К юридическим лицам, земельная правосубъектность которых имеет особые черты, относятся промышленные организации. В состав имущества промышленной организации входят все виды имущества, предназначенного для ее деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию .
Согласно п. 2 ст. 88 ЗК РФ в целях обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности могут предоставляться земельные участки для размещения производственных и административных зданий, сооружений и обслуживающих их объектов, а также устанавливаться санитарно-защитные и иные зоны с особыми
236
условиями использования земель .
Учитывая тот факт, что промышленные организации осуществляют деятельность в различных сферах экономики, не представляется возможным выделить общие черты, однако, как правило, на землях данных организаций размещаются опасные производственные объекты, что налагает особый [1] [2] отпечаток на правовое положение юридического лица-землепользователя. Прежде всего, отметим, что приобретение земельных участков осуществляется промышленными юридическими лицами на основании норм глав V и V.1. ЗК РФ. В то же время функционирование отдельных промышленных организаций в силу их специфики требует установления требований при использовании земельных участков. В частности, особый порядок предоставления земельных участков устанавливается для предприятий горной промышленности.
Пользование недрами непосредственно связано с использованием земли. В связи с тем, что добыча полезных ископаемых невозможна без использования для этих целей поверхности земли, одним из важнейших прав промышленной организации - недропользователя является ее право на земельный участок. Предоставление земельных участков для субъектов горной и добывающей промышленности предполагает предварительное получение лицензии на разработку недр, оформление горного отвода, утверждение проектной документации для проведения работ (ст. 25.1 Закона РФ «О недрах»).
Особенностью предоставления в аренду пользователю недр земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, является то, что проведение торгов (аукционов) не требуется (ст. 39.6 ЗК РФ). В данном случае земельный участок предоставляется уже после выдачи юридическому лицу лицензии на пользование недрами (ст.12 Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 (ред. от 03.07.2016) «О недрах».
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течении установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а
также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Содержание лицензии регламентируется ст. 12 Закона «О недрах» и включает в себя данные о пользователе недр, получившем лицензию, и органах, предоставивших лицензию, а также основание предоставления лицензии; данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами; указание границ участка недр, предоставляемого в пользование; указание границ территории, земельного участка или акватории, выделенных для ведения работ, связанных с пользованием недрами; сроки действия лицензии и сроки начала работ; условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами, земельными участками, акваториями; порядок и сроки подготовки проектов ликвидации или консервации горных выработок и рекультивации земель и т.д. Неисполнение хотя бы одного из требований, указанных в лицензии, предполагает ее прекращение . Отзыв лицензии предполагает и прекращение права на предоставляемый земельный участок, но не наоборот .
До 1 марта 2015г., согласно п.4 ст. 88 ЗК РФ, организациям горнодобывающей и нефтегазовой промышленности земельные участки для разработки полезных ископаемых предоставлялись после оформления горного отвода, утверждения проекта рекультивации земель, восстановления ранее отработанных земель. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья предоставлялись после отработки других сельскохозяйственных угодий, расположенных в границах горного отвода.
С 1 марта 2015 года предоставление земельных участков юридическим лицам для целей недропользования осуществляется по правилам пп. 20 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ: земельный участок предоставляется в аренду без проведения торгов для проведения работ, связанных с пользованием недрами. Однако норма п. 2 ст. 39.8 ЗК РФ требует обязательного проведения работ по рекультивации земельного участка, что должно быть отражено в тексте [3] [4] договора аренды. Таким образом, если ранее проект рекультивации земель должен был быть разработан изначально и являлся одним из оснований заключения договора аренды, то новые нормы лишь упоминают такую обязанность, а его разработка осуществляется уже после заключения договора аренды. По нашему мнению, внесенные изменения уменьшают значение рекультивационных процедур при использовании земельных участков промышленными организациями. Считаем, что требование о предоставлении проекта рекультивации должно быть более жестким. Необходимо установить годовой срок для предоставления проекта рекультивации земель с момента заключения договора аренды. Это позволит выявить особенности землепользования в каждом конкретном случае и выработать наиболее эффективные мероприятия по восстановления земель.
