В России, как и в других странах мира, земля с древних времен являлась основой благосостояния. Именно земли приносили доход в государственную
35 36
казну , поскольку на черные тягловые земли ложилась основная часть податей[1] [2] [3], взимаемых в Московском государстве[4]. Тягло[5] являлось обязательным условием права собственности лиц на имущество, и все русские земли считались «отчиной» московских государей, чем и объяснялась вся сложившаяся система государственных податей и повинностей. Население, жившее на черных государственных землях, владело ими только потому, что являлось тягловым по отношению к государственной казне[6]. Говорить о появлении юридических лиц в России до конца XVIII века не имеет смысла. Это обусловлено тем, что само понятие «юридическое лицо» в данный период в правовых источниках не употребляется. Не существует и субъектов со схожими характеристиками.
В качестве исключения можно выделить Русскую Православную Церковь. Разумеется, отнесение ее к категории юридических лиц возможно только с точки зрения современного гражданского и земельного законодательства.
Участие Церкви[7] [8] в земельных правоотношениях всегда сопровождалось стремлением к увеличению площади принадлежащих ей земель. По мнению А.Л. Беглова, земельная правосубъектность Церкви зародилась в XIII веке в период нашествия хана Батыя . Это, прежде всего, было обусловлено освобождением земельной собственности церковных (религиозных) институтов от дани[9] [10]. Русские князья использовали возможность снижения размеров дани, и переводили часть земель в распоряжение церкви. В результате церковное землевладение выросло с выделением конкретных субъектов: архиерейские кафедры и монастыри.
Именно монастыри выступали главными субъектами, которые аккумулировали земельные ресурсы внутри русской церкви. Более того, особое социальное и политическое положение Церкви позволяло использовать ей недоступные для других субъектов способы получения земель в собственность. А.С. Павлов указывал, что приобретение церковью прав на земельные участки в отдельных случаях осуществлялось по инициативе владельцев земельных участков путем выдачи духовной грамоты . Из этого
следует, что уже в период с XIII по XV века Церковь обладала земельной правосубъектностью.
Недовольство духовными грамотами[11] [12] [13], значительно урезавшими права законных наследников, требовало государственного вмешательства в процедуры составления и исполнения завещаний. На рубеже XV-XVI веков княжеская власть проявляет активный интерес к увеличившимся земельным владениям церкви. Московские государи, в конечном итоге являвшиеся верховными собственниками всех русских земель, считали, что у церквей и монастырей не может быть иных оснований приобретения права собственности на землю, кроме государева пожалования. В целях ограничения церковного землевладения издаются грамоты, в которых предписывается не исполнять распоряжений «об отдаче церквям и монастырям имущества, отказанного на
46
«поминок по душе» .
Учитывая тот факт, что земельный вопрос считался еще и политическим вопросом, все земельные отношения необходимо рассматривать через призму отечественной политической системы. В целях ограничения церковной власти принимается решение об изъятии части земель у Церкви. По мнению В.Н. Латкина, впервые вопрос о секуляризации церковной собственности, в том числе и земель, был поставлен Иваном III . Так, например, он потребовал от завоеванного им Новгорода половину волостей новгородского духовенства и впоследствии, в процессе присоединения новгородских земель к Москве, земли монастырей из других княжеств также стали переходить под власть московских государей. В целом складывалась тенденция, согласно которой монахи как церковные люди были подсудны своим епархиальным архиереям, но монастыри как вотчинники - землевладельцы, зависели от князей, которые
имели право пожалования.
На Стоглавом соборе (1551 г.) было положено возвратить земли, отданные на помин души, родне завещателя, а монастыри вознаградить деньгами; если родственников нет, отобрать за такое же вознаграждение в казну. Запрещалось монастырям и храмам земельные участки продавать или отдавать под страхом лишения сана . Уложение 1648 г. запретило дальнейшее увеличение церковных вотчин, и часть их была прямо отписана в казну[14] [15]. Таким образом, представляется, что Церковь обладала в тот период землями на праве постоянного (бессрочного) пользования (если использовать для этого современную терминологию).
