Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. утверждена Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537. Основными направлениями обеспечения национальной безопасности Российской Федерации обозначены стратегические национальные приоритеты, которыми определяются задачи важнейших социальных, политических и экономических преобразований для создания безопасных условий реализации конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, осуществления устойчивого развития страны, сохранения территориальной целостности и суверенитета государства.
В рамках федеративного многонационального государства одной из задач политики в сфере национальной безопасности является обеспечение межнационального согласия.
Рассматривая вопрос обеспечения межнационального согласия, необходимо разграничить понятия «обеспечение», «защита» и «охрана». Этимологически «охрана» связано с «охранять» (оберегать, относиться бережно, стеречь), а «защита» восходит к «защитить», т.е. охраняя, оградить от посягательств, от враждебных действий, от опасности, предохранять, обезопасить, отстоять. С учетом обозначенного выше можно согласиться с мнением, что понятие «обеспечение» является родовым по отношению к понятиям «охрана» и «защита». Оно включает в себя всю систему экономических, политических, социальных, духовных, культурных, правовых и иных мер, призванных обеспечить что-либо, а в рассматриваемом случае - межнациональное согласие в Российской Федерации. Помимо этого, как представляется, «обеспечение» несет в себе и превентивную функцию[1].
Также отметим, что «согласие» является главным и обязательным условием и принципом федерализации государства. При отсутствии согласия целостность и жизнеспособность федерации оказывается под угрозой. Будущее России, ее развитие, обеспечение национальной безопасности и сохранение государственной целостности возможны только в условиях межнационального согласия. Следует сказать, что национальный вопрос никогда не снимался с повестки дня, но степень его актуализации зачастую зависела от руководства страны.
Само понятие «межнациональное согласие» использовалось законодателем довольно часто, причем как цель, которую необходимо достигнуть. Например, в уже помянутой Концепции государственной национальной политики Российской Федерации закреплено, что при реализации национальной политики перед Российским государством и обществом стоят неотложные задачи, среди которых объединение усилий всех звеньев государственной системы и гражданского общества, политических и религиозных деятелей для достижения межнационального согласия, утверждения принципа равноправия граждан различных национальностей и вероисповеданий, укрепления взаимопонимания между ними. В Указе Президента Российской Федерации от 03 июня 1996 года № 803 «Об Основных положениях региональной политики в Российской Федерации» также отмечается, что региональная политика в области национально-этнических отношений должна обеспечивать объединение усилий всех звеньев государственной системы и гражданского общества, политических и религиозных деятелей для достижения межнационального согласия, решительной борьбы с проявлениями агрессивного национализма.
В свою очередь, в «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» были сформулированы основные угрозы национальным интересам и безопасности Российской Федерации, среди которых обозначены проявление национализма, этнического и регионального сепаратизма, противоречий религиозного характера; расширение экономической и демографической экспансии; расхищение национальных богатств Российской Федерации; нестабильность обстановки, вследствие снижения жизненного уровня населения, этнических конфликтов и вынужденных миграционных процессов; трансграничная организованная преступность и терроризм; региональные вооруженные конфликты вблизи государственной границы; распространение и накопление оружия и других средств вооруженной борьбы в приграничных с Россией регионах; аварии, катастрофы и стихийные бедствия с трансграничным переносом, что напрямую влияет на обеспечение межнационального согласия в Российской Федерации.
Конституционное законодательство России закрепляет нормы, обеспечивающие межнациональное согласие в Российской Федерации. Особую роль здесь играет обеспечение единства общества - социальная целостность: единое гражданство для всего населения; равенство всех граждан перед законом; наличие официального языка Российской Федерации. Их реализация во многом зависит от эффективности деятельности государственных органов[2].
Кроме того, в «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» в качестве сил обеспечения национальной безопасности закреплены Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, в которых федеральным законодательством предусмотрена военная и (или) право-охранительная служба, а также федеральные органы государственной власти, принимающие участие в обеспечении национальной безопасности государства на основании законодательства Российской Федерации.
Обеспечение межнационального согласия в России - одна из центральных задач государства, которая возлагается и на Министерство внутренних дел Российской Федерации. В современной России МВД представляет собой «силовой» компонент исполнительной власти, предназначенный для выполнения правоохранительных функций.
Указом Президента Российской Федерации от 01 марта 2011 года № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» установлено, что МВД России выявляет, предупреждает, пресекает, раскрывает и расследует тяжкие и особо тяжкие преступления, со-вершенные организованными группами, преступными сообществами (преступными организациями), носящие транснациональный или межрегиональный характер, либо преступления, вызывающие большой общественный резонанс; принимает, в соответствии с федеральным законом, меры, направленные на выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности; обеспечивает участие органов внутренних дел и внутренних войск в мероприятиях по противодействию терроризму, в обеспечении правового режима контртеррористической операции, а также реализует иные полномочия.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 07 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции», защита личности, общества, государства от противоправных посягательств является одним из основных направлений деятельности полиции. В части 3 статьи 7 Закона закреплено, что сотрудник полиции должен проявлять уважение к национальным обычаям и традициям граждан, учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, религиозных организаций, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию.
Кроме того, в Федеральном законе Российской Федерации от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»5 установлены требования к служебному поведению сотрудника органов внутренних дел, одним из которых является проявление уважения к национальным обычаям и традициям, необходимость учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, не допускать действий, нарушающих межнациональное и межконфессиональное согласие.
Сотрудники и военнослужащие МВД России обязаны квалифицированно действовать как в обычных, так и в особых условиях, вызывающих резкое осложнение оперативной обстановки и требующих более сложных приемов и способов решения возникающих при этом задач.
