Внесенные в 2014 году изменения в земельное законодательство упорядочили процедуру предоставления земельных участков субъектам, в том числе и юридическим лицам. Отдельно выделены случаи продажи земельных участков в собственность, предоставления их в аренду, а также предоставление земельных участков в собственность без проведения торгов. Выделены случаи предоставления земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования и безвозмездного пользования.
В связи с этим, по нашему мнению, классификация юридических лиц, вступающих в отношения по использованию земельных участков, может быть осуществлена по такому признаку, как «наличие льгот при приобретении прав на земельный участок». То есть юридические лица как субъекты земельных правоотношений могут быть разделены на две категории: [1]
приобретающие земельные участки на общих основаниях: все юридические лица, которым земельные участки предоставляются в собственность или в аренду на торгах;
имеющие право на предоставление земельных участков на льготных условиях в случаях, установленных главой V.1 ЗК РФ. Например, без торгов осуществляется: предоставление в аренду земельного участка в случае осуществления его комплексного освоения; продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий; продажа в собственность земельных участков, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, указанным юридическим лицам. На основании решения уполномоченного органа земельные участки могут предоставляться на праве постоянного (бессрочного) пользования юридическим лицам, указанным в ст.39.9 ЗК РФ. Без торгов осуществляется предоставление земельных участков юридическим лицам на праве безвозмездного пользования в соответствии со ст. 39.10 ЗК РФ.
На законодательном уровне юридическое лицо определяется как организация, которая соответствует целому ряду признаков: имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права, нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
В качестве критерия классификации юридических лиц можно выделить такой критерий, как «страна происхождения юридического лица». В литературе отмечается, что иностранные юридические лица могут приобретать в собственность земельные участки, однако такая возможность
75
имеет ограничения , в частности, иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях.
Вид юридического лица (публичные - государственные, муниципальные - и частные лица, коммерческие и некоммерческие организации), его [2]
организационно-правовая форма, а также вид экономической деятельности определяются в момент его регистрации. Так, ст. 12 Федерального закона № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» указывает, что для регистрации юридического лица подается заявление о государственной регистрации, в котором указывается информация об организационно-правовой форме и
76
целях деятельности .
Поскольку земельная правосубъектность возникает в момент государственной регистрации юридического лица, мы полагаем, что земельная правосубъектность юридического лица изначально предопределяется его формой, страной происхождения и дополняется видами его деятельности.
Земельная правосубъектность юридических лиц при приобретении и использовании земельных участков зависит от того, являются ли они коммерческими или некоммерческими организациями.
Коммерческие организации в большинстве своем получают земельные участки в собственность или на праве аренды, на общих основаниях за плату.
Порядок предоставления земельных участков юридическим лицам с 1 марта 2015 года регламентируется главой V.I ЗК РФ. Юридические лица могут приобрести земельные участки на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование (пп. 1 п. 1 ст. 39.1 ЗК РФ), а также на основании заключенного договора в собственность, в аренду, в безвозмездное пользование (пп 2,3,4 п.1 ст. 39.1 ЗК РФ).
В ряде случаев нормы ЗК РФ устанавливают льготный режим предоставления земельных участков отдельным категориям юридических лиц. Так, без проведения торгов осуществляется продажа в собственность или аренду земельных участков, образованных из земельного участка, [3] предоставленного в аренду для комплексного освоения территории лицу, с которым в соответствии с Градостроительным кодексом РФ заключен договор о комплексном освоении территории (пп.1 п.2 ст. 39.3 ЗК РФ). На праве аренды без проведения торгов осуществляется предоставление земельного участка юридическим лицам для размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, объектов федерального, регионального или местного значения (пп.4 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ).
В целях ведения сельскохозяйственного производства юридические лица имеют право на выкуп земельных участков без торгов по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому юридическому лицу при отсутствии у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка (пп. 9 п.2 ст. 39.3 ЗК РФ).
Формы некоммерческих организаций определены в ГК РФ, а также в Федеральном законе № 7-ФЗ от 12.01.1995 «О некоммерческих
организациях»: потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения); общины коренных малочисленных народов Российской Федерации; казачьи общества; фонды; государственные корпорации; государственные компании; некоммерческие партнерства; частные учреждения; государственные, муниципальные учреждения; бюджетные учреждения; автономные некоммерческие организации; ассоциации (союзы).
В собственности религиозных организаций могут находиться здания, земельные участки и иное имущество, необходимое для обеспечения их деятельности, в том числе отнесенное к памятникам истории и культуры (ст. 21 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» ). Отметим, что согласно ст. 39.10 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены религиозной организации в безвозмездное пользование для размещения зданий, сооружений религиозного или благотворительного назначения на срок до десяти лет либо если на таких земельных участках расположены принадлежащие им на праве безвозмездного пользования здания, сооружения, на срок до прекращения прав на указанные здания, сооружения. Более того, ст. 39.5 ЗК РФ позволяет религиозным организациям приобретать земельные участки в собственность, причем в их состав входят земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного производства, в случае, если данный земельный участок уже был предоставлен религиозной организации на праве постоянного (бессрочного) пользования, либо если на данном земельном участке религиозная организация уже имеет в собственности здания или сооружения религиозного, или благотворительного назначения.