Указанное требование можно включить в ст. 39.8 ЗК РФ «Особенности договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности», изложив пункт 2 данной статьи в следующей редакции «Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного для проведения работ, связанных с пользованием недрами, должен предусматривать проведение работ по рекультивации такого земельного участка. Проект рекультивации земельного участка должен быть разработан и представлен арендодателю в течение года с момента заключения договора аренды земельного участка».
Порядок проведения рекультивации земель регламентируется «Основными положениями о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» . Отметим, что в настоящее время МПР РФ разрабатывает «Порядок определения требований к рекультивации земель и земельных участков», который призван унифицировать процедуру и условия организации и проведения [5] рекультивации земель и земельных участков, включая разработку проектов рекультивации земель и земельных участков, порядок согласования и утверждения таких проектов, приемку выполненных работ. Данный документ расширяет виды работ промышленных организаций, после которых необходимо осуществлять рекультивацию нарушенных земель, актуализируя их.
Более того, данный список, по сути, остается открытым, так как в нем добавлена общая причина проведения рекультивационных работ: «а также в иных случаях, при которых происходит: изменение гидрологического режима, в том числе при подтоплении, заболачивании земель, которое ведет к изменению целевого назначения и разрешенного использования земель и земельных участков; загрязнение и заражение земель, в том числе в результате эксплуатации газовых, нефтяных, соляных и иных месторождений, в результате применения пестицидов, повлекшие порчу почв; развитие водной и ветровой эрозии, вторичное засоление, иссушение, уплотнение, захламление земель»[6]. Указанный Проект Постановления также содержит основные требования к составу мероприятий по рекультивации земель и земельных участков, а также требования к составу и содержанию проектов рекультивации земель, порядок разработки, составления и утверждения проектов рекультивации, порядок приемки работ по рекультивации.
Согласно п.5 Основных положений о рекультивации земель, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, рекультивация должна осуществляться при:
- разработке месторождений полезных ископаемых открытым или подземным способом, а также добыче торфа;
- прокладке трубопроводов, проведении строительных, мелиоративных,
лесозаготовительных, геологоразведочных, испытательных,
эксплуатационных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением почвенного покрова;
- ликвидации промышленных, военных, гражданских и иных объектов и сооружений;
- складировании и захоронении промышленных, бытовых и других отходов;
- строительстве, эксплуатации и консервации подземных объектов и
коммуникаций (шахтные выработки, хранилища, метрополитен,
канализационные сооружения и др.);
- ликвидации последствий загрязнения земель, если по условиям их восстановления требуется снятие верхнего плодородного слоя почвы.
Таким образом, одной из особенностей земельной правосубъектности промышленных предприятий является обязанность по проведению рекультивационных работ на земельных участках при нарушении их почвенного покрова.
Л.А. Тихомирова указывает, что рекультивация земель должна осуществляться по окончании хозяйственной деятельности . Это связано с тем, что нарушенные земли - это земли, утратившие свою хозяйственную ценность или являющиеся источником отрицательного воздействия на окружающую среду в связи с нарушением почвенного покрова, гидрологического режима и образования техногенного рельефа в результате производственной деятельности. Таким образом, воздействие на земельный участок оказывается на протяжении всей деятельности промышленной организации, и только по окончании такого воздействия имеет смысл говорить о рекультивации. На наш взгляд, с такой позицией трудно согласиться. Многие промышленные организации осуществляют деятельность на протяжении нескольких лет. В связи с этим, рекультивация по окончании деятельности может не принести эффекта или стать весьма дорогостоящей. Думается, что отдельные мероприятия должны [7] осуществляться на протяжении всей деятельности юридического лица. И начинать их осуществлять необходимо сразу после утверждения проекта рекультивации.
