Предупреждение групповых грабежей и разбоев против собственности граждан, с точки зрения основополагающих принципов и его организационных начал, может быть представлено следующим образом:
- социальный контроль за лицами, которые в силу своей корыстной страсти и склонности к насилию проявляют стремление к организации преступных групп и совершению грабежей и разбоев против собственности граждан;
- административный надзор за лицами, отбывшими наказание за хищения, склонными к совершению новых преступлений, устанавливающими связь с другими лицами в целях совместного посягательства на чужое имущество;
- оперативно-розыскные мероприятия, направленные на выявление лиц, стремящихся к образованию групп, направленных на совершение грабежей и разбоев против собственности граждан и осуществляющих соответствующие приготовительные действия;
- раскрытие рассматриваемых групповых грабежей и разбоев и обеспечение неотвратимости наказания;
- специальные мероприятия, обеспечивающие невозможность совершения групповых грабежей и разбоев против собственности граждан;
- постпенитенциарная профилактика;
- виктимологическая профилактика.
Вышеназванные мероприятия могут привести к желаемому результату, если они организационно обеспечены. При этом важное значение имеет реализация таких организационных принципов, как информационное обеспечение координация и взаимодействие, правовое регулирование. Основой же основ организации является компетентное решение задач предупреждения, что тесно связано с эффективным руководством профилактической деятельности.
Такая деятельность имеет различные направления.
Находясь на переднем крае борьбы с преступностью, имея разветвленную систему служб и подразделений, эти органы сосредотачивают свои усилия на недопущении наиболее общественно опасных преступлений, особенно совершаемых различными преступными группировками и сообществами. При этом специально выделяются групповые грабежи и разбои. Органам внутренних дел, как показывает анализ практики, с помощью мероприятий оперативно-розыскного характера в первую очередь следует выявлять и устранять причины и условия создания преступных групп, направленных на совершение грабежей и разбоев, а главное - выявлять лиц, замышляющих и подготавливающих эти преступления, а также предотвращать и пресекать их. Думается, что в деятельности именно органов внутренних дел необходимо слияние профилактики грабежей и разбоев против собственности граждан с оперативно-розыскной деятельностью, направленной на выявление преступных групп. Здесь все должно быть конкретизировано, ориентировано в каждом конкретном случае на достижение определенной цели. Безусловно, при этом необходимо взаимодействие МВД с прокуратурой, ФСБ и другими правоохранительными органами, но на первом месте должна стоять специализированная деятельность, направленная на предупреждение групповых грабежей и разбоев против собственности граждан специальными подразделениями.
На основе экспертных оценок, данных работниками органов внутренних дел, имеющих значительный опыт работы, определено; что 65 % из их числа считают необходимым специализацию, связанную именно с недопущением групповых преступлений, а 26 % это те из экспертов, кто особо выделяет подготовку специалистов по борьбе с имущественными преступлениями. В общем речь идет о предупреждении групповых грабежей и разбоев против собственности граждан на специальном уровне. Оно охватывает мероприятия, специально направленные на то, чтобы не допустить рассматриваемые грабежи и разбои, совершаемые преступными группами. Такие мероприятия, как показывает анализ практики, отличаются от иных профилактических мероприятий своим специальным предназначением и особой целенаправленностью: - недопущение, предотвращение и пресечение групповых грабежей и разбоев против собственности граждан. В литературе обращается внимание на то, что специальная профилактика представляет собой конкретизацию объекта воздействия, когда особо и специально выделяются те или иные однотипные преступления. К их числу относятся и групповые грабежи и разбои. Именно на их предотвращение и пресечение направлены все усилия специального предупреждения.
Практика сложилась таким образом, что для предупреждения групповых преступлений объединяются усилия всех правоохранительных органов. Особую роль при этом играет обмен информацией. Анализ практики показывает, что для предупреждения групповых преступлений правоохранительными органами необходима современная компьютерная информация - особая система учетов групповых форм преступного поведения. Это весьма значимый для практики комплекс профилактических проблем. Здесь много разновидностей и направлений, а одно из них - это предупреждение групповых грабежей и разбоев против собственности граждан.
