В военное время одной из важных задач, возлагаемых на внутренние войска по обеспечению внутренней безопасности государства, является участие в территориальной обороне Российской Федерации.
Территориальная оборона строится по территориальному принципу. В настоящее время в соответствии с указаниями Президента Российской Федерации прорабатывается вопрос о совершенствовании системы территориальной обороны. Задачи территориальной обороны по охране и обороне важных военных, государственных объектов и объектов на коммуникациях, борьбе с диверсионно-разведывательными, террористическими силами и десантами противника, обеспечению установления и поддержания режима военного положения на всей территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, возлагаемые на министерства и ведомства, выполняются в соответствии с их функциональным предназначением. При этом внутренние войска участвуют в выполнении всех задач территориальной обороны.
Так, в годы Великой Отечественной войны в короткие сроки была развернута эффективная система охраны тыла действующей армии. Буквально на третьи сутки после начала войны войсками НКВД под охрану были приняты тысячи объектов, десятки тысяч километров коммуникаций, что позволило сорвать массированное воздействие немецких диверсионных групп. Кроме того, войска несли гарнизонную службу в освобожденных населенных пунктах, охраняли военные заводы и другие важнейшие объекты, вели борьбу с бандитизмом.
Анализ опыта Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет показывает, что войсками НКВД во взаимодействии с войсками военных округов и органами СМЕРШ было проведено 69 683 совместных и более 9 тыс. самостоятельных боевых операций по выявлению и уничтожению диверсионных групп, бандформирований и националистических элементов. Захвачено в плен 230 тыс. и уничтожено около 90 тыс. человек.
Немаловажной задачей внутренних войск в обеспечении внутренней безопасности страны как в мирное, так и в военное время является оказание содействия пограничным органам Федеральной службы безопасности Российской Федерации в охране Государственной границы Российской Федерации. Для успешного выполнения поставленных задач осуществляется совместная подготовка соответствующих соединений и частей внутренних войск и пограничных органов. При этом организация выполнения задач и управление силами и средствами в ходе ее выполнения осуществляются с помощью существующей системы управления на уровне взаимодействующих между собой субъектов.
Общими задачами территориальной обороны являются:
охрана и оборона важных военных, государственных объектов и коммуникаций Российской Федерации;
борьба с диверсионно-разведывательными и террористическими силами противника;
обеспечение введения и поддержания режимов чрезвычайного и военного положения на всей территории РФ или в отдельных ее местностях.
Эти задачи в полной мере соотносятся, по крайней мере, с тремя положениями Концепции национальной безопасности Российской Федерации, отражающими основные задачи обеспечения национальной безопасности:
реализация оперативных и долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз;
обеспечение на территории России личной безопасности человека и гражданина, его конституционных прав и свобод;
совершенствование государственной власти Российской Федерации, федеративных отношений, местного самоуправления и законодательства Российской Федерации, формирование гармоничных межнациональных отношений, укрепление правопорядка и сохранение социально-политической стабильности общества[1].
Необходимость подготовки и ведения территориальной обороны исходит от угрозы применения противником специальных сил и средств, предназначенных для вывода из строя важных военных и государственных объектов, в целях подрыва экономического потенциала страны, всестороннего обеспечения, боеспособности войск, нарушения управления и коммуникаций.
Роль территориальной обороны как особой формы вооруженной борьбы, организуемой в целях защиты населения, важных объектов и коммуникаций от действий диверсионно-разведывательных и террористических сил противника, в современных условиях постоянно возрастает. Это обусловливается, главным образом, характером и особенностями современных военных действий вероятного противника. Как показывает опыт вооруженных конфликтов в Афганистане, Ираке, Югославии, основу их составляли не операции в классическом понимании этого слова, а вывод из строя (уничтожение) важных объектов военной инфраструктуры, энергетики, коммуникаций и жизнеобеспечения путем нанесения по ним ударов с применением высокоточного оружия и последующими действиями сил специальных операций.