Одной из особенностей земельной правосубъектности промышленных организаций является обязанность по разработке проекта планировочной организации территории. Подобная разработка осуществляется на основе свода правил СП 18.13330.2011 «Генеральные планы промышленных предприятий. Актуализированная редакция СНиП II-89-80». Такое требование распространяется на юридические лица всех форм собственности. Планировка осуществляется для промышленных организаций различных отраслей, объектов инженерного обеспечения, складов, объектов транспорта, связи, коммунальных объектов, технопарков, логистических центров[8]. Указанный свод правил предполагает, что при планировании территории промышленной организации должно быть предусмотрено:
- зонирование территории с учетом технологических связей, санитарногигиенических и противопожарных требований, грузооборота и видов транспорта;
- наличие санитарно-защитных зон; рациональные производственные, транспортные и инженерные связи на объектах, между ними, с жилыми и иными зонами;
- кооперирование участков основных и вспомогательных производств и хозяйств, включая аналогичные производства и хозяйства, обслуживающие жилые и иные планировочные зоны поселения; благоустройство территории;
- создание единого архитектурного ансамбля в увязке с архитектурой прилегающих объектов и жилой застройкой;
- защита прилегающих территорий от эрозии, заболачивания, засоления и загрязнения подземных вод и открытых водоемов сточными водами, отходами и отбросами организаций;
- восстановление (рекультивацию) отведенных во временное пользование земель, нарушенных при строительстве.
Соблюдение требований, предъявляемых указанным СНиПом, оказывает непосредственное влияние на размер земельного участка, необходимого для организации деятельности промышленного предприятия. Другими словами, при планировании деятельности промышленной организации в большинстве случаев требуется земельный участок, превышающий площадь зданий, входящих в производственный комплекс. На практике возникает вопрос о том, насколько обоснованно такое превышение. Этот вопрос зачастую приходится решать в суде.
Так, Администрацией муниципального образования г. С. было отказано ООО «А» в предоставлении земельного участка площадью 1181 квадратный метр на том основании, что площадь испрашиваемого земельного участка значительно превышает площадь находящихся на нем объектов недвижимости (846 квадратных метра). По заключению эксперта, с учетом специфики деятельности организации, заявленная площадь земельного участка меньше требуемой на 948 квадратных метра. На основании этого факта, а также того, что юридическим лицом соблюдены правила подачи документов для приобретения прав на данный земельный участок, суд встал на сторону ООО «А» и обязал администрацию заключить договор аренды .
Одним из основных элементов проекта планировочной организации территории является установление санитарно-защитных зон. Обязанность установления санитарно-защитных зон промышленными организациями определяется нормами различных законодательных актов.
Федеральный закон «О санитарно -эпидемиологическом благополучии населения»[9] [10] требует установления санитарно -защитных зон при
размещении объектов гражданского, промышленного и
сельскохозяйственного назначения. При выборе земельных участков под строительство, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила. По сути, норма, касающаяся установления санитарно-защитной зоны, является отсылочной, хотя и не имеет прямой ссылки на специальные нормы.
Детальное регулирование порядка установления санитарно-защитной зоны осуществляется СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация организаций, сооружений и иных объектов» .
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы устанавливают требования к размеру санитарно-защитных зон, организации и благоустройству этих зон, ограничения в использовании территории санитарно-защитной зоны. Требования указанных санитарных правил распространяются на деятельность всех промышленных организаций, осуществляющих размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.
На размер санитарно-защитной зоны влияет класс опасности организаций, сооружений и иных объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека[11] [12]. Санитарно-защитная зона отделяет территорию промышленной организации от жилой застройки, при этом обязательно должны быть обозначены границы специальными информационными знаками. Размер этой зоны обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения (химического, биологического, физического) на атмосферный воздух до значений, установленных гигиеническими нормативами, или до величин приемлемого риска для здоровья населения. Критерием для определения размера санитарно -защитной зоны является не превышение на ее внешней границе и за ее пределами предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ для атмосферного воздуха и предельно допустимых уровней (ПДУ) физического воздействия на атмос - ферный воздух.
В санитарно-защитной зоне ограничены: размещение жилых домов и коттеджей, организация отдыха, в том числе детских площадок, образова - тельных и детских учреждений, лечебно-профилактических и
оздоровительных учреждений общего пользования; не допускается образование садоводческих товариществ, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков. В границах санитарно-защитной зоны, кроме того, запрещено размещать объекты по производству лекарственных веществ и средств, объектов пищевых отраслей промышленности,
-247
комплексов водопроводных сооружений .