Наряду со сказанным, надо учитывать еще и то, что основным направлением борьбы с рассматриваемыми грабежами и разбоями всегда являлась и является индивидуальная профилактика, которая «существует на практике реально и приносит реально ощутимые результаты». Полагаем, что это - ядро всей системы предупреждения преступлений, в том числе групповых грабежей и разбоев. Основное здесь то, как отмечается в литературе, что индивидуальная профилактика преступлений является адресной, то есть ориентирована на личность, которая привлекает к себе внимание своим криминальным образом жизни. Адресность и персонализация мер воздействия на личность в значительной мере снижают вероятность преступления. Это касается и группового преступления, ведь оно также является индивидуализированным объектом воздействия. Практикой давно уже доказано, что положительный результат в предупреждении групповых грабежей и разбоев достигается в основном за счет индивидуальной профилактики. Ведь и здесь речь идет о работе с реальными людьми.
Представляется, что здесь по особому важно стоит вопрос об информации. На наш взгляд, этот вопрос можно поставить так: цель и средство любого решения профилактической проблемы групповых и грабежей и разбоев - это информация. Данный подход к решению указанной проблемы, по нашему мнению, предельно четко отражает суть предупреждения, во-первых, грабежей и разбоев в отношении собственности граждан, во-вторых, групповых форм преступного поведения. В практической деятельности во главу угла, на наш взгляд, должен ставиться вопрос о сборе, накоплении, оценке и обработке информации о рассматриваемых групповых грабежах и разбоях. Как указывается в литературе, качественная и своевременная информация - ключ к стратегии и тактике борьбы с преступностью. Без информации о групповых грабежах и разбоях нет предупреждения таких деяний. Информационные процессы пронизывают всю предупредительную деятельность, проникают в саму суть профилактического воздействия. Информационное обеспечение этой деятельности - есть метод ее организации и руководства борьбы с преступностью в целом, а без этого нет и соответствующего управления. Владеть информацией о преступлениях - значит обладать «ключом» к решению задач их предупреждения.
Органы внутренних дел, осуществляя предупреждение преступлений, всегда акцентируют внимание на индивидуальной работе с лицами, ведущими преступный образ жизни. Но для одних служб и подразделений этих органов индивидуальная профилактика является основной функцией, для других - одной из главных, для третьих же характерным является лишь осуществление отдельных индивидуально-профилактических мер. Это относится и к деятельности, имеющей отношение к индивидуальному предупреждению грабежей и разбоев против собственности граждан. Изучение практики органов внутренних дел показывает, что на протяжении десятилетий ведущую роль в индивидуальном предупреждении грабежей и разбоев играют подразделения уголовного розыска. При этом они объединяют вокруг себя другие службы и подразделения органов внутренних дел.
В компетенцию уголовного розыска входит главным образом индивидуальная профилактика и адресная оперативно-розыскная работа.
Уголовный розыск действует не только «внутри» системы МВД РФ, но и выходит за ее пределы, и это особенно ярко проявляется, когда дело касается различных преступных группировок. В данном случает имеется в виду два направления предупреждения групповых форм преступного поведения: одно - руководство деятельностью, а другое - исполнение конкретной работы. В этой связи некоторые авторы высказывают мнение, которое нами разделяется: ответственное руководство деятельностью по предупреждению групповых преступлений и ответственность исполнителя включены в систему взаимодействия. Это касается именно оперативных подразделений MBД РФ, а их основное направление деятельности - оперативно-розыскная профилактика.
Собственно говоря, профилактика групповых грабежей и разбоев против собственности граждан фактически имеет место в двух случаях: когда создание преступной группы находится в «зародышевом» состоянии; когда явления, связанные с созданием преступной группы, еще не имеют места, но существует реальная возможность их возникновения. Нетрудно заметить, что речь идет о причинах и условиях возникновения преступных групп, об их выявлении и нейтрализации, о лицах, склонных к объединению в группы в целях совершения грабежей и разбоев и т.д. Здесь все сводится к тому, чтобы не допустить создание преступной группы, устранить возможности ее образования и существования в тех или иных социальных условиях; все это - ранний этап предупреждения групповых грабежей и разбоев. Любое предупреждение преступлений можно назвать ранним, поскольку деяние не совершено и наказание не имеет места. Упредить преступление - вот главная задача, тесно связанная с другой, не менее важной - разобщить группу, ликвидировать ее как «субъект» преступления. При этом не может играть принципиальную роль то, за какой период до возможного совершения группового грабежа или разбоя оно предупреждено. Ведь сама эта возможность является прогностической категорией. Следовательно, когда появляется такая возможность, тогда и должна начинаться профилактика, а ранняя или нет, это уже значения не имеет. Для практического осуществления профилактики групповых грабежей и разбоев против собственности граждан важное значение имеет именно выявление преступных групп, определение их криминальной направленности. Изучение практики показывает, что сигналом для начала профилактики групповых грабежей и разбоев является: сговор по созданию преступной группы, сколачивание ее лидером (вожаком) и другими соучастниками и замысел совершить преступление, который может развиваться (реализовываться) и превратиться в установку на совершение конкретного посягательства. Здесь важен сам факт - возможность образования преступной группы. Если такая возможность реальна, то преступные действия группы необходимо предупреждать.