Характерной чертой XVIII века стало проведение реформ в экономической, и особенно, в промышленных сферах, что требовало выделения земельных участков. Это, в свою очередь, обусловило изменение состава субъектов земельных правоотношений.
На наш взгляд, XVIII век необходимо выделить в качестве первого периода в процессе становления земельной правосубъектности юридических лиц. Это обусловливается тем, что именно в данный период развитие промышленного производства приводит к тому, что в состав субъектов земельных отношений вводятся владельцы мануфактур и заводов.
Отличительной чертой таких субъектов является то, что в основе их деятельности лежала определенная цель: производство промышленных государственно необходимых товаров. Однако развитие сети промышленных и мануфактурных организаций было затруднено проблемой запрета на приобретение земельных участков лицами недворянского происхождения. Для разрешения данной проблемы в 1721 г. Петр I подписал указ, дозволяющий покупать к заводам крепостных, а кроме того, и земельные участки. Таким образом, стало зарождаться владельческое (посессионное)
право на земельные участки.
Впрочем, особенностью такого владения являлось наличие весьма жестких условий. Это означало, что «деревни всегда были уже при тех заводах неотлучно. И для того, как шляхетству, так и купечеству тех деревень особо без заводов отнюдь никому не продавать и не закладывать, и никакими вымыслы ни за кем не крепить, и на выкуп таких деревень никому не отдавать, разве кто похочет для необходимых своих нужд те деревни и с теми заводы продавать, то таким продавать с позволения берг и мануфактур- коллегии. А ежели кто противо сего поступит, то оного всего того лишить бесповоротно»[16]. Из приведенного выше правового акта также следует, что в эпоху Петра I начинает формироваться практика целевого предоставления земельных участков, формируется посессионное право субъектов земельных правоотношений на земельные участки. В XIX веке дальнейшее развитие промышленности приводит к необходимости расширения числа субъектов земельных правоотношений, что и происходит путем включения в их состав юридических лиц. В первую очередь, ими стали горные и промышленные организации, обладающие землями на посессионном праве[17]. Такое право имело целевой характер. В рамках посессионного права субъектами земельных правоотношений являлись, безусловно, промышленники и предприниматели (недворянского происхождения), то есть физические лица. Они имели право приобретать земельные участки на праве, схожем с современным правом постоянного (бессрочного) пользования, и могли использовать участки только для заранее указанных целей (постройки завода или расширения действия уже существующего завода). При этом они не могли ни продать, ни заложить землю отдельно от фабрики. Введение посессионного права решало, таким образом, проблему владения земельными участками лицами недворянского происхождения. Анализируя законодательство Российской Империи, Д.Ф. Климов указывает, что земельные участки, находящиеся на посессионном праве, могли передаваться по наследству. Прекращалось данное право одновременно с прекращением деятельности соответствующего завода или фабрики. Земельный участок при переходе прав на завод переходил к правоприобретателю также на посессионном праве . Из этого следует, что судьба земельного участка следовала судьбе завода.
По нашему мнению, учреждаемые при посессионном праве заводы или мануфактуры были в правовом смысле предприятиями (объектами прав), а субъектом земельного правоотношения, а также субъектом права на обособленное имущество и земельный участок выступал владелец фабрики.
В качестве источника предоставления земель был выбран земельный фонд Церкви. Во второй половине XVIII века в период царствования Петра III издается указ от 21 марта 1762 года «О секуляризации церковных имений и передаче их в казну». Этот указ предписывал отобрать все церковное имущество и передать его государству. Екатерина II во все время своего царствования строго следовала своему принципу - «веру уважать, но не давать влиять ей на государственные дела». Для этого было необходимо окончательно поставить Церковь в зависимость от государственной власти, лишив ее средств к существованию. Это было осуществлено 26 февраля 1764 г. в манифесте, который сократил церковное землевладение в России. При этом бывшие церковные вотчины переходили в ведение государства. Церковь (как это уже произошло в XVI-XVII веках) ограничивается в правах по приобретению земель, а также по распоряжению ими (то есть не может ни купить, ни продать, ни передать землю) . Из этого следует вывод о существенном ограничении земельной правосубъектности Церкви.