Существующая судебная практика подтверждает, что установление санитарно-защитной зоны напрямую зависит от присвоенного предприятию класса опасности. В частности, от того, какой класс опасности имеет промышленное предприятие, зависит, должно ли юридическое лицо в [13]
принципе разрабатывать проект такой зоны[14] [15], или разработка проекта
-249
является рекомендательной .
Необходимость установления санитарно-защитных зон и проведения работ по рекультивации земельных участков обуславливается потенциальной опасностью осуществляемых работ. В связи с этим Федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных
производственных объектов»[16] в качестве одного из требований промышленной безопасности при эксплуатировании опасного объекта устанавливается обязанность заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте. Порядок обязательного страхования регламентируется Федеральным законом от 27.07.2010 № 225- ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте»[17].
Как отмечается в литературе, страхование ответственности за причинение вреда окружающей среде и, в частности, земельному участку, на котором располагается промышленная организация, является добровольным[18]. Такое разделение связывается с тем фактом, что ответственность за причинение вреда окружающей среде предусматривается п. 2 ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», согласно которому вред окружающей среде, причиненный деятельностью юридического лица или индивидуального предпринимателя, в том числе на проект которой (проект деятельности) имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, подлежит возмещению юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Получается, что законодатель возлагает всю ответственность целиком на плечи юридического лица, предоставляя ему на выбор, как нам представляется, три варианта действий:
- осуществить мероприятия по предупреждению причинения вреда;
- не осуществлять никаких мероприятий, а в случае причинения вреда нести ответственность;
- осуществить добровольное страхование причинения вреда.
Добровольное страхование причинения вреда может быть осуществлено
в качестве дополнительной меры к первым двум вариантам.
Тот факт, что законодатель выше всего ценит человеческую жизнь и здоровье (устанавливая обязательное страхование ответственности из причинения вреда жизни и здоровью) не подлежит сомнению. Однако при этом Земельный кодекс содержит указание на то, что земля является основой жизни и деятельности человека. Глава XIII Земельного кодекса регламентирует порядок наступления ответственности за правонарушения в области охраны и использования земель. В частности, ст. 76 ЗК РФ требует, чтобы приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их загрязнении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществлялось юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
Так, согласно постановлению Арбитражного суда Северо-Западного округа от 22.06.2015 № Ф07-4423/2015 по делу № А56-48040/2014 судом было удовлетворено требование ООО «Объединенный Логистический Центр Северо-Запад» (собственник земельного участка) об обязании ООО «Шушары-Бадаевский» (собственник сопредельного земельного участка, на котором размещены строительные отходы и который допустил сброс отходов на земельный участок истца) привести земельный участок, захламленный отходами производства и потребления, в пригодное для использования состояние, очистив от имеющихся на нем отходов . Соглашаясь с выводами Арбитражного суда, считаем необходимым отметить, что впоследствии, при исполнении Постановления Арбитражного суда, ответчик несет расходы по вывозу отходов. В других случаях на ответчика может быть возложена обязанность по приведению земельного участка в первоначальное состояние. В связи с этим, у ответчика всегда есть риск несения значительных расходов по устранению нарушений.
Вопросы страхования ответственности в сфере землепользования в юридической науке самостоятельно не рассматриваются. О них говорится лишь при исследовании экологического страхования либо страхования ответственности владельцев опасных промышленных объектов. При этом анализируется и добровольное, и обязательное страхование ответственности.
Изучая деятельность отдельных промышленных объектов, юристы высказываются об обязательности страхования ответственности владельцев таких объектов. В частности, Е.В. Андреева к числу промышленных организаций, которые должны осуществлять обязательное страхование гражданской ответственности, относит организации с промышленными и/или исследовательскими реакторами, критическими и/или подкритическими стендами; рудоперерабатывающие организации; радиохимические заводы; сублиматные заводы; заводы по разделению изотопов; химико -
металлургические заводы . Федеральным законом «Об охране окружающей среды» предусматривается возможность осуществления экологического страхования (п. 1 ст. 18). При этом п. 2 данной статьи указывает, что может осуществляться обязательное государственное экологическое страхование. [19] [20]
Л.Н. Ключенко при этом указывает на отсутствие механизма его проведения[21].
