Для того, чтобы рассмотреть нормативно-правовую базу, которую имеют под собой профсоюзы в Российской Федерации, необходим обратить внимание на положения, которые содержаться в статье 6 «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».
Данная статья закона свидетельствует о том, что:
1. Права профсоюзов в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями и гарантии их деятельности определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации.
2. Законодательство субъектов Российской Федерации не может ограничивать права профсоюзов и гарантии их деятельности, предусмотренные федеральными законами.
3. Если международными договорами Российской Федерации, конвенциями Международной организации труда, ратифицированными Российской Федерацией, установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международных договоров и конвенций.[1]
Рассматривая те положения, которые содержит статье 6 данного закона более детально, имеется возможность сделать следующий ряд выводов.
Согласно положениям, которые содержать в пункте 1 можно определить группы нормативно-правовых актов, которыми определяются права, которыми обладают профсоюзы в отношении тех органов, которые представляют собой государственную власть, а также тем органами, которые представляют местное самоуправления, работодателями, а также объединениями работодателей, которые представляют собой ассоциации и союзы.
Среди таких нормативно-правовых актов, прежде всего, нужно выделить Конституцию Российской Федерации, которая содержит в себе целый ряд положений, которыми регулируются рассматриваемые правоотношения. Исходя из положений, содержащихся в части 1 статьи 30 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на объединения, в том числе право на создания профессиональных союзов для того, чтобы защищать свои интересы. Указанная норм также гарантирует свободу деятельно общественных объединений. Исходя из того, что согласно части 1 статьи 2 закона о профсоюзах они представляют собой общественные объединения, на них можно распространить положение, которое содержится в части 4 статьи 13 Конституции Российской Федерации, исходя из которого общественные объединения имеют равенство перед законом, а также положение, которое заключено в части 1 статьи 36 основного закона страны, согласно которому граждане и создаваемые ими объединения имеют право иметь землю в частной собственности.
Также правовая основа деятельности профсоюзов формируется на основании положений, которые заключаются в статьях 2 и 7 Конституции. Данными нормами закрепляется, что человек, а также его свободы и права представляет собой наивысшую ценность. В обязанность государства входит признавать, соблюдать и защищать права и свободы человек и гражданина.
После Конституции, по юридической силе следует группа, которая содержит в себе нормативно-правовые акты, которые определяют права профсоюзов в их отношении с органами государственной власти, муниципальными органами, предпринимателями и другими субъектами права. В данную группу документов следует отнести Закон о профсоюзах, а также иные федеральные законы.
В законе о профсоюзах устанавливаются основы, которые имеют отношение к созданию профсоюзов, их правам и гарантиям их деятельности. В том случае, когда на практике возникают противоречия между теми положениями, которые содержаться в законе о профсоюзах с положениями, которые отражены в других федеральных законах, то здесь должен учитываться тот факт, что Закон о профсоюзах представляет собой специальный документ и в подобных случаях у него имеется приоритет над прочими законами.
Среди прочих нормативно-правовых актов, которые являются правовой основой деятельности профсоюзов, необходимо рассмотреть Трудовой кодекс Российской Федерации. Данное положение логично проистекает из того факта, что деятельность профсоюзов имеет тесную связь с отношениями в сфере труда, а также с теми отношениями, которые непосредственно связаны с трудовой сферой.
Глава 58 Трудового кодекса Российской Федерации содержит в себе положения, которые связаны с защитой законных интересов и трудовых прав работников профессиональными союзами.
Помимо этого в трудовом кодексе находят свое отражение:
- нормы, касающиеся представительства интересов работников первичными профессиональными организациями, которые связаны с социальным партнерством. Данные положения находят свое отражение в статье 30 Трудового кодекса;
- нормы, которыми предусматриваются случаи, когда устанавливается обязательность участия выборного органа первичной профсоюзной организации, когда рассматриваются вопросы, касающиеся расторжения трудового договора по инициативе, исходящей от работодателя. Указанные положения отражаются в статье 82 ТК РФ;
- нормы, которыми устанавливаются гарантии в отношении работников, которые избираются в профессиональные органы, а также комиссии по разрешению трудовых споров. Указанным положениям посвящена 171 статья Трудового Кодекса. Также в статье 400 ТК РФ содержаться положения, которые свидетельствуют о том, что работодатели и их объединения обязаны рассматривать требования работников, а также требования профессиональных союзов и их объединений. [2]
Исходя из того, что согласно пункту 1 статьи 2 Закона о профсоюзах, данные организации представляют собой добровольные общественные объединения граждан, то на них также распространяются те положения, которые изложены в ФЗ «Об общественных объединениях» и ФЗ «О некоммерческих организациях». Тем не менее, нужно отметить, что нормы изложенные в упомянутых выше нормативно-правовых актах применяются в том случае, когда те или иные вопросы не находят своего прямого регулирования в Законе о профсоюзах.
В литературе высказывается мнение, что помимо названных нормативных правовых актов федерального уровня в своей деятельности профсоюзы должны руководствоваться также иными правовыми актами, в том числе и подзаконными, с учетом своей специфики
Законом о профсоюзах предусмотрена также возможность регулирования вопросов правового положения профсоюзов законами субъектов Российской Федерации.
В Законе «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и Трудовом Кодексе имеются некоторые противоречия.
Система оплаты труда в соответствии со ст.11 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" устанавливается работодателем по согласованию с соответствующими профсоюзными органами и закрепляется в коллективном договоре, соглашении. Статья 135 ТК устанавливает иной порядок определения системы оплаты труда, который и должен применяться согласно ст.423 ТК.
Нормы труда в соответствии со ст.11 Закона также устанавливаются работодателем по согласованию с профсоюзным органом. Однако согласно ст.ст. 159, 162 ТК нормы труда устанавливаются либо коллективным договором, либо локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников.
ТК несколько иначе устанавливает гарантии для выборных профсоюзных работников. Например, в отличие от ст.25 Закона ТК предусматривает запрещение увольнять выборных профсоюзных работников по инициативе работодателя без согласия вышестоящего профсоюзного органа только по трем основаниям, указанным в п.п. 2, 3 и п.5 ст.81 ТК.
В случае возникновения конфликтов или споров, которые являются следствиями указанных выше противоречий – приоритет отводиться нормам Трудового Кодекса, так как данный нормативно-правовой акт обладает большей юридической силой.
[1] Федеральный закон от 12.01.1996 №10-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.07.2016)
[2] "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 №197-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.07.2016)
|