Современный этап развития нашего государства характеризуется прогрессирующей теневой экономикой, наличием весьма эффективных схем уклонения от уплаты налогов и сборов, различными злоупотреблениями на рынке ценных бумаг, существенными нарушениями в ведении предпринимательской и банковской деятельности и прочими неблагоприятными явлениями экономического характера. Таким образом, складывается весьма благоприятная обстановка для роста высоколатентной экономической преступности. Объяснение подобной ситуации, помимо социально-эконмических факторов, следует искать в пробелах, противоречиях и иных изъянах уголовно-правовых норм, направленных на борьбу с экономическими преступлениями. В 2009 – 2012 гг. гл. 22 УК РФ подверглась существенным изменениям, новеллы затронули и регулятивное законодательство (гражданское, налоговое, банковское, таможенное и т.д.). И хотя еще не сложилось единая практика применения указанных новелл, можно прогнозировать дальнейшее реформирование уголовного законодательства в экономической сфере.[1]
Общими рекомендациями по модернизации уголовного законодательства, предусматривающего ответственность за преступления в сфере экономической деятельности, в этой части являются:
1) отказ от уголовной ответственности за деяния с формальными составами, не связанными с причинением реального вреда;
2) отказ от признания дохода, полученного в нарушение правил ведения экономической деятельности, криминообразующим или квалифицирующим признаком преступного деяния, приравненным к ущербу;
3) возбуждение уголовного дела исключительно по заявлению потерпевшего, которому деянием причинен реальный ущерб;
4) отказ от квалифицирующего признака совершения преступлений группой лиц по предварительному сговору;
5) установление уголовной ответственности за деяния, причинившие вред неопределенному кругу лиц либо вред, который в силу своего характера не может быть возмещен (вред личности).[2]
При этом следует учитывать, что данные рекомендации относятся исключительно к деяниями, совершаемым субъектами, занятыми предпринимательской деятельностью, и не могут применяться ко всем деяниям, предусмотренным в гл. 22 УК, поскольку она включает в себя и иные деяния, по сути, не имеющие отношения к предпринимательской деятельности и представляющие собой преступления против порядка управления и иных охраняемых объектов (например, фальшивомонетничество, контрабанда, неуплата налогов).[3]
Рассмотрим наиболее важные изменения в этой сфере уголовного законодательства в последнее время.
Федеральный закон от 08.03.2015 N 45-ФЗ «О внесении изменений в статью 178 Уголовного кодекса Российской Федерации» внес сразу несколько принципиальных положений: согласно этому закону доходом в крупном размере признается доход, сумма которого превышает пятьдесят миллионов рублей, а доходом в особо крупном размере – двести пятьдесят миллионов рублей. В ранее действующей редакции (от в ред. Федерального закона от 29.07.2009 N 216-ФЗ «О внесении изменения в статью 178 Уголовного кодекса Российской Федерации» суммы были существенно ниже: пять миллионов и двадцать пять миллионов рублей соответственно.
Федеральный закон от 08.03.2015 N 45-ФЗ также многократно увеличил размер крупного ущерба в статье 178 УК РФ. Теперь крупным ущербом считается ущерб, сумма которого превышает десять миллионов рублей, а особо крупным ущербом - тридцать миллионов рублей. В ранее действовавшей редакции фигурировали цифры один миллион рублей – крупный ущерб, а особо крупный ущербом – три миллиона рублей.
Федеральный закон от 30.10.2009 N 241-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» ввел ряд новых статей, среди которых ст. 1852 УК, устанавливающая ответственность за нарушение порядка учета прав ценных бумаг, ст. 1853 – за манипулирование ценами на рынке ценных бумаг (сейчас эта статья называется манипулирование рынком), а ст. 1854 – за воспрепятствование осуществлению или незаконное ограничение прав владельцев ценных бумаг.
