Нормы, содержащиеся в ГК, имеют специальную область употребления и рассчитаны на отношения по компенсации имущественного убытка, который причинен потребителям или юридическому лицу в связи с приобретенной либо заказанной ими продукцией, работой и услугой.
Разбираемые нормы посвящены как случаям компенсации убытка, который причинен в следствии качественной бракованной приобретенной продукции, итога работ либо оказанной услуг, так и случаям, когда имущественный убыток причинен в результате сообщения потерпевшему недостоверных либо недостаточных данных о продукции, итоге работ либо оказываемых услугах.
Условием появления обязательств являются только элементы объективной стороны деликта - противозаконное поведение виновника убытка, убыток и причинная связь между действиями виновника убытка и наступившими вредоносными результатами.
Вероятны такие варианты противозаконного поведения виновника убытка как:
1.Производство и (либо) распространение некачественной продукции, некачественное исполнение работ либо оказание услуг. В комментариях содержится приблизительный список брака, наличие которого нужно для появления, соответствующего деликтного обязательства. К таковым относят конструктивные и рецептурные недостатки продукции либо итога работ, которые могут быть как явными, так и скрытыми.
2.Предоставление покупателям (заказчикам) недостоверных либо недостаточных данных о продукции или услугах.
Кроме самого брака или предоставления недостоверных либо некачественных данных о продукции или услугах, нужным условием появления разбираемого обязательства является также причинение имущественного убытка, который должен находиться в причинной связи с одним из двух рассмотренных выше обстоятельств.
Наличие договорных правоотношений между потерпевшими и продавцами либо производителем продукции или исполнителем услуг для появления обязательства не требуется.
Одну из основных особенностей деликтных обязательств разбираемого вида составляет правило о том, что для их появления вина виновника убытка не только не предполагается, но даже не требуется. В данном случае имеет место отступление от общих правил о деликтной ответственности за вину, установленного ГК. Ответственность виновника убытка строится не на началах вины, а на началах риска.
Установленные правила-исключения из общих положений о деликтных обязательствах рассчитываются на случаи причинения убытка, наступившего в следствии приобретения физическим либо юридическим лицом продукции, исполнения работ либо оказания услуг в непредпринимательских (потребительских) целях. Если убыток причинен физическим либо юридическим лицам в следствии применения продукции, либо итога работ, которые были приобретены и применялись для предпринимательских целей, на данные отношения распространяются только общие положения о компенсации убытка.[1]
Ответственность за убытки, который причинен в результате бракованной продукции, (работы, услуги), ограничена сроками. ГК РФ предусматривает, что производители (исполнители, продавцы) отвечают за убытки, которые причинены:
1. На протяжении сроков годности продукции,
2. Если сроки годности не установлены, то на протяжении 10 лет со дня изготовления продукции (работ, услуг). При этом под сроком годности нужно понимать и срок службы. Закон о защите прав потребителей применяет данные идентичные по содержанию термины для продукции различного назначения. ФЗ «О защите прав потребителей» предусматривает, что на продукцию (работы), предназначенную для длительного употребления, устанавливается срок службы - период, на протяжении которого производитель обязуется обеспечить потребителям применение продукции по назначению. На продовольственные товары, парфюмерно-косметическую продукцию, медикаменты, бытовую химию и другую подобную продукцию устанавливается срок годности - период, по истечении которого продукция считается непригодной. Список продукции, на которую производитель обязан устанавливать сроки годности, утверждается Правительством РФ.
3. Когда предельный срок в 10 лет не принимают во внимание и убыток компенсируется независимо от времени его причинения:
Производитель в нарушение законодательства не установил срок годности продукции.
Неосведомленность приобретателя продукции (работ, услуг).
Устанавливая сроки годности, производитель в силу ФЗ «О защите прав потребителей» обязан предоставить потребителям информацию о продукции (работе, услуге), которая, среди прочего, должна содержать информацию о действиях потребителей по истечении срока годности и вероятных итогах, когда соответствующие рекомендации не будут соблюдаться.
ГК РФ устанавливает ответственность независимо от вины предполагает, что для ее наступления хватит самого факта причинения убытка.
[1] Комментарий к статье 1095
|