Содержание статьи 4 Закона соответствует статье 469 Гражданского Кодекса.
Главным критерием качества продукции либо услуг вновь установлен договор - юридическая форма, закрепляющая отношения потребителей и продавца.
ГК РФ предусмотрено два вида договоров, посредством которых закрепляются эти взаимоотношения - публичный договор и договор присоединения.
В соответствии со ст. 426 ГК РФ, публичным договором признан договор, который заключен коммерческими организациями; он определяет обязанности по продаже продукции, которые компания, по роду своей деятельности, должна выполнять в отношении каждого клиента.
Компания не имеет права отдавать предпочтение определенному лицу при заключении договора.
Цена продукции, услуг, и прочие условия публичного договора - одинаковы для каждого потребителя.
Компания не имеет права отказаться от заключения публичного договора, если она может предоставить продукцию либо услугу.
В случае необоснованного уклонения коммерческой компанией от заключения публичного договора, вторая сторона имеет право обратиться в суд с требованием заключения договора и о взыскании понесенных убытков (Пункт 4 ст. 445 ГК РФ).
Нужно подчеркнуть, что необходимость доказательства невозможности передачи продукции потребителям лежит на коммерческой компании, согласно п. 55 «Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ «О некоторых вопросах, связанных с использованием части первой ГК РФ».
Правительство РФ издает правила, являющиеся обязательными для сторон при заключении и исполнении публичных договоров. Условия, публичного договора, которые не соответствуют закону либо указанным обязательным правилам признаются ничтожными.
Договор присоединения является договором, условия которого установлены одной из сторон в формулярах либо других стандартных формах и могут приниматься другой стороной не иначе, как с помощью присоединения к предложенному договору в целом.
К таким договорам относят почти все договоры о продаже продукции гражданам-потребителям. Подобные договоры исключают обсуждение и выработку согласованных условий.
Диктат со стороны продавца, который обусловлен наличием объективных условий розничной торговли, тем не менее, имеет некоторые ограничения.
Присоединившиеся стороны имеют право потребовать расторжения либо изменения договора, в случае, когда договор присоединения, не противореча закону и другим правовым актам, все же лишает вторую сторону прав, которые должны быть предоставлены в соответствии с подобным договором, либо исключает или ограничивает ответственность другой стороны в случае нарушения обязательств, или содержит иные - обременительные для присоединившейся стороны условия, которые она, учитывая свои интересы, не приняла бы если бы участвовала при определении условий договора.
Итак, в дополнение к праву расторгнуть договор по причине ненадлежащего качества продукции, предусмотренному Законом «О защите прав потребителей», Гражданский Кодекс РФ дает право расторгнуть или изменить договора исходя из иных оснований.
Помимо вышеизложенных причин для изменения либо расторжения договора присоединения, которые предусматриваются ст. 428 ГК РФ, договор может быть изменен либо расторгнут, в соответствии с п. 2 ст. 450 ГК РФ, в связи с нарушением договора коммерческими организациями, а также в других случаях, предусмотренных Гражданским Кодексом РФ,
иными законами либо договором. Спор рассматривается в суде после принятия истцом мер по урегулированию спора с ответчиком.
Следовательно, к предусмотренному Законом «О защите прав потребителей» праву на расторжение договора в связи с ненадлежащим качеством продукции, Гражданский Кодекс РФ предоставляет право на расторжение и изменение договора по ряду иных оснований.
Помимо вышеизложенных оснований для изменения либо расторжения договора присоединения, которые предусмотрены статьей 428 Гражданского Кодекса РФ, договор можно изменить либо расторгнуть также по основаниям, которые указаны в пункте 2 ст. 450 ГК РФ - нарушение договора коммерческими организациями, а также в других случаях предусмотренных Гражданского Кодекса РФ, иными законами либо договором. Спор рассматривается в суде после принятия истцом мер для урегулирования спора с ответчиком.
В ГК РФ указаны два метода по признанию сделки недействительной (статья 166.) Одни сделки признаются недействительными после рассмотрения их в суде - оспариваемая сделка; иные - независимо от решения суда - ничтожная сделка. Ничтожными признаются также мнимые сделки (статья 170), сделки, совершенные недееспособными людьми (статья 171), а также - несовершеннолетними, не достигшими 14 лет (172 ГК РФ).
Ст. 178 ГК РФ указывает, что недействительными также признаются сделки, совершенные в заблуждении, по иску заблуждающейся стороны.
Значительным заблуждением может считаться заблуждение, касающееся природы сделки, либо таких свойств ее предмета, которые существенно уменьшают возможность его использования по назначению
В этом случае нужно исходить из возможности использования данным лицом, исходя из цели приобретения предмета договора.