Активизация международных террористических сил также вынуждает заблаговременно принимать меры по надежной охране и обороне важных объектов, объектов на коммуникациях, организации борьбы с террористическими силами и различными незаконными вооруженными формированиями. При этом успех в решении задач территориальной обороны во многом будет зависеть от тесного взаимодействия всех органов и сил, задействованных в ее ведении, а также заблаговременного создания, еще в мирное время, системы территориальной обороны.
От Министерства внутренних дел Российской Федерации для ведения территориальной обороны привлекаются внутренние войска, а также силы и средства органов внутренних дел. Из состава внутренних войск для этих целей выделяются: соединения (воинские части) по охране важных государственных объектов и специальных грузов, соединения (воинские части) оперативного и специального назначения, специальные моторизованные воинские части и учебные воинские части[2].
Одной из проблем в организации территориальной обороны является формирование оптимальной структуры, состава и численности воинских формирований, привлекаемых для выполнения задач территориальной обороны.
Силы и средства, выделяемые для решения задач территориальной обороны, ведут боевые действия, а также применяют другие, присущие им специальные формы и способы действий (специальные операции, несение боевой службы, оперативные мероприятия, оперативно-боевые действия и др.). Конкретный состав сил и средств, привлекаемых для выполнения задач территориальной обороны в границах военного округа, определяет командующий войсками военного округа по согласованию с командующими и командирами соответствующих объединений и соединений видов Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов.
Проблема состоит в том, что ограниченная численность войск (сил) военных округов при ведении территориальной обороны не позволяет решать весь объем возложенных на них задач. Планируемые силы и средства от воинских частей и соединений, которые необходимо развернуть в установленные сроки, недостаточно подготовлены к выполнению специфических задач территориальной обороны.
Следовательно, возникает необходимость изыскания путей для создания группировки войск (сил), способной эффективно решать задачи территориальной обороны[3].
Реальная структура для решения задач территориальной обороны уже имеется. Это внутренние войска, которые в мирное время являются войсками постоянной готовности, объединены соответствующей системой управления, имеют подготовленные кадры и действуют в тесном взаимодействии с органами внутренних дел, Вооруженными Силами и другими силовыми ведомствами. Однако для внутренних войск остается проблемным вопрос обеспечения заблаговременной отмобилизации людских и технических ресурсов в угрожаемый период военной угрозы. Для решения данной проблемы целесообразно вернуться к системе проведения регулярных учебных сборов с военнослужащими запаса по требуемым военно-учетным специальностям на базе действующих соединений (частей) внутренних войск.
Вместе с тем, внутренние войска, имея в наличии в мирное время развернутые и подготовленные органы управления, способны во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти осуществлять планирование, а в угрожаемый период и военное время проводить мероприятия, связанные с решением задач территориальной обороны страны.
Вывод: анализ применения внутренних войск показал, что они являются важнейшей силовой структурой государства в вопросах предотвращения и пресечения внутренних социальных (вооруженных) конфликтов и восстановления правопорядка в стране, что в совокупности и предопределило важнейшую роль внутренних войск МВД России в сфере обеспечения внутренней безопасности государства.
Выполняя важнейшие задачи по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности в наших городах и населенных пунктах, обеспечивая охрану и оборону важных государственных объектов, в том числе ядерного и оружейного комплексов страны, находясь в готовности к пресечению вооруженного конфликта в любом регионе России, органы внутренних дел и внутренние войска МВД России являются гарантом безопасности и целостности государства.
[1] Комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях / под общ. ред. Е. Н. Сидоренко. - М., 2006.
[2] Сбор руководящего состава антитеррористических подразделений органов безопасности и специальных служб государств-участников СНГ и совместное оперативно-стратегическое КШУ «Атом-Антитеррор-2006»: Сборник материалов - М.: Антитеррористический центр государств-участников СНГ, 2006. С.45, 64-66.
[3] Юдин А.В. К вопросу о взаимодействии Вооруженных Сил Российской Федерации и внутренних войск МВД России при защите конституционного строя // Право в вооруженных силах. - М., 2005, № 8. - С. 12-14
|