Из всех личностных факторов, влияющих на совершение преступлений несовершеннолетними, после гендера самым значительным является возраст. Возрастному признаку придается большое значение в общем учении о человеке. Социологи показали, что в различные жизненные циклы человека по- разному протекает его жизнедеятельность, меняются его интересы и отношения с другими людьми. Следовательно. Возраст выступает не только в качестве антропологической характеристики человека. Возраст – важное социальное свойство личности, оказывающее влияние на ее основные социальные роли, социальные функции и место личности в системе общественных отношений. Возраст во многом определяет формирование потребностей, интересов, ценностных ориентаций и т.д.
По общему правилу, уголовной ответственности подлежат лица, достигшие ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста. Однако согласно ч. 2 ст. 20 УК РФ лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, подлежат уголовной ответственности за 20 видов преступлений. Их перечень включает как те преступления, которые образуют основной статистический массив преступности несовершеннолетних (кража, грабеж, неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения и др.), так и наиболее тяжкие преступления, совершаемые несовершеннолетними (убийство, причинение тяжкого вреда здоровью, изнасилование, насильственные действия сексуального характера, разбой и т.д.). Так, например, сопоставляя структуры зарегистрированной, латентной и фактической преступности по возрасту выявленных лиц, некоторые эксперты пришли к следующему выводу:
- в зарегистрированном криминальном контингенте 14-15 -летние подростки составляют 2%, 16-17 –летние – 5%;
- в латентном криминальном контингенте – 15% и 17% соответственно;
- в фактическом криминальном контингенте 14-15 –летние подростки составляют 13%, 16-17 –летние – 16%;
- более низка преступная активность подростков младшей возрастной группы. Они составляют около 50% в общей численности населения в возрасте 14-17 лет, но их удельный вес в совокупности выявленных несовершеннолетних, совершивших преступления, - около 30%. В результате показатель преступной активности