - 2013. - С.7; Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства. Учебник для юридических вузов и факультетов. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА М). - 2000. — С. 334.
[9] См.: Мицкевич А.В. Субъекты советского социалистического права: Дисс. ... к.ю.н. Л. - 1954. - С. 30; Толстой Ю.К. К теории правоотношения. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та. - 1959. - С. 11; Тархов В.А. Гражданское правоотношение. Уфа. - 1993. - С. 59; Тархов В.А. Гражданское право. Общ. часть. Курс лекций. Чебоксары: Чув. кн. изд-во. - 1997. - С. 110.
[10] См.: Мальцев Г.В. Социалистическое право и свобода личности. М. - 1969. - С. 87.
[11] См.: Дамдинов Б. Д. Теоретические проблемы правового статуса субъекта Российской Федерации // Сибирский юридический вестник. - 2002. - № 3. - С. 13
[12] См.: Сергеев А. П., Толстой Ю. К. Гражданское право Учебник. Издание четвертое, переработанное, и дополненное. Т. 2. Проспект. - М. 2003. - С. 97; Пиляева В.В. Гражданское право. Части общая и особенная: учебник. - 5-е изд., перераб. - М.: Кнорус. - 2011 - С. 24; Теория государства и права: учебник для бакалавров / под ред. В. К. Бабаева. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт. - 2013. - С.147.
[13] Гражданский кодекс Российской Федерации: часть первая: принят Государственной Думой 23 апреля 1994 года//Собрание законодательства РФ. 1994. № 22. Ст. 2457.
[14] См.: Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. СПб. - 1909. - С. 99.
[15] См.: Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (постатейный) / Амелин Р.В., Бевзюк Е.А., Волков Ю.В., Воробьев Н.И., Вахрушева Ю.Н., Жеребцов А.Н., Корнеева О.В., Марченко Ю.А., Степаненко О.В., Томтосов А.А. // СПС КонсультантПлюс. 2014.
[16] См.: Гражданский кодекс Российской Федерации. Юридические лица: постатейный комментарий к главе 4 / Автор к комментарию ст. 49 Б.М. Гонгало / Е.В. Бадулина, К.П. Беляев, А.С. Васильев и др.; под ред. П.В. Крашенинникова. М.: Статут, 2014. - С. 70.
[17] См.: Сергеев А.П., Толстой Ю.К. Гражданское право Учебник. Т. 1. - М.: Проспект, 2002. - С.168.
[18]См.: Россия в цифрах. 2016: Крат.стат.об./ Росстат - М., 2016. - С. 173-201.
[19] См.: Пиляева В.В. Гражданское право. Части общая и особенная: учебник. - 5-е изд., перераб. - М.: Кнорус, 2011 - С. 24.
[20] См.: Гражданское право. В 4 т. Т. 1: Общая часть (отв. ред. - Е.А. Суханов). - М.: «Волтерс Клувер», 2008. - С. 143.
[21] См.: Земельное право: учебник для самостоятельной работы студентов юридических вузов, обучающихся по дистанционной форме образования / Н.А. Волкова и др. / под ред. И.А. Соболя, Н.А. Волковой. - 7-е изд., перераб и доп. - 2013. - С. 22.
[22] Школина Н.Н. Земельная правосубъектность сельскохозяйственных коммерческих организаций. Автореф. дисс. ...к.ю.н. М., 2009. - С.15.
[23] См.: Галиновская Е.А. Теоретические и методологические проблемы земельных правоотношений. Монография. М.,2000. - С.12.
[24] См.: Чаркин С.А. Земельные правоотношения как межотраслевая правовая категория: монография - М.: Издательство Юрайт, 2012. - С. 89.
[25] Там же. - С. 91.
[26] См.: Анисимов, А.П. Земельное право России: учебник. - М.: Высшее образование, Юрайт, 2014. - С. 39.
[27]См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 29 июля 2002 г. № 30. Ст. 3018.
[28] См.: Собрание законодательства РФ. - 20.07.2015. - № 29 (часть I). Ст. 4344.
[29] См.: О внесении изменений в земельное законодательство РФ. Письмо Минэкономразвития РФ от 21.10.2011 № Д23-4423. [Электронный ресурс]: Консультант Плюс, 2016.
|