В Конституции РФ (1993 г.) впервые признаны и закреплены права и свободы человека в качестве высшей ценности. Возведены в ранг Конституционного права – право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных Федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. Закрепляется право на защиту от безработицы и т.д. (ст.37). Характерной особенностью демократического общества является право на объединение в профессиональные союзы, упрочнение их правового положения. Это право закреплено в ст.30 Конституции РФ, а конкретизировано в ст.2 и гл.58 Трудового кодекса РФ. Основные задачи профсоюзов связаны с осуществлением их главной функции – представительства и защиты прав работников в сфере труда.
Отношения с участием профсоюзов регулируются различными видами социальных норм – морали, этики, права, традиций и др. Одни из них сложились в практике взаимодействия профсоюзов с государственными, хозяйственными органами, работниками и формально не закреплены. Другие предусмотрены актами профсоюзных органов. Третьи содержатся в нормативных правовых актах. Деятельность профсоюзов регулируется в основном ими самими как самодеятельными общественными организациями с помощью внутрипрофсоюзных норм, принимаемых руководящими профсоюзными органами. Такие нормы не носят правового характера и содержатся в уставах профсоюзов и их объединений, других профсоюзных актах. Из круга общественных отношений, в которые вступают профсоюзы, правовому воздействию подвергаются только те, регулирование которых объективно возможно, экономически, социально и политически необходимо. Законодательство о профсоюзах направлено на регулирование их отношений:
а) с работодателями, их объединениями и представителями;
б) с органами государства, органами местного самоуправления;
в) с другими субъектами общественных отношений (например, имущественных, налоговых).
На содержание законодательства о профсоюзах решающее влияние оказали конвенции и рекомендации МОТ. И в частности Конвенции №87 «О свободе ассоциации и защите прав на организацию» 1948 г. №98 «О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров» 1949 г. и др.
Для более квалифицированной помощи в деле защиты социально-трудовых и иных прав и профессиональных интересов своих членов профсоюзы могут создавать собственные юридические службы и консультации. Глава 58 ТК РФ посвящена защите трудовых прав работников профессиональными союзами. В ст. 370-378 ТК РФ изложены правомочия профсоюзных органов по защите трудовых прав работников и ответственность за нарушение этих прав. Правозащитная работа осуществляется в рамках действующего законодательства и социального партнерства. Используются все законные формы и методы для реализации прав, представленных профсоюзам. Ближайшей задачей является выявление возникающих перед профсоюзами проблем в вопросах соблюдения трудовых прав наемных работников и прав профсоюзов. Если проблема назрела настолько, что надо принимать меры для ее разрешения (длительная задержка выплаты зарплаты, незаконные увольнения работников и т.п.) – профсоюзными органами направляются руководителям этих организаций представления об устранении нарушений.
Например, на территории Ростовской области, многие вопросы соблюдения трудового законодательства, в том числе невыплаты работникам заработной платы, перевода работников на режим неполной рабочей недели и связанные с этим массовые увольнения работников, рассматриваются на заседаниях созданной постановлением Администрации Ростовской области межведомственной областной комиссии по организации взаимодействия госорганов при осуществлении контроля за соблюдением трудового законодательства. Постоянно проводится работа по разъяснению и применению законодательства через средства массовой информации, печатные издания, областное радио, а также учебный центр профсоюзов. Сегодня профсоюзы, в отличие от других общественных организаций, остались единственной социальной силой в России, представляющей интересы самых широких слоев населения. Только Федерация независимых профсоюзов России объединяет почти 26 миллионов членов профсоюзов, работающих в организациях всех форм собственности. Ежегодно профсоюзными организациями выявляются десятки тысяч нарушений трудовых прав работников и профсоюзов, число которых только увеличивается.[1]
Вместе с тем реализовать предоставленное им право на защиту наемных работников не всегда предоставляется возможным. В частности, профсоюзам, их представителям нередко отказывают в праве беспрепятственного посещения организаций, в которых работают члены данного профсоюза (ст.370 ТК РФ, ст. 11, 19 Закона о профсоюзах); не предоставляют соответствующие документы, сведения и объяснения (ст.22, 53, 370 ТК РФ, ст.17 Закона о профсоюзах); не рассматривают их представления о выявленных нарушениях, не принимают мер по их устранению исообщению профсоюзам о принятых мерах (ст.22, 370 ТК РФ); не рассматривают представления профсоюзов о привлечении должностных лиц к дисциплинарной ответственности в соответствующих случаях (ст.195 ТК РФ, ст.30 Закона о профсоюзах); не расторгают трудовой договор с руководящим работником в случае нарушения им законодательства о профсоюзах, невыполнения обязательств по коллективному договору, соглашению и др. Поэтому предлагаем за воспрепятствование должностными лицами законной деятельности профессиональных союзов, их представителей по защите трудовых прав и законных интересов работников, запрещаемых или не допускаемых законодательством о труде, ввести административную ответственность вплоть до дисквалификации их полномочий сроком до трех лет. Это, на наш взгляд, повысит роль профсоюзов в защите конституционных прав и интересов работников в сфере труда.
Далее, приведем перечень локальных нормативных актов, которые принимаются с учетом мнения выборного профсоюзного органа:
- установление перечня должностей работников с ненормированным рабочим днем;
- составление графиков сменности;
- разделение рабочего дня на части вследствие особого характера труда, при производстве работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены);
- установление порядка и условий предоставления ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков, установленных работодателем самостоятельно;
- утверждение графика отпусков;
- установление системы оплаты труда;
- утверждение формы расчетного листка;
- установление конкретных размеров повышения оплаты труда:
а) работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда;
б) за работу в выходной или нерабочий праздничный день;
в) за работу в ночное время;
- определение размера и порядка выплаты дополнительного вознаграждения за нерабочие праздничные дни, в которые работники не привлекались к работе (кроме работников, получающих оклад (должностной оклад);
- разработка и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников;
- установление норм бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающих по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения;
- утверждение порядка применения вахтового метода;
- увеличение продолжительности вахты до трех месяцев;
- утверждение графика работы на вахте;
- установление надбавки за вахтовый метод работы у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере;
- установление размера, условий и порядка компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно;
- установление размера, условий и порядка компенсации расходов, связанных с переездом.
Далее, в следующем подпункте, рассмотрим судебную практику по делам о трудовых спорах с участием профсоюзов.
[1] Журнал «Вести ФНПР». 2013. № 3. С. 10–15.
|