Поскольку события, влияющие на межнациональное согласие, по масштабам своей значимости и возможным негативным последствиям далеко выходят за рамки обыденных, на МВД России во время реализации им своих полномочий возлагаются ответственные задачи по борьбе с организованной и этнической преступностью, коррупцией, неконтролируемой и незаконной миграцией, сепаратизмом, экстремизмом, терроризмом и межнациональными конфликтами.
Произошедшие за последние два десятилетия крупные перемены в жизни российского общества способствовали проявлению некоторых негативных социальных процессов.
События, возникшие на межнациональной почве и продолжающиеся в том или ином виде до настоящего времени в различных регионах, в том числе и бывшего Советского Союза, представляют реальную угрозу для жизни и здоровья граждан, государственной целостности и межнационального согласия на всей территории Российской Федерации.
Сотрудники и военнослужащие Министерства внутренних дел Российской Федерации принимали активное участие в мероприятиях по восстановлению конституционной законности и правопорядка и по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и в зоне осетино-ингушского конфликта, обеспечивали государственную безопасность и соблюдение законности, защиту прав и свобод граждан, действий по разоружению незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и прилегающих к ней регионов Северного Кавказа.
Стабилизация ситуации в Северо-Кавказском регионе, сохранение государственной целостности Российской Федерации, защита основ конституционного строя, нейтрализация очагов сепаратизма и терроризма, сглаживание межэтнических и межконфессиональных противоречий, выравнивание социально-экономического уровня субъектов региона находятся в зоне первоочередных интересов России.
Значимость деятельности МВД России повышается еще в связи с тем, что при межнациональных конфликтах проявляют себя не только националистические группировки, но и экстремистские объединения, преследующие конкретные цели захвата власти. Именно в таких ситуациях переплетаются социальные, экономические, государственные, духовные, правовые и демографические проблемы народов, проживающих на территории Российской Федерации.
В связи с этим, вопросы деятельности МВД России по обеспечению межнационального согласия в России являются одними из самых сложных.
Роль Министерства внутренних дел Российской Федерации в политической и правовой системе - в системе государственных органов, заключается в обеспечении правопорядка, предупреждении и пресечении противоправных действий, обеспечении социальной безопасности и, как следствие, межнационального согласия на основе Конституции Российской Федерации и иных законов, регламентирующих их деятельность.
Следует отметить, что МВД России осуществляет свою деятельность в рассматриваемой сфере в рамках тех форм и методов, которые определены законом. Министерством проводится определенная работа по обеспечению межнационального согласия как в нормотворческой деятельности, так и в правоприменительной практике.
Сегодня МВД России принимает активное участие в разработке нормативных правовых актов по борьбе с терроризмом, организованной и транснациональной преступностью и экстремизмом; по обеспечению общественной безопасности в районах социальной и межнациональной напряженности и другим направлениям, влияющим на обеспечение межнационального согласия. В качестве приме-ров можно привести Приказ МВД России от 16 июня 2011 года № 683 «Об утверждении положения об управлении по взаимодействию с институтами гражданского общества и средствами массовой информации Министерства внутренних дел Российской Федерации» и Приказ Минюста России № 362, МВД России № 810, ФСБ России № 584 от 25 ноября 2010 года «О взаимодействии Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации в целях повышения эффективности деятельности учреждений (подразделений), осуществляющих проведение исследований и экспертиз по делам, связанным с проявлением экстремизма».
Сотрудники и военнослужащие МВД России обязаны максимально корректно предотвращать межнациональные беспорядки и не бездействовать в условиях межнациональной напряженности.
Еще одним и не менее важным аспектом деятельности МВД России является реализация полномочий в сфере миграции. Министерство внутренних дел Российской Федерации является федеральным органом исполни-тельной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также по выработке государственной политики в сфере миграции. Поэтому на него, возможно, и ляжет основная нагрузка в этом направлении.
Опыт мировых держав и наша собственная история свидетельствуют о том, что нарушение межнационального согласия ведет к ослаблению федерации и чаще всего к ее распаду. В свою очередь, это приводит к экономическим, политическим, социальным и духовным лишениям, а также нарушениям основных прав и свобод человека.
Таким образом, обеспечение межнационального согласия в Российской Федерации возможно лишь при наличии стабильности социально-экономической и политической обстановки, демократизации всех сторон общественной и политической жизни, верховенства Конституции Российской Федерации, соблюдения международных норм, совершенствования федерального и регионального законодательства, регулирующего как сами общественные отношения в сфере обеспечения межнационального согласия, так и деятельность государственных органов, их обеспечивающих.
Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что значение деятельности МВД России в обеспечении межнационального согласия обусловлено, прежде всего, социально-политической значимостью выполняемых им многочисленных функций с помощью мер принуждения.
Поэтому деятельность МВД России как в нормотворческой, так и в правоприменительной сфере, обеспечивающая эффективное управление органами внутренних дел и внутренними войсками в целях решения оперативно-служебных и служебно-боевых задач, направленных на обеспечение межнационального согласия и реальное обеспечение прав и свобод личности, играет важную роль в сохранении государственной целостности Российской Федерации.
[1] Конституция Российской Федерации: комментарий / под общей редакцией Б. Н. Топорнина, Ю. М. Батурина, Р. Г. Орехова. М.: «Юридическая литература», 2008 – 624 с.
[2] Краткий словарь терминов и определений по конституционному праву / А.С. Прудников; А.М. Лимонов; К.О. Бобров. – М.: Московский университет МВД России, 2009.
|