В начале XIX века в период правления Александра I монастырям вновь [18] [19]
предоставляется право принимать в дар и по завещанию ненаселенные участки земли (с 1805 г.), а затем и право приобретать земли путем покупки (с 1810 г)[20]. Однако в этих документах никак не упоминается право продажи земельных участков. Анализируя законодательство того периода, С.В. Пахман отмечал, что церковные владения могут увеличиваться, но не уменьшаться[21]. Таким образом, Церковь вновь включается в круг субъектов земельных правоотношений. Однако ее правовой статус характеризуется специальной земельной правосубъектностью, заключающейся в отсутствии правомочия отчуждения земельных участков.
XIX век является вторым периодом в процессе эволюции земельной правосубъектности юридических лиц, и может быть охарактеризован как период юридического оформления юридических лиц в качестве субъектов земельных отношений. Среди таких юридических лиц необходимо выделить кооперативы, сельские общины, банки, церковные организации.
Свод Законов Российской империи, вступивший в силу с 1 января 1835 г., отображал потребности зарождающегося капитализма в России. Земельное законодательство в это время еще не существует в качестве самостоятельной отрасли законодательства. Большинство вопросов землепользования и застройки еще регулировалось гражданско-правовыми или государственно - правовыми нормами.
Манифестом от 19 февраля 1861г. «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» и Общим Положением «О крестьянах, выходящих из крепостной зависимости»[22] юридически была закреплена возможность приобретения земли в частную собственность для всех категорий крестьян и их объединений вне зависимости от воли помещика.
Для сохранения дворянских землевладений в руках их собственников, с
одной стороны, и оказания кредитной помощи крестьянству в приобретении земельной собственности, с другой, последовательно было создано два банка - Государственный Крестьянский земельный банк (1882г.) и
Государственный Дворянский земельный банк (1885г.) , которые стали активными субъектами земельных правоотношений нового типа. Земельные банки обладали земельной правосубъектностью, выражавшейся в возможности использовать земельные участки в качестве залога, что позитивно сказывалось на обороте земельных участков. В юридической литературе отмечается, что земельная собственность, вовлекаясь в банковский кругооборот, переходит от слабых к сильным владельцам. Они были способны организовать расширенное производство, создавать рабочие места и таким образом служить российскому обществу[23] [24] [25].
Г осударственный Дворянский Земельный Банк в современном понимании представлял собой банк ипотечного кредитования. Его основной целью являлось поддержание землевладения потомственных дворян, то есть развитие сельского хозяйства, но усилиями дворянства. Главное предназначение Государственного Дворянского земельного банка заключалось в предоставлении ссуд под залог земельной собственности, свободной от долгов, или с условием уплаты их из назначенной к выдаче ссуды, или же при наличии согласия кредиторов заемщика на выдачу ссуды с предоставлением банку права преимущественного удовлетворения его материальных интересов из стоимости принимаемого в залог имения заемщика. Впрочем, полученные дворянами выкупные суммы оказались направлены большей частью на покрытие старых ипотечных долгов; незначительных же остатков этих ссуд, реализованных с большими потерями, было недостаточно для устройства хозяйства на новых началах, предполагавших хозяйствование в условиях отмены крепостного права .
Размер ипотечного кредита не должен был превышать 60% стоимости
имений (в особых случаях - 75%) на срок 48 лет 8 месяцев и 36 лет 7 месяцев при ежегодной уплате соответственно 5,75% и 6,25%. В случае просрочки платежей взыскивалась пеня (в первые 2 месяца 0,5%, затем 1%). Если в течение полугода долг не погашался, то имение поступало на продажу с публичных торгов. Непроданные имения поступали в хозяйственное распоряжение банка, а затем вновь выставлялись на торги, так как по уставу банк не имел права иметь собственные земельные владения[26].