Федеральный закон от 29.12.2009 N 383-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внес серьезные коррективы в нормы, направленные на борьбу с налоговыми преступлениями. Законодатель сделал два шага в этой части, а именно: существенно увеличил параметры крупного и особо крупного размеров в ст.ст. 198 – 1991 (в шесть раз) и ввел специальные основания освобождения от уголовной ответственности за налоговые преступления, предусмотренные ст.ст. 198 – 1991 УК РФ. Согласно этому закону, основанием освобождения от уголовной ответственности является не просто погашение недоимки (суммы неуплаченных налогов и сборов), как это было ранее, но и соответствующих пеней, а также суммы штрафа в размере, определенном в соответствии с Налоговым кодексом РФ.
Примером действия указанных норм на практике может служить решение по делу 1-567/2015 от 17 ноября 2015 года г. вынесенное судьей Стерлитамакского городского суда (Республика Башкортостан) Ивановым А.Н. Согласно этому делу обвиняемый Найденов Н.А. освобождался от уголовной ответственности, так как ущерб в объеме предъявленного ему обвинения возмещен в полном объеме в сумме 3 471 706,19 рублей.[4]
Федеральный закон от 07.04.2010 N 60-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» трансформировал примечания к ст. 169 УК путем шестикратного увеличения крупного и особо крупного размера, ущерба, дохода либо задолженности. В настоящее время крупный размер составляет 1,5 млн., а особо крупный – 6 млн., рублей.
Кроме того, указанным законом была произведена полная и частичная декриминализация. Полная выразилась в исключении ст. 173 УК (лжепредпринимательство), а частичная – в признании непреступными некоторые разновидности незаконного предпринимательства, незаконной банковской деятельности и легализации. Например, в ст. 171 УК слова «без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением лицензионных требований и условий» были заменены словами «без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна».
Федеральный закон от 17.06.2010 N 120-ФЗ «О внесении изменения в статью 184 Уголовного кодекса Российской Федерации» внес специальное условие освобождения от уголовной ответственности по ст. 184 УК: лицо, подкупившее спортсменов, спортивных судей, тренеров и других лиц, освобождается от уголовной ответственности, если в отношении его имело место вымогательство или если это лицо добровольно сообщило о подкупе в орган, имеющий право возбудить уголовное дело.
Одновременно продолжается процесс криминализации новых преступлений в сфере экономической деятельности, который опережает обратный процесс декриминализации указанных преступлений. Так, в 2009-2011 гг. в УК РФ появились такие новые составы преступлений: незаконные организация и проведение азартных игр (ст. 1712 УК РФ), незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица (ст. 1731 УК РФ), незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица (ст. 1732 УК РФ), нарушение порядка учета прав на ценные бумаги (ст. 1852 УК РФ), манипулирование рынком (ст. 1853 УК РФ), воспрепятствование осуществлению или незаконное ограничение прав владельцев ценных бумаг (ст. 1854 УК РФ), фальсификация решения общего собрания акционеров (участников) хозяйственного общества или решения совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества (ст. 1855 УК РФ), Неправомерное использование инсайдерской информации (ст. 1856 УК РФ)
На основе вышеизложенного можно констатировать, что борьба с экономическим преступлениями это очень сложный процесс. Так как экономическая сфера современного российского общества динамично развивается, необходимо постоянно изменять законодательство, для успешной борьбы с преступностью.
[1] См.: Грибов А.С. Особенности дифференциации ответственности за экономические преступления в уголовном праве России, ФРГ и США. – М.: Юрлитинформ, 2013. – С. 3.
[2] См.: Концепция модернизации уголовного законодательства в экономической сфере. — Москва : Фонд «Либеральная миссия», 2010. — С. 53.
[3] См.: Концепция модернизации уголовного законодательства в экономической сфере. Указ. Соч. С. 53.
[4] См.: URL: https://rospravosudie.com/court-sterlitamakskij-gorodskoj-sud-respublika-bashkortostan-s/act-503736688/ [дата обращения 20.04.16].
|