Закон РФ «О защите прав потребителей» предусматривает возможность подобного заблуждения в следствии недостоверной либо неполной информированности потребителя о продукции. В данном случае, потребитель имеют право расторгнуть договор и потребовать полной компенсации понесенных убытков.
В ст.79 Гражданского Кодекса, говорится о недействительности сделки, которая была совершена при помощи обмана, насилия, угрозы, злонамеренного соглашения представителя одной стороны либо стечения тяжелых обстоятельств.
Нужно отметить различия при реализации последствий договора, расторгнутого и признанного недействительным.
В первом случае, в соответствии со ст. 453 Гражданского Кодекса РФ, обязательства сторон считаются прекращенными с момента заключения соглашения сторон о расторжении договора, либо с момента вступления в законную силу решения суда.
При этом стороны не имеют права требовать возвращения того, что было ими выполнено по обязательству, до расторжения договора, если другое не установлено законом либо соглашением сторон.
Убытки, причиненные при расторжении договора, могут быть взысканы, если основанием для расторжения послужило существенное нарушение договора.
Существенным нарушением признается нарушение, которое влечет для второй стороны данный ущерб. Вследствие чего она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора (статья 450 Гражданского Кодекса).
При обнаружении бракованной в продукции, не оговоренной продавцом, нужно руководствоваться статьей 503 ГК РФ и ст. 18 Закона «О защите прав потребителей».
В соответствии со ст. 503 ГК РФ и п. 1 ст. 18 закона «О защите прав потребителей» при реализации продукции ненадлежащего качества потребители имеют право, по своему выбору, предъявить любое из далее перечисленных требований:
- безвозмездно устранить бракованную продукцию, либо выплатить компенсацию затрат за убытки, понесенные потребителем либо третьим лицом;
- соразмерно уменьшить закупочную цену;
- заменить товар на продукцию аналогичной марки (модели, артикула);
- заменить товар на аналогичную продукцию другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом закупочной цены;
- расторгнуть договор купли - продажи. В данном случае потребитель обязан возвратить продукцию с недостатками.
Согласно п. 1 ст. 503 ГК РФ, исключением являются случаи, когда продукция, в которой обнаружен недостаток, относится к технически сложной либо дорогостоящей. В данном случае покупатель имеет право требовать замены такой продукции только при обнаружении значительного брака.
В ст. 503 ГК РФ говорится о том, что потребитель имеет право потребовать расторжения договора купли-продажи (в том числе технически сложного либо дорогостоящего товара) вне зависимости от того, насколько значительными были нарушения требований к его качеству.
Учитывая данное Положение, ст. 18 Закона «О защите прав потребителей», предусматривающее вероятность возникновения требований о расторжении договора в отношении технически сложной продукции, при выявлении незначительного брака про2дукции, использоваться не должно.
Список технически сложной продукции, в отношении которой требование о замене может быть предъявлено потребителем лишь при обнаружении значительного брака, на основании п. 1 ст. 18 ФЗ «О защите прав потребителей», утвержден постановлением Правительства РФ от 13 мая 1997 года N 575 «Об утверждении перечня технически сложных товаров, в отношении которых требование потребителя о его замене подлежит удовлетворению при обнаружении в продукции значительного брака».
Статья Закона О защите прав потребителей устанавливает обязанность изготовителей (продавцов) и компании, исполняющей функции изготовителя (продавца), своими силами и за свой счет осуществлять доставку крупногабаритной продукции, а также продукции весом более 5 кг для ремонта, уценки, замены и возврата ее потребителю (п. 6 ст. 18 Закона О защите прав потребителей).
Закон «О защите прав потребителей» не устанавливает предельного расстояния по доставке крупногабаритной продукции для ремонта, уценки, замены продукции. Но в соответствии с п. 6 ст. 18 Закона «О защите прав потребителей» при отсутствии изготовителей (продавцов) либо компании, исполняющей функции изготовителей (продавцов) на основании договора с ним, в месте нахождения потребителей, доставка и возврат продукции могут осуществляться потребителем.
Закон «О защите прав потребителей» возлагает на изготовителей (продавцов) обязанность возместить потребителям расходы, связанные с доставкой и возвратом продукции, если потребитель произвел данную доставку.
При доставке продукции силами потребителей потребитель определяет наиболее удобный для себя метод доставки до места ремонта (замены), а также количество индивид, сопровождающих продукция.
Одновременно продавцы (производитель) обязан возместить потребителям только нужные расходы, то есть расходы, произведенные в пределах разумного. При появлении разногласий по величине компенсации спор решается в судебном порядке.
Обязанность изготовителей (продавцов) возместить потребителям расходы по доставке продукции появляется только при реализации продукции с изъянами.
Если продавцами будет доказана вина потребителей в появлении бракованной продукции, то он имеют право отказать потребителям в компенсации понесенных им затрат по доставке продукции.