Аналогом Государственного Дворянского банка, но для более низких сословий, стал Крестьянский поземельный банк (Крестьянский банк), просуществовавший с 1883г. по 1917г. В отличие от Дворянского банка, Крестьянский банк выдавал долгосрочные ссуды крестьянам на покупку частновладельческих земель и, прежде всего, дворянских. В целом к концу XIX века деятельность Крестьянского банка сказалась положительно на развитии частной собственности и земельных правоотношений. Это прослеживается в работах видных ученых того периода[27]. В выступлениях депутатов Государственной думы часто подчеркивалось: «Крестьянский банк оживил сделки с землей, создал то, чего ранее не было». «Крестьянину нужна земля не абстрактная, а конкретная», «необходимо широкое развитие покупки земли через Крестьянский банк»[28].
В целом к концу XIX века в сферу земельных правоотношений вовлекаются, помимо государства и религиозных организаций, юридические лица различных организационно-правовых форм (банки, промышленные организации).
В этот же период времени в земельные правоотношения активно вовлекаются юридические лица в форме кооперативов. Всесторонняя, и, прежде всего, финансовая помощь государства кооперативному движению в годы столыпинской аграрной реформы стимулировала расцвет кооперации.
Наряду со старыми видами сельскохозяйственной кооперации (потребительские общества, кредитные, сбытоснабженческие товарищества) появились и получили широкое распространение новые виды - товарищества для совместной обработки земли, товарищества для совместной аренды, главной целью которых был непосредственный подъём производительности земледельческого труда на основе его обобществления.
После октябрьской революции 1917 года к власти в стране пришла партия РСДРП(б), позднее переименованная в ВКП(б). У партии большевиков не было своей программы решения аграрного вопроса. Одним из первых законов Советской власти был «Декрет о земле» от 8 ноября 1917г., в основу которого был положен крестьянский наказ, включающий в себя 242 местных крестьянских наказа. Декрет включал основные положения эсеровской программы по аграрному вопросу и предусматривал отмену частной собственности на землю, ликвидацию помещичьего землевладения, национализацию земли, передачу ее в распоряжение крестьянских организаций и уравнительное землепользование. В.И. Ленин по этому поводу сказал: «В духе ли в нашем, в духе ли эсеровской программы, не в этом суть. Суть в том, чтобы крестьянство получило твердую уверенность в том, что помещиков в деревне больше нет, что пусть сами крестьяне решают все вопросы, пусть сами они устраивают свою жизнь...»[29]. После октября 1917г. было отменено право частной собственности на все без исключения земельные участки.
Земельные преобразования постреволюционного периода заключались в том что: а) отменяется право частной собственности; б) земля объявляется всенародным достоянием и в дальнейшем отождествляется с исключительной собственностью на землю государства; в) земля изымается из гражданского оборота, а ее оборот осуществляется путем административного перераспределения между гражданами и юридическими лицами исключительно на основе решений соответствующих органов; г) к законодательно закрепляется единственный титул, на котором осуществлялось хозяйственное использование земли, — права постоянного (бессрочного) пользования.
В послереволюционный период субъекты земельных правоотношений ограничиваются в правах: запрещается покупка, продажа, дарение, залог земли. Ни физические, ни юридические лица не могли обладать земельными участками на праве собственности.
В развитие нормативного регулирования земельных правоотношений в 1922г. принимается Земельный кодекс РСФСР[30]. Основным субъектом земельных правоотношений в данный период времени является земельное общество. В то же время Кодекс не определяет конкретно, что является земельным обществом. Также не вполне понятно, являлось ли такое земельное общество юридическим лицом или нет. Согласно п. 42 Земельного кодекса, земельное общество представляло собой объединение отдельных дворов, в случае, когда они состоят не менее чем из пятнадцати взрослых трудовых земледельцев, то есть предполагается обособление имущества. Кроме того, устанавливается требование о его регистрации специальными органами, после которой такое общество могло осуществлять свою деятельность. При этом размеры земельных обществ не ограничиваются и могут достигать 250-500 дворов. В качестве органа управления указывается общее собрание (сход). Также в Кодексе в качестве отдельного юридического лица упоминаются советские хозяйства. Из положений Кодекса вытекает подконтрольность деятельности советских хозяйств местным органам Народного Комиссариата Земледелия. В задачи местных органов, помимо прочего, входил контроль за целевым использованием предоставленных совхозам земельных участков (п. 163 ЗК 1922г.).
