Внутренние войска входят в систему МВД РФ. Традиционно они использовались для войсковой охраны особо важных (в т. ч. ядерных объектов, закрытых городов, исправительных учреждений). Иногда привлекаются для обеспечения общественного порядка в условиях массовых мероприятий и ЧС. Для осуществления этого вида служебной деятельности солдатам и офицерам ВВ могут выдавать милицейское обмундирование. Но живут они в казармах и организованы по армейским порядкам вооруженных сил (дивизии, полки, батальоны, роты). Комплектуются, в основном, по призыву, а также на контрактной основе.
Как и другие органы безопасности ВВ предназначены для обеспечения безопасности личности, общества и государства, защиты прав и свобод человека и гражданина от преступных и иных противоправных посягательств. Деятельность внутренних войск основывается на Конституции РФ, Федеральном законе «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» от 6 февраля 1997 года № 27-ФЗ, федеральных конституционных законах, федеральных законах и иных нормативных правовых актах федеральных органов государственной власти.
Назначение, правовые основы, принципы деятельности, полномочия внутренних войск МВД РФ, порядок выполнения ими возложенных задач определяет Федеральный закон «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации». Данный закон также устанавливает гарантии правовой и социальной защиты военнослужащих внутренних войск, граждан, уволенных с военной службы во внутренних войсках, и членов их семей.
На внутренние войска возлагаются следующие задачи:
1. участие совместно с органами внутренних дел РФ в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности и режима чрезвычайного положения;
2. участие в борьбе с терроризмом и обеспечении правового режима контртеррористической операции;
3. охрана важных государственных объектов и специальных грузов;
4. участие в территориальной обороне РФ;
5. оказание содействия пограничным органам ФСБ в охране Госграницы РФ.
Деятельность внутренних войск осуществляется на основе принципов законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, единоначалия, централизации управления.
Внутренние войска защищают права и свободы человека и гражданина от преступных и иных противоправных посягательств независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Военнослужащим внутренних войск запрещается прибегать к обращению, унижающему человеческое достоинство. Всякое ограничение прав и свобод человека и гражданина военнослужащими внутренних войск при исполнении ими служебных обязанностей допустимо лишь на основании и в порядке, предусмотренных законодательством России[1].
Президент Российской Федерации:
осуществляет руководство внутренними войсками;
утверждает состав, численность и структуру внутренних войск;
принимает решение о дислокации и передислокации внутренних войск;
принимает решение о привлечении внутренних войск для участия совместно с органами внутренних дел в обеспечении режима чрезвычайного положения;
назначает на должность по представлению министра внутренних дел РФ главнокомандующего внутренними войсками и освобождает его от должности;
утверждает военную форму одежды и знаки различия для военнослужащих внутренних войск;
утверждает Устав внутренних войск МВД РФ;
принимает меры по обеспечению правовой и социальной защиты военнослужащих внутренних войск, граждан, уволенных с военной службы во внутренних войсках, членов их семей и гражданского персонала внутренних войск.
В структуру войск, помимо органов управления, входят соединения и части оперативного назначения, специальные моторизованные соединения и воинские части, соединения и воинские части по охране государственных объектов и специальных грузов, авиационные и морские воинские части, военные образовательные учреждения высшего профессионального образования, разведывательные воинские части, воинские части специального назначения, учреждения (медицинские, научные и др.) и воинские части обеспечения деятельности внутренних войск (учебные, связи и др.)[2].
Боевую службу по охране общественного порядка посредством патрульно-постовой службы несут военнослужащие специальных моторизованных воинских частей. При этом закон разрешает военнослужащим ВВ в ряде случаев проводить административное задержание граждан.
На внутренние войска также возложены задачи по территориальной обороне государства и оказанию содействия пограничным войскам Федеральной пограничной службы в охране государственной границы.
В 1978 году во внутренних войсках созданы воинские части и подразделения специального назначения. На них возлагаются наиболее сложные задачи по участию в пресечении актов терроризма, в обезвреживании лиц, захвативших заложников или важные государственные объекты, при разоружении и ликвидации незаконных вооруженных формирований, организованных преступных групп, в пресечении массовых беспорядков, сопровождающихся вооруженным насилием, изъятии у населения незаконно хранящегося оружия.
Особенное внимание направлено на предотвращение и пресечение терроризма на объектах химического и ядерно-энергетического комплексов путем усиления их физической защиты. Предполагается шире использовать возможности воинских частей и подразделений специального назначения внутренних войск для борьбы с терроризмом.