Аналогичные нормы содержались и в более ранних редакциях ЗК РФ (ст. 36 ЗК РФ, утратившая силу с 1 марта 2015 года), а также в иных нормативных актах. В частности, 30 ноября 2010 г. был принят Федеральный закон, определяющий порядок безвозмездной передачи в собственность религиозным организациям имущества, в том числе и земельных участков[4] [5]. Согласно п.2 ст.5 данного Федерального закона, земельный участок, на котором расположено имущество религиозного назначения, передается религиозной организации в собственность бесплатно или на праве безвозмездного пользования в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В дополнение к безвозмездности передачи земельных участков религиозным организациям, с учетом ст. 395 НК РФ, религиозные организации освобождаются от уплаты земельного налога в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения.
Общины коренных малочисленных народов Российской Федерации имеют право безвозмездно пользоваться в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов землями различных категорий, необходимыми для осуществления их традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами, и общераспространенными полезными ископаемыми . При этом они также освобождаются от уплаты земельного налога.
Кроме того, ст. 39.10 ЗК РФ предусматривается предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в безвозмездное пользование общинам лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, для размещения зданий, сооружений, необходимых в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, на срок не более чем десять лет. Общинам коренных малочисленных народов Российской Федерации также на праве аренды предоставляются земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Казачьи общества до 1 марта 2015г. имели право на получение земель из специального целевого фонда, формируемого за счет земель запаса, земель фонда перераспределения, земель, право собственности, владения и пользования которыми прекратилось в соответствии с земельным [6]
законодательством Российской Федерации . В настоящее время казачьим обществам предоставлено право использовать земли сельскохозяйственного назначения на праве аренды. В соответствии со ст. 39.6 ЗК РФ предоставление таким обществам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду осуществляется без проведения торгов.
Государственные корпорации и государственные компании создаются на основе специальных законов[7] [8] и формируют свои имущественные фонды за счет взносов Российской Федерации. Имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является
собственностью государственной корпорации. Особенностью участия государственных корпораций в земельных правоотношениях является установление льготного режима предоставления земельных участков для нужд организации. В частности, без торгов допускается предоставление земельных участков в аренду для осуществления деятельности Государственной компании «Российские автомобильные дороги» в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог (пп. 26 и 27 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ).
Некоммерческие партнерства, а также автономные некоммерческие организации и ассоциации могут получить земельные участки в собственность в качестве взносов в имущественные фонды[9]. Государственные и муниципальные бюджетные учреждения могут получить земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Некоммерческие организации наделяются правомочием приобретать земельные участки на праве собственности и на праве аренды в порядке исключения без торгов. Предоставление же земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным), казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий осуществляется на основании решения уполномоченного органа.
Кроме того, как следует из положений Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», земли сельскохозяйственного назначения могут быть предоставлены в аренду без права выкупа и таким некоммерческим организациям как научноисследовательские организации, религиозные организации, образовательные учреждения сельскохозяйственного профиля (п.5 ст.10).
Таким образом, на современном этапе земельная правосубъектность юридического лица зависит от страны происхождения юридического лица, доли иностранного капитала, а также от того является ли оно коммерческой или некоммерческой организацией, а также от организационно-правовой формы юридического лица.
[1] См.: О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 23.06.2014 № 171-ФЗ // Российская газета. - № 142. - 27.06.2014.
См.: Анисимов, А.П. Земельное право России: учебник. - М.: Юрайт, 2016. - С. 403.
[3]См.: О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: Федеральный закон от 8 августа 2001г. № 129-ФЗ // Российская газета. - 10 августа 2001г. - № 153.
[4] См.: О свободе совести и о религиозных объединениях: Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125- ФЗ // Российская газета. - 1 октября 1997г. - №190.
[5] См.: О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности: Федеральный закон от 30 ноября 2010 г. № 327-ФЗ // Российская газета. - 3 декабря 2010 г. - №274.
[6] См.: О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации: Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ // Российская газета. - 12 мая 1999 г. - № 90.
[7]См.: Об утверждении Положения о порядке формирования целевого земельного фонда для предоставления земель казачьим обществам, включенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, и режиме его использования: Постановление Правительства РФ от 8 июня 1996 г. № 667 // Российская газета. - 30 июля 1996 г. (утратил силу с 1 марта 2015г.)
[8] См.: О Государственной компании «Российские автомобильные дороги»: Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 145-ФЗ // Российская газета. - 20 июля 2009 г. - №131п. О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»: Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 317-ФЗ // Российская газета. - 5 декабря 2007 г. - № 272.
[9] См.: О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ // Российская газета. - 24 января 1996 г. - №14.
|