В целом в первые годы советской власти земельное законодательство было направлено, прежде всего, на создание благоприятных условий для проведения интенсификации земледелия. Так, еще до принятия Земельного кодекса РСФСР 1922г. издается Декрет «Об увеличении размера землепользования в трудовых хозяйствах», который допускал предоставление хозяйствам земельных участков, превышающих установленные нормы наделения землями в случае, если такое хозяйство: ведет интенсивное земледелие по таким культурам, как лен, сахарная свекла, табак; производит коренное улучшение земельных угодий; осуществляет обработку земель без привлечения наемного труда[31]. Указанный Декрет дополнялся Положением «О кредите на производство землеустроительных работ»[32] [33], согласно которому именно юридическим лицам (коллективным и кооперативным хозяйствам) ссуды на землеустроительные работы выдавались в первую очередь.
Другой целью земельного законодательства первой половины XX века было осуществление полного перехода к коллективным формам ведения хозяйства, в связи с чем, для них устанавливались дополнительные льготы, а именно: льготы по единому сельскохозяйственному налогу,
преимущественное наделение землей, преимущественное льготное
67
кредитование .
В 1925г., а позднее и в 1932г. издаются нормативные акты, регламентирующие предоставление земельных участков юридическим лицам для строительства[34]. В дальнейшем вплоть до принятия Земельного кодекса РСФСР 1970г., отдельными распорядительными актами осуществлялось предоставление земельных участков юридическим лицам для различных целей. В частности, Постановлением Совета Министров СССР от 5 декабря 1949г. № 5511 осуществлялось перераспределение земель между колхозами Астраханской и Грозненской областей в целях улучшения использования зимних пастбищ[35] [36] [37].
Теоретико-правовые исследования в сфере земельных правоотношений в целом, в том числе относительно участия в них юридических лиц, активно развивались в середине и во второй половине XX века. В юридической литературе 40-50 годов XX века активно исследовалась земельная правосубъектность юридических лиц. При этом ученые-юристы исходили из того, что «субъектом права собственности на землю является Советское государство, все земли, находящиеся в пределах государственных границ СССР, составляют единый государственный земельный фонд» . В связи с этим, юридические лица могут выступать лишь в качестве
землепользователей, но не могут свободно распоряжаться земельными участками.
Так, Г.А. Аксененок указывал, что для реализации целей и задач, поставленных перед той или иной организацией, государством
устанавливается специальная земельная правосубъектность, в соответствии с которой организация наделяется землей и формируются именно те права и обязанности, которые необходимы для достижения этих целей. Далее он приходит к выводу, что «все виды и формы общественных землепользований... носят строго целевой характер, а земли, которые находятся в пользовании отдельных предприятий, учреждений и организаций, имеют определенное хозяйственное назначение и используются ими в тех целях, для которых они были им предоставлены» . В целом, в юридической литературе 50-х годов прошлого века четко указывается на целевое назначение предоставляемого земельного участка, а также на
72
специальный характер правосубъектности юридических лиц .
В принятых 13 декабря 1968г. Основах земельного законодательства Союза ССР и союзных республик, а также в Земельном кодексе РСФСР от 22 октября 1970г. приведен более подробный перечень субъектов земельных правоотношений: колхозы, совхозы, другие сельскохозяйственные
организации, организации, учреждения; промышленные, транспортные и другие несельскохозяйственные предприятия, организации и учреждения; граждане СССР. Это был шаг вперед, поскольку действовавший ранее Земельный кодекс 1922г., согласно п.4, допускал участие в земельных правоотношениях всего лишь: а) трудовых земледельцев и их объединений; б) городских поселений; в) государственных учреждений и организаций. Особенностью Земельного кодекса РСФСР 1970г. является и подробная регламентация использования земель сельскохозяйственного назначения колхозами (раздел.2 гл. XI), совхозами и иными государственными сельскохозяйственными организациями, (раздел.2 гл. XII), научно
исследовательскими, учебными учреждениями (раздел. 2 гл. XIII), несельскохозяйственными организациями (раздел. 2 гл. XIV). Таким образом, Земельный кодекс РСФСР 1970г., в отличие Земельного кодекса РСФСР 1922г., уделял внимание регламентации участия в земельных правоотношениях отдельных субъектов прав на земельные участки, а кроме того выделял категории земель.