Недостатком сложившейся системы страхования, отмечает А.Л. Бажайкин, является то, что при наступлении страхового случая цель экологического страхования теряется, исходя из того, что убытки возмещаются в первую очередь физическим и юридическим лицам (в защиту их имущественных интересов), а при мизерности страховых фондов страховщиков на возмещение ущерба, причиненного водам, почве и атмосфере, денежных средств не остается. В связи с этим, он предлагает ввести дополнительное страхование вод, почв, атмосферного воздуха и т.д. При этом страхование именно природных объектов должно быть в приоритете, что и должно быть включено в правила страховщиков о страховании гражданской ответственности владельцев источников повышенной экологической опасности[22] [23]. Думается, что с данным мнением следует согласиться.
О необходимости создания специального фонда для возмещения вреда, причиненного промышленными организациями, в результате техногенных аварий и катастроф, высказывается и А.В. Кодолова .
По нашему мнению, учитывая ценность земли, стоимость работ по восстановлению земельных участков, степень тяжести возможного вреда, который может быть причинен земельному участку и иным природным объектам, необходимо выделить в качестве отдельного объекта обязательного страхования «страхование ответственности владельца опасного объекта за вред, причиненный земельному участку и иным объектам окружающей среды».
Подобная инициатива потребует внесения определенного количества изменений в действующее законодательство.
Федеральный закон от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» должен быть дополнен нормами, определяющими порядок страхования ответственности за причинение вреда земельному участку. В частности, ст. 6 данного Федерального закона должна быть дополнена положениями, устанавливающими порядок определения размеров страховых сумм и выплат. Страховые суммы должны устанавливаться в зависимости от степени потенциального вреда, который может быть причинен земельному участку. Размеры страховых сумм должны зависеть от площади возможного загрязнения земельного участка, а страховые выплаты должны носить строго целевое назначение (на восстановление загрязненного земельного участка). Выплаты должны осуществляться владельцам загрязненных земельных участков, а контроль за осуществлением мероприятий по восстановлению земельного участка и целевому использованию денежных средств необходимо возложить на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии в рамках осуществляемых ею функций в соответствии с подп. е п.3 Положения о государственном земельном
258
надзоре .
Аналогичные изменения должны быть внесены, соответственно, и в другие статьи Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте».
Таким образом, земельная правосубъектность промышленных организаций базируется на обязанности обеспечить безопасную для земельного участка эксплуатацию промышленного предприятия. Для этого должны быть осуществлены мероприятия не только по предотвращению загрязнения эксплуатируемых земельных участков, но и по восстановлению поврежденных или загрязненных земельных участков.
258 Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре: Постановление Правительства РФ от 02.01.2015 № 1 // Собрание законодательства РФ. - № 2. - 12.01.2015. - Ст. 514.
В состав таких мероприятий входят:
- Лицензирование отдельных видов промышленной деятельности. Выдача лицензии в отдельных случаях (в частности, в случае недропользования) напрямую влияет на возможность вступления юридического лица в земельные правоотношения;
- Установление санитарно-защитных зон;
- Проведение рекультивационных работ (для промышленных организаций, чья деятельность связана с нарушением почвенного покрова);
Обязательное страхование ответственности юридического лица за вред, причиненный земельному участку (в рамках обязательного страхования гражданской ответственности владельцев опасных производственных объектов).
[1] См.: Руководство, по оценке пожарного риска для промышленных предприятий. М.: ФГУ ВНИИПО МЧС России. - 2000. - С. 23.
[2] См.: Природоресурсное законодательство в условиях модернизации экономики России: современные проблемы развития: монография / В.Б. Агафонов, В.К. Быковский, Г.В. Выпханова и др.; под ред. Н.Г. Жаворонковой. М.: Норма, Инфра-М, 2014. - С. 64.