За 20 лет развития нового российского общества правовая деятельность стала важнейшей неотъемлемой частью работы государственных институтов, включая Министерство внутренних дел Российской Федерации. Решена одна из главнейших задач — созданы основы новой нормативной правовой базы деятельности органов и войск, которая по своим главным чертам принципиально отличается от прежней — союзной.
С момента провозглашения Декларации о государственном суверенитете России принято около 600 федеральных законодательных актов, составивших правовой фундамент деятельности МВД России. Хотя нормотворческая деятельность развивается по нескольким направлениям, ее фундамент составляют одни и те же основополагающие принципы: ориентация на повышение уровня правового регулирования, закрепление основных параметров деятельности органов и войск в актах высшей юридической силы; охват правовым регулированием магистральных направлений оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности органов и войск; снятие идеологизированности с нормативных правовых предписаний; открытость нормативного материала; приближение к требованиям международных правовых стандартов.
Прежде всего намечено завершить полный переход на российскую нормативную правовую базу деятельности органов и войск МВД России. К сожалению, еще сохраняются морально устаревшие нормативные правовые акты, которые затрагивают весьма важные аспекты жизни и деятельности органов и войск. К их числу относятся вопросы финансово-хозяйственной деятельности, кадровой работы, охраны общественного порядка и некоторые другие[3].
Принимаются статусные законодательные и базовые нормативные правовые акты по всем сферам, касающимся деятельности органов внутренних дел и внутренних войск, в том числе федеральные законы «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации», «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем», «О борьбе с коррупцией», «Об участии граждан в обеспечении правопорядка», Положения о криминальной милиции и т.д.
К числу важнейших задач относится решение проблемы соотношения федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации в области деятельности правоохранительных органов. Это решение видится в принятии общефедеральных стандартов, примерных и типовых моделей правовых актов и норм по этим вопросам, а также в заключении соответствующих соглашений, в том числе между МВД России и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Продолжается активная работа по приведению российского законодательства, регламентирующего деятельность органов внутренних дел, в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами.
На сегодняшний день успешно действует большинство базовых законодательных актов, определяющих организационно-правовой статус органов внутренних дел и внутренних войск, отдельных направлений их деятельности. Новая российская законодательная база организации и деятельности органов внутренних дел и внутренних войск охватывает все важнейшие направления оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности органов и войск.
Модель построения правовой работы в системе министерства предполагает существенное изменение приоритетов и акцентов в нормотворческой деятельности МВД России.
История строительства и служебно-боевой деятельности внутренних войск Министерства внутренних дел (МВД) РФ свидетельствует о том, что на всех этапах своего развития они занимали важное место в общей системе государственных органов, призванных укреплять личную и общественную безопасность, правопорядок и оборону страны. Однако с изменением политической и правовой систем, социально-экономических условий изменялись место и роль внутренних войск в системе обеспечения национальной безопасности страны.
За время своего существования внутренние войска неоднократно подвергались различного рода преобразованиям. При этом их основная цель всегда оставалась неизменной – обеспечение национальной безопасности государства от внутренних угроз.
В условиях формирования новой геополитической ситуации особую значимость приобретают усилия государства положить конец кризисам, сопровождающимся разгулом преступности и вооруженными конфликтами на территории Российской Федерации. Поэтому наряду с политическими и социально-экономическими мерами исключительно важным аспектом становится готовность к практическим действиям сил обеспечения безопасности, к которым относятся внутренние войска.
В послевоенные годы в нашей стране сложилась такая система обеспечения внутренней безопасности, когда в принципе отрицалась даже сама возможность возникновения внутригосударственного вооруженного конфликта, ввиду отсутствия «внутреннего врага». После распада СССР, сопровождавшегося широким спектром открытых и скрытых внутренних конфликтов, ожесточенным столкновением политических сил внутри бывшего СССР, перед руководством страны встала проблема обеспечения внутренней безопасности государства. Данная проблема приобрела реальные социальные, экономические, национально-этнические и политические направления своего развития[4].
Основными задачами групп оперативного управления являются:
пресечение деятельности незаконных вооруженных формирований и диверсионно-террористических акций;
планирование и подготовка специальных операций;
организация и управление оперативно подчиненными объединенными силами и средствами;
осуществление контроля за готовностью оперативно подчиненных объединенных сил и средств к выполнению поставленных задач, организация совместных учений и тренировок.
Обеспечение внутренней безопасности Российской Федерации в современных условиях мирного времени по своей значимости, масштабности и объему применения сил и средств является главенствующей в системе обеспечения национальной безопасности государства от основных внутренних угроз.