В ст. 12 Земельного Кодекса РСФСР 1970г. указывалось, что предоставление земельных участков в пользование осуществляется в порядке отвода. В постановлениях или решениях о предоставлении земельных участков отражались цель, для которой они отводятся, и основные условия пользования землей. Закреплялось также разделение земель на сельскохозяйственные и несельскохозяйственные. В соответствии с этим [38] [39] определялись и субъекты земельных правоотношений, имевшие право на получение таких земельных участков в соответствии со ст.ст. 9, 15, 16 ЗК РСФСР 1970г. По нашему мнению, ЗК РСФСР 1970г. предполагал взаимосвязь между целями деятельности юридического лица и категориями земель, из состава которых предоставлялись земельные участки. Вместе с тем, сохранялась обязанность использования земельного участка в тех целях, для которых он был предоставлен. Кроме того, была четко указана обязанность рационально и эффективно использовать землю, бережно относиться к ней.
Развитие земельной правосубъектности юридических лиц в период проведения земельной реформы и в послереформенный период более подробно мы рассмотрим ниже в параграфе 3 данной главы. Здесь же отметим, что принятие в 1991 году Земельного кодекса РСФСР сопровождалось провозглашением частной собственности на землю. В состав субъектов земельных правоотношений включаются частные юридические лица. В 2001 году принят Земельный кодекс РФ, положивший долгосрочную основу для развития земельных отношений в стране. Развитие земельного права пошло путем интеграции с другими отраслями права и формирования межотраслевых принципов и институтов, как в части регулирования имущественных отношений с гражданским правом, так и установлением тесных связей с административным и экологическим правом.
Таким образом, экономическое развитие страны требовало и соответствующего правового регулирования отношений по поводу использования и охраны земли, которая эксплуатировалась различными лицами или являлась потенциальным объектом, используемым в производственных целях. В частности, начиная с XIII века и на протяжении последующих веков, основой экономического развития российского государства оставалась земля. Однако только с XVIII века субъектный состав земельных правоотношений начинает изменяться (ранее в качестве субъектов можно выделить лишь Государя, Церковь, дворянское сословие, а также крестьян). Изменение субъектного состава земельных правоотношений было обусловлено условиями экономического развития, продиктованными необходимостью реализации научно-технических, социально-политических задач и сопровождающихся изменениями правовых реалий.
В связи с этим необходимо выделить несколько этапов в процессе включения юридического лица в круг субъектов земельных правоотношений. В качестве критерия выделения исторических этапов развития земельной правосубъектности юридического лица выступает объем прав и обязанностей, которыми наделяются юридические лица как субъекты земельных правоотношений:
1 этап - XVIII век - формирование основ земельной правосубъектности юридических лиц, связанное с наделением землями владельцев промышленных организаций. Владельцы таких организаций наделяются ограниченной правосубъектностью. Они могут приобретать только определенные земельные участки на праве, соответствующем современному праву постоянного (бессрочного) пользования. Земельный участок хотя и предоставлялся предпринимателю как физическому лицу, но закреплялся именно за мануфактурой или заводом (то есть предоставлялся для деятельности конкретного завода или мануфактуры). Распоряжение приобретаемыми участками было ограничено, запрещалось отчуждение земельного участка отдельно от недвижимости. Использование земельных участков допускалось только для целей функционирования расположенных на их территории организаций. Если провести аналогию со структурой современных организаций, то фабрикант XVIII века выступал в качестве учредителя и исполнительного директора промышленной организации, а кроме того являлся правообладателем земельного участка.
2 этап - XIX век - юридическое оформление юридических лиц в качестве субъектов земельных отношений (кооперативы, крестьянский банк, церковные организации). На данном этапе формируется в полном объеме земельная правосубъектность юридических лиц: они получают возможность приобретать, распоряжаться (в том числе и отчуждать) земельные участки, а, кроме того, на них возлагаются обязанности по соблюдению прав других землепользователей и сохранению сервитутов.
