Вторник, 26.11.2024, 09:59
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Личность несовершеннолетнего преступника: понятие и особенность

Законодательство не дает определение как несовершеннолетний преступник. В Федеральном законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений» от 24 июня 1993 г. № 120-ФЗ[1] раскрыты понятия безнадзорный, беспризорный несовершеннолетний; несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении. Именно этой категорией подростков чаще всего совершаются преступления.

Итак, несовершеннолетний преступник – это лицо с негативными социально- психологическими, нравственно- правовыми свойствами, признанное судом совершившим преступление до достижения совершеннолетия (до 18 лет) в результате безнадзорности, беспризорности, нахождения в социально опасном положении или отрицательного влияния взрослых лиц. В определении содержатся основные отличия несовершеннолетних преступников от взрослых. Сохранен главный юридический критерий – возраст.

Биография становления преступника охватывает предпреступный, предкриминальный период, для которого характерны обострение обстановки в микросреде (семья, школа), беспризорность, безнадзорность, совершение административных правонарушений, первый криминальный опыт (совершение преступлений небольшой тяжести, остающихся латентными). К этому периоду следует отнести на фоне разрастания конфликта в семье и школьном коллективе сближение несовершеннолетнего с ранее судимыми сверстниками или взрослыми лицами.

Для криминального периода характерно завершение формирования механизма преступного поведения, элементами которого являются:

антиобщественная направленность личности подростка с некоторым опытом правонарушающего поведения;

образование негативных мотивов, внутренней причины совершения преступлений (корысть, месть и др.);

движущей силой мотивов служат корыстные, эгоистические потребности и интересы.

При определенных условиях и обстоятельствах, отсутствии должного противостояния государственных и общественных институтов механизм преступного поведения «срабатывает», несовершеннолетний нарушает уголовный закон в целях удовлетворения своих негативных потребностей и интересов.

После суда личность несовершеннолетнего осужденного находится под воздействием норм уголовно- исполнительного законодательства, целями которого являются исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений.

Контролируют поведение условно осужденных несовершеннолетних уголовно- исполнительные инспекции, а в пенитенциарных учреждениях – сотрудники воспитательных колоний и следственных изоляторов.

Личность подростков, совершивших преступление в воспитательных колониях, исследует пенитенциарная криминология, материалы этих исследований используются ювенальной криминологией. Особенностью является более высокий пенитенциарный рецидив несовершеннолетних по сравнению со взрослыми, отбывающими наказание в местах лишения свободы.

После отбытия или освобождения от наказания личность несовершеннолетнего преступника вступает в сложный постпреступный период. К этому времени, как показывают многочисленные исследования ювеналистов- криминологов, личность приобретает новые негативные свойства (отрицательные привычки, познания о тюремной субкультуре, умения скрывать следы преступления). Ложная героика криминальной деятельности способствует росту их авторитета среди «неискушенных» сверстников, побуждает к организации новых преступлений.

Предупреждение преступного рецидива среди несовершеннолетних – одна из значимых тем ювенальной криминологии.[2]

В обобщенном варианте можно выделить следующие особенности личности несовершеннолетнего преступника.

Среди ежегодного осуждаемых несовершеннолетних преступников лица женского пола не превышают 7- 11 %, а среди взрослых осуждаемых преступников женщин составляют 15 % и более.

Психологическая предрасположенность несовершеннолетних к групповой форме противоправной деятельности. Среди ежегодно осуждаемых несовершеннолетних до 76 % участвовали в групповых преступлениях, среди взрослых максимальное значение этого показателя достигало 40 %. Многие подростки в преступлениях участвуют спонтанно, ситаутивно, под влиянием групповой психологии.

Отсутствие жизненного опыта, криминальная микросреда, социально опасное положение несовершеннолетних способствуют их вовлечению в преступления взрослыми преступниками. За время наблюдений из числа осужденных несовершеннолетних свыше 30% преступление совершали с участием взрослых (при сохранении высокой латентности этого показателя). Опрос несовершеннолетних свидетельствует о том, что под влиянием и с участием взрослых ими совершено до 90% преступлений, причем ни при каких обстоятельствах они не заявили бы об этом правоохранительным органам. По мнению криминологов, несовершеннолетние – единственная источниковая база для самодетерминации общей, организованной, профессиональной преступности.

Несовершеннолетние преступники в большинстве своем воспитывались в проблемной семье: до 10 -13% в суд попали из детского дома, интерната, около половины воспитывались в неполных семьях, до 60% имели ранее судимых близких родственников.

Личность несовершеннолетнего преступника имеет более сложную, чем у взрослых, мотивационную сферу. Установлено, что несовершеннолетние совершают кражу зачастую из мести, из солидарности с группой, по легкомыслию. Предметы кражи выбрасываются, уничтожаются как не представляющие для них ценности. Отсутствие корыстной цели в данном случае влечет ответственность не по ст. 158 УК РФ[3], а по ст. 167 – умышленное уничтожение или повреждение имущества.

Путь несовершеннолетних к преступлению по времени значительно короче, чем у взрослых, но более насыщен негативными воздействиями микросреды. Абсолютное большинство несовершеннолетних становятся жертвой насилия, побоев, истязаний, изощренной жестокости в семье, в неформальной группе по месту жительства, в учебных заведениях, особенно закрытого типа. Ответная реакция: месть, злость, применение полученного опыта расправы с противниками, не исключая жестокости, насилия в собственной обстановке.

Без изучения личности несовершеннолетнего преступника невозможно исследовать причины, условия и обстоятельства преступности несовершеннолетних. Как правило, эти проблемы исследуются в комплексе.

 

[1] Федеральный закон от 24.06.1999г. № 120-ФЗ (ред. от 03.07.2016г.) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изм.и доп., вступ. в силу с 15.07.2016г.)// «Российская газета» № 121, 30.06.1999г.

[2] Красковский Я.Э. «Предупреждение рецидивной преступности»: дисс. к.ю.н.: 12.00.13. С. 82

[3] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996г. № 63-ФЗ (ред. от 06.07.2016)// «Собрание законодательства РФ» 17.06.1996г. № 25, ст. 2954

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (25.06.2017)
Просмотров: 184 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%