Неустойка (пеня) в размере, установленном ст. 23 ФЗ «О защите прав потребителей», взыскивается за все дни просрочки установленных ст. 20, 21, 22 Законодательства О защите прав потребителей сроков исполнения требований потребителей об устранении бракованной продукции, замене продукции с недостатками, о соразмерном уменьшении покупной цены продукции, компенсации затрат на исправление бракованной продукции потребителем либо третьим лицом, о компенсации вреда, причиненных потребителям расторжением договора купли - реализации (возвратом продукции ненадлежащего качества производителю), а также за день задержки исполнения требования потребителей о не предоставлении на период ремонта (замены) аналогичной продукции длительного использования вплоть до исполнения соответствующего требования потребителей без ограничения какой-или суммой.
Если продавцы (производитель) либо компания, исполняющая функции изготовителей (продавцов) на основании договора с ним, одновременно нарушили сроки устранения бракованной (замены) и не предоставили по требованию потребителей на время устранения бракованной (замены) аналогичный продукция либо задержали его предоставление, то неустойка (пеня) взыскивается за каждое допущенное данными лицами нарушение.
Если потребитель в связи с нарушением продавцами (производителем) либо организацией, исполняющей функции изготовителей (продавцов) на основании договора с ним, предусмотренных ст. 20, 21 и 22 ФЗ «О защите прав потребителей» сроков, предъявил другое требование, вытекающее из реализации продукции с недостатками, неустойка (пеня) за нарушение названных сроков взыскивается до предъявления потребителем нового требования из числа предусмотренных ст. 18 ФЗ «О защите прав потребителей».
Если потребитель предъявил новые требования из числа предусмотренных ст. 18, 20, 21 и 22 ФЗ «О защите прав потребителей», то за просрочку исполнения данного нового требования также взыскивается неустойка, предусмотренная п. 1 ст. 23 Законодательства О защите прав потребителей.
В «Законе О защите прав потребителей» даны признаки отнесения бракованной к значительным. К значительным относятся недостатки продукции (работ, услуг), которые делают невероятным либо недопустимым применение продукции (работ, услуг) в соответствии с его целевым назначением или которые не могут быть устранены, или которые проявляются вновь после устранения, или для устранения которых требуются большие затраты, или в результате которых потребитель в значительной степени лишается того, на что он был имеют право рассчитывать при заключении договора.
В п. 2 ст. 475 ГК РФ также установлены признаки отнесения бракованной, выявленных в продукции, к значительным, которые аналогичны установленным в «Законе О защите прав потребителей». Одновременно в «Законе О защите прав потребителей» содержатся дополнительные признаки, что не противоречит ГК РФ, т.к. список, приведенный в ГК РФ, не является исчерпывающим (предусматривает и наличие иных подобных бракованной).
К примеру, к «значительным» согласно «Закону О защите прав потребителей» может быть отнесен недостаток, который делает «невероятным либо недопустимым применение продукции в соответствии с его целевым назначением». Одним из вариантов «невероятности и недопустимости» является данный недостаток, который делает его применение по назначению опасным для жизни, здоровья либо имущества людей.
Законом РФ «О защите прав потребителей» предусмотрен случай такого заблуждения в следствии недостоверных либо неполных данных потребителей о продукции. В данном случае, потребитель имеют право расторгнуть договор и потребовать полного компенсации причиненных вреда. Наконец, в интересующем нас плане обратимся к статье 79 Гражданского Кодекса, регулирующей недействительность сделки, совершенной под воздействием обмана, насилия, угрозы, злонамеренного соглашения представителя одной стороны либо стечения тяжелых обстоятельств. Убытки, причиненные расторжением договора, могут быть взысканы, если основанием для расторжения послужило значительное нарушение договора.
Если продавцы (производитель) либо компания, исполняющая функции изготовителей (продавцов) на основании договора с ним, одновременно нарушили сроки устранения бракованной (замены) и не предоставили по требованию потребителей на время устранения бракованной (замены) аналогичный продукция либо задержали его предоставление, то неустойка (пеня) взыскивается за каждое допущенное данными лицами нарушение.
Если потребитель в связи с нарушением продавцами (производителем) либо организацией, исполняющей функции изготовителей (продавцов) на основании договора с ним, предусмотренных ст. 20, 21 и 22 ФЗ «О защите прав потребителей» сроков, предъявил другое требование, вытекающее из реализации продукции с недостатками, неустойка (пеня) за нарушение названных сроков взыскивается до предъявления потребителем нового требования из числа предусмотренных ст. 18 ФЗ «О защите прав потребителей».
Если потребитель предъявил новые требования из числа предусмотренных ст. 18, 20, 21 и 22 ФЗ «О защите прав потребителей», то за просрочку исполнения данного нового требования также взыскивается неустойка, предусмотренная п. 1 ст. 23 Законодательства О защите прав потребителей.
|