3 этап - ХХ век (1917-1991гг.) ограничение земельной
правосубъектности юридических лиц, обусловленное установлением государственной собственности на землю: земельные участки
предоставляются юридическим лицам для решения конкретных задач, земельная правосубъектность зависит от целей деятельности юридического лица.
этап - с 1991 года по настоящее время, построение рыночной экономики расширяет объем прав юридического лица на земельные участки, окончательно оформляются состав и содержание земельных прав и обязанностей юридических лиц.
[1] Государственная казна представляет собой совокупность имущественных средств государства. См.: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.
[2]Черными землями назывались владения чёрных людей в России. Известны в XIV — XVII вв. в сельских районах и в городах. Собственность государства в лице его главы — великого князя (царя). / См.: Энциклопедический словарь. 2009. http://dic.academic.ru/dic.nsf/es
[3] Подать - В царской России до второй половины XIX в.: денежный налог, взимавшийся с крестьян и мещан.
[4] См.: Ремизова С.В. Церковь как субъект гражданского права в период Московского царства // «Черные дыры» в Российском законодательстве. - №3. - 2007. - С. 431.
[5] Тягло в Русском государстве до XVIII века представляло собой денежные и натуральные налоги, повинности неслужилого населения / Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992. С. 245.
[6] См.: Беляев, И.Д. О поземельном владении в Московском государстве. - СПб, 1851 . - С.3.
[7] Г оворя об участии Церкви в земельных правоотношениях, мы будем рассматривать ее как совокупность правообладателей монастырей и храмов. Последние выступают в качестве субъектов конкретных земельных правоотношений.
[8] См.: Беглов А.Л. Русское монашество рубежа XVIII-XIX веков: стратегии выживания [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.pravmir.ru/aleksey-beglov-russkoe-monashestvo-rubezha-xviii-xix-vekov- strategii-vyizhivaniya. Дата обращения: 22.07.2013.
[9] См.: Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. - М.: Издательская группа ИНФРА • М—НОРМА, 1997. 592с.
[10] См.: Павлов, А.С. Исторический очерк секуляризации церковных земель в России. - ч.1. -Одесса: тип. Ульриха и Шульца, 1871. - С. 14.
[11] Духовная грамота - название завещания в России в XII-XVIII вв. В Д. г. частных лиц (ХПв.) давались распоряжения о земельных владениях, движимом имуществе, об уплате долгов и возврате выданных завещателем ссуд, о холопах и т.д. В Д.г. феодальных государей (XIV- XVI вв.) содержались также распоряжения политического характера. С XVIII в. Термин «Д.г.» постепенно был заменен термином «духовное завещание». Большой юридический словарь. Академик.ру. 2010.
[12] См.: Грамота 1535 г. от имени малолетнего Ивана Грозного Глушицкому монастырю / Российский Государственный архив Древних Актов, Фонд 159, оп. 123, дело № 2969, л.1[Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.pravmir.ru. Дата обращения: 22.07.2013.
[13] См.: Латкин, В.Н. Лекции по истории русского права. - С-Пб., 1912. С. 207.
[14] Стоглав: Собор бывший в Москве при великом государе, царе и великом князе Иване Васильевиче (в лето 7059) / [С предисл. Агапия (Гончаренко)]. Вольн. рус. тип., 1860. - С.202[Электронный ресурс]: Режим доступа: http://dlib.rsl.ru/viewer/01003543631#?page=202.
Соборное уложение 1649г. [Электронный ресурс]: Режим доступа:
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pravo/Article/sob_ul1649.php.
[16] Указ о покупке к заводам деревень от 18 января 1721 г. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/pripis.htm. Дата обращения: 27.07.2013.
[17] См.: Удинцев В.А. Русское горноземельное право. Киев: Тип. И.И. Чоколова, 1909. - с. 97; Киев: Тип. В.И. Завадзкого, 1896. - С. 209; Добровольский С. О посессионном горном праве в виду предстоящей ему реформы. СПб.: Иосафата Огризко, 1864. - С. 302; Митинский А.Н. Посессионное право. СПб.: П.П. Сойкина, 1911. - С. 65; Абамелек-Лазарев С.С. Вопрос о недрах и развитие горной промышленности в XIX столетии. СПб.: Слово, 1902. - С. 76.