Для обеспечения внутренней безопасности Российская Федерация допускает возможность применения военной силы внутри страны в строгом соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами в случаях возникновения угрозы жизни граждан, территориальной целостности страны, а также угрозы насильственного изменения существующего конституционного строя.
Практически все основные задачи по обеспечению внутренней безопасности законодательно распределены между МВД, Федеральной службой безопасности, Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службой охраны, Минюстом России, судами, прокуратурой и другими федеральными органами исполнительной власти. Однако в настоящее время остаются не конкретизированными и не распределенными только задачи по пресечению внутренних вооруженных конфликтов.
Определяя вооруженный конфликт как одну из форм разрешения национально-этнических, религиозных и других противоречий с применением средств вооруженного насилия, при которой государство не переходит в особое состояние, определяемое как война, можно говорить о возможностях расширения спектра деятельности внутренних войск по локализации (пресечении) данных вооруженных конфликтов.
При этом направления деятельности внутренних войск и других силовых структур в обеспечении внутренней безопасности государства по предупреждению, локализации и ликвидации внутренних вооруженных конфликтов заключаются в следующем.
На начальных стадиях зарождения конфликта (повышенная митинговость, групповые нарушения общественного порядка), когда угрозы находятся еще в сфере общественной безопасности, главенствующая роль в нормализации обстановки принадлежит органам безопасности и органам внутренних дел при поддержке внутренних войск.
При эскалации конфликта в пределах территории одного субъекта Российской Федерации возникший конфликт должен локализоваться органами внутренних дел с привлечением, при необходимости, внутренних войск.
При разрастании конфликта на территории двух или нескольких субъектов Российской Федерации, либо в пределах территории одного субъекта, но с переходом его в более высокую степень интенсивности (массовые беспорядки, применение огнестрельного оружия), при резком снижении роли территориальных органов внутренних дел из-за проблем управления, отсутствия мобильных резервов и недостаточной подготовки по управлению разнородными силами и средствами, руководство по разрешению конфликта должно перейти на уровень федерального округа с созданием объединенного оперативного штаба (для общей координации действий) за счет сил и средств МВД России.
Непосредственное руководство силами и средствами должно перейти к внутренним войскам, обладающим мобильной системой управления, сопряженной с системами управления, как органов внутренних дел, так и с соединениями и воинскими частями Вооруженных Сил.
При этом возможно ограниченное привлечение подразделений разведки и специального назначения, средств дальнего огневого поражения, инженерного обеспечения, связи и радиоэлектронной борьбы, а в исключительных случаях – частей и подразделений Сухопутных войск, воинских формирований и органов других силовых структур с подчинением их командованию внутренних войск.
В этих условиях управление силами и средствами внутренних войск при выполнении ими задач в районах служебно-боевого применения организуется с вспомогательных пунктов управления, развернутых в районах действий войск, через оперативные группы управлений округов (командований) и Главное командование внутренних войск[5].
Следует отметить, что использование силовых методов при разрешении конфликтов носит противоречивый характер. С одной стороны, применение силовых методов объективно необходимо в целях сдерживания экстремистских проявлений и обеспечения безопасности людей, а с другой стороны, разрешение внутреннего конфликта только силовыми способами невозможно. В связи с этим возрастают требования к специальной подготовке внутренних войск МВД России при решении возникающих разнообразных и предельно сложных задач.
[1] Дмитриев, Ю. А. Правоохранительные органы Российской Федерации: учебник / Ю. А. Дмитриев, М. А. Шапкин. - М., 2007. С. 276-317.
[2] Юдин А.В. К вопросу о взаимодействии Вооруженных Сил Российской Федерации и внутренних войск МВД России при защите конституционного строя // Право в вооруженных силах. - М., 2005, № 8. - С. 12-14
[3] Шинкарев, А. И. Социальный контроль в системе обеспечения правопорядка органами внутренних дел: актуализация и степень разработанности проблемы / А. И. Шинкарев // Новая правовая мысль. 2006. № 4.
[4] Осавелюк A.M. Правовые основы организации и функционирования современной системы государственных органов. /Актуальные; проблемы современного российского государствоведения. 2008. Вып. 1. / Под ред. С.Н. Бабурина М.: Изд-во РГТЭУ, 2008. С. 219-244.
[5] Милюков, С. Ф. Актуальные проблемы применения оружия сотрудниками правоохранительных органов / С. Ф. Милюков, Э. Ф. Побегайло // Законы России. Опыт, анализ, практика. 2006. № 5.
|