Существует мнение, что для обнаружения начальных стадий возникновения у криминальной группы преступного замысла важна ранняя диагностика, то есть информация о намерениях группы. При этом указывается, что такая диагностика помогает обнаружить и вскрыть планы группы еще на стадии их обсуждения. А когда речь идет о конкретных лицах-соучастниках, необходим индивидуальный подход и ориентация на адресную оперативно-розыскную работу. На практике такая работа всегда ориентирована именно на конкретных лиц, на предотвращение и пресечение с их стороны преступлений, совершаемых в соучастии. Как показывает изучение практики, в целях предупреждения групповых преступлений используется именно оперативно-розыскная профилактика.
Основоположники теории оперативно-розыскной деятельности (А.И. Алексеев, Д.В. Гребельский, А.Г. Лекарь, В.А. Лукашов, С.В. Овчинский, Г.К. Синилов и др.) еще в своих первых фундаментальных работах в 70-х годах прошлого столетия отмечали необходимость самого широкого использования криминологических знаний в развитии теории и практики оперативно-розыскной деятельности. Одновременно была отмечена специфика использования оперативно-розыскных средств и методов в углубленном познании преступности, ее причин и условий, личности преступника. В те же годы было положено начало разработки такой важной формы оперативно-розыскной деятельности, как оперативно-розыскная профилактика.
Специфика перспективы повышения оперативно-розыскной профилактики заключается в следующем:
- ведется оперативно-профилактическое наблюдение за лицами, поставленными на профилактический учет в связи с высокой степенью вероятности их преступного поведения;
- обеспечивается успех индивидуальной профилактики благодаря оперативной осведомленности о контингенте лиц, которые могут встать на путь совершения преступлений, и особенностях каждого лица, допустившего антиобщественное поведение или испытавшего вредное влияние антиобщественных и преступных элементов;
- фиксируется среда местных криминально активных жителей, в которой осуществляется оперативно-розыскная деятельность по раскрытию преступлений в целом, и, групповых корыстно-насильственных преступлений против собственности граждан, в частности;
- изучаются отдельные категории лиц, представляющих оперативный интерес, их связи, образ жизни, поведение и прошлое для получения оснований к применению мер профилактики.
В оперативно-розыскной профилактике выделяют ряд относительно самостоятельных элементов:
- изучение с помощью средств и методов оперативно-розыскной деятельности контингента лиц, находящихся под оперативно-профилактическим наблюдением;
- документирование фактов и обстоятельств, действий и поступков этих лиц, обеспечивающее успех индивидуальных профилактических мероприятий;
- инициативное осуществление поисковых мероприятий для обнаружения признаков подготовки преступлений, преступных намерений или преступной деятельности лиц, находящихся под оперативно-профилактическим наблюдением.
Между тем необходимо отметить, что оперативно-розыскная профилактика все еще не получила широкого развития. Это можно объяснить как ошибками прошлого, когда эта работа в органах внутренних дел была заформализована и в итоге дискредитирована, так и современными условиями борьбы с преступностью в целом, и, группой корыстно-насильственной преступностью против собственности граждан, в частности: ее небывалые масштабы и новые качественные характеристики, резкое омоложение оперативного состава криминальной милиции, слабость оперативных позиций в преступной среде, отсутствие в оперативных службах органов внутренних дел специальных подразделений, неразвитость криминологической культуры оперативных работников, слабое научное обеспечение оперативно-профилактической работы, дефицит ресурсного обеспечения борьбы с преступностью – это, пожалуй, основные причины забвения оперативно-профилактической функции криминальной полиции.
|