[18] См.: Климов, Д. Ф. Правовой механизм реализации права государственной (федеральной) собственности на земли промышленности в Российской Федерации: Автореф. дисс. ... к.ю.н. М.,2009. - с. 20.
[19] См.: И. К. Смолич, История Русской Церкви: 1700—1917: В 2 частях. — М.: Валаамский монастырь, 1997. Глава II. Церковь и Государство.
[20] См.: Данилова Е.В. Развитие земельного законодательства в России в первой половине XIX века: историко-правовое исследование: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. - Нижний Новгород, 2004. - С.27-29.
[21] См.: Пахман С.В. О применении давности к церковным землям // Журнал Санкт-Петербургского юридического общества. 1894. Кн. 3. - С. 140.
[22]См.: Общее положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/krest.htm. Дата обращения: 22.08.2013.
[23] См.: Езжева М.Н. Эволюция форм собственности на землю в России в XIX - начале XX века: автореф. дисс. ... к.ю.н. - М., 2008. - С.15.
[24] См.: Проскурякова Н. Ипотека в России на рубеже столетий. // Бизнес и банки. - 1994. - №28. - С.1.
[25] См.: Гурьев А.Н. Очерк развития кредитных учреждений в России. СПб, - 1904. - С. 158.
[26] См.: Семенова Т., Карамова О. П.А. Столыпин и реорганизация крестьянского банка // Бизнес и банки. - 1993. - №19. - С.10
[27] См.: Коковцев В. Н. Из моего прошлого. Воспоминания. 1903-1909.. В 2х кн. Книга первая. - М.: Наука. - 1992. - С.198. Энгельгардт А. Н. Из деревни. 12 писем. (1872-1887 г.). М.: Государственное социальноэкономическое изд-во, - 1937. - С. 454.
^Государственная Дума России (1906-1917 г.). Стенографический отчет. Т.1. М., 1995. С.160-162.
[29] Аграрный вопрос в России в XX веке // Электронный ресурс [режим доступа]: http://thepoem.narod.ru/3his.htm Дата обращения: 22.08.2013.
[30] См.: Постановление ВЦИК от 30 октября 1922 года «О введении в действие Земельного кодекса, принятого на 4 сессии IX созыва». - [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_1426.htm. Дата обращения: 22.08.2013.
[31] См.: Об увеличении размера землепользования в трудовых хозяйствах: Декрет от 27 мая 1920г.: - [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_662.htm
[32] См.: О кредите на производство землеустроительных работ: Декрет от 22 сентября 1924 г. - [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_2174.htm
[33] См.: Общие начала землепользования и землеустройства: Утверждены Постановлением ЦИК СССР от 15 декабря 1928 г. - [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_3540.htm
[34] См.: О применении права застройки земельных участков в городах и городских поселениях: Инструкция от 12 декабря 1925г. - [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_2775.htm; О предоставлении учреждениям, предприятия и организациям обобществленного сектора земельных участков для строительства на праве бессрочного пользования: Постановление от 1 августа 1932 г.: - [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_3832.htm
[35]См.: О мерах по улучшению использования зимних пастбищ госфонда «Черные земли» в Астраханской области и Кизлярских пастбищ госфонда в Грозненсокй области: Постановление Совета Министров СССР от 05.12.1949 №5511 - [Электронный ресурс] Режим доступа: http:// www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_4769.htm
[36] См.: Аксененок, Г.А. Земельные правоотношения в СССР. М.: Гсюриздат, 1958. - С.36;
[37] См.: Аксененок, Г.А. Указ. соч. - С. 127.
[38] См.: Александров, Н.Г. Юридическая норма и правоотношение. М.: Юриздат, 1947. - С.16; Рускол А.А. Земельное право. Госюриздат, 1949. - С.14; Павлов, И.В. О научных основах кодификации земельного законодательства в СССР. М, 1955. - С.8.
[39] См.: Приклонский, М.В. Исторический опыт и современная модель организации деятельности земельнокадастровых палат в России // Кадастровый вестник. - 2008. - № 2. - С.21.
|