[3] См.: Постановление ФАС ВСО от 27.02.2013 по делу № А78-4279/2012 - [Электронный ресурс] Режим доступа: СПС Консультант Плюс, 2016.
[4] См.: Крассов О.И. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации (постатейный). 2-е изд., перераб. М.: Норма, 2009. - С. 134.
[5] См.: Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы: Приказ Минприроды РФ № 525, Роскомзема № 67 от 22.12.1995 - [Электронный ресурс] Режим доступа: СПС Консультант Плюс, 2016.
[6] См.: О порядке определения требований к рекультивации земель и земельных участков: Проект Постановления Правительства РФ - [Электронный ресурс] Режим доступа: СПС Консультант Плюс, 2016.
[7] См.: Тихомирова Л.А. Многоаспектность деятельности по рекультивации нарушенных земель: особенности и проблемы правового регулирования // - [Электронный ресурс] Режим доступа: СПС Консультант Плюс, 2016.
[8] См.: Свод правил. Г енеральные планы промышленных предприятий. Актуализированная редакция СНиП II-89-80 № СП 18.13330.2011: Приказ Минрегиона РФ от 27.12.2010 № 790. М.: Минрегион России, 2010. - С. 45.
[9] См.: Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 18.06.2015 №№ Ф06-6473/2013, Ф06- 24475/2015 по делу № А57-13464/2013 - [Электронный ресурс] Режим доступа: СПС Консультант Плюс, 2016.
[10] См.: О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения: Федеральный закон от 30.03.1999 № 52- ФЗ // Российская газета. - 1999. - № 64-65.
[11] См.: О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (Зарегистрировано в Минюсте России 25.01.2008 № 10995): Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 № 74 // Российская газета. - № 28. - 09.02.2008.
[12] См.: Об установлении размера санитарно-защитной зоны имущественного комплекса производственной площадки ОПО «Склад ВМ» ЗАО «Барнаульский патронный завод» на территории г. Барнаула Алтайского
края: Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 02.02.2015 № 5; Об установлении размера единой санитарно-защитной зоны имущественных комплексов предприятий промышленного узла ОАО «КАМАЗ» на территории юго-восточной части г. Набережные Челны Республики Татарстан: Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 12.01.2015 № 1. - [Электронный ресурс] Режим доступа: СПС Консультант Плюс, 2016.
[13] См.: Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации (постатейный) / С.А. Боголюбов, М.И. Брагинский, Е.А. Галиновская и др.; под ред. С.А. Боголюбова, Е.Л. Мининой. М.: Юстицинформ, 2002. - С.294.
[14] См.: Постановление Арбитражного суда СЗО от 09.12.2014 по делу № А05-722/2014 - [Электронный ресурс] Режим доступа: СПС Консультант Плюс, 2016.
[15] См.: О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»: Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 № 74 / Российская газета. - № 28. - 09.02.2008
[16] См.: О промышленной безопасности опасных производственных объектов: Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ // Российская газета. - № 145. - 30.07.1997.
[17] См.: Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте: Федеральный закон от 27.07.2010 № 225-ФЗ // Российская газета. - № 169. - 02.08.2010.
[18] См.: Васильев Ю.А. Ответственность владельцев опасных производственных объектов // Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение. - 2015. - № 8. - С. 6.
[19] См.: Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 22.06.2015 № Ф07-4423/2015 по делу № А56-48040/2014 - [Электронный ресурс] Режим доступа: СПС Консультант Плюс, 2016.
[20] См.: Андреева Е. В. Страхование ответственности: Курс лекций. - Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2001. - С.75.
[21] См.: Клоченко Л.Н. Страхование ответственности за загрязнение окружающей среды // Юридическая и правовая работа в страховании. - 2008. - № 2.
[22] См.: Бажайкин, А. Л. Экологическое страхование: Теория, практика правового регулирования: автореф. к.ю.н. - М., 2002. - С.10.
[23] См.: Кодолова А.В. Особенности гражданско-правового статуса юридических лиц, эксплуатирующих экологически особо опасные объекты. Дисс. ... к.ю.н. Ижевск. - 2008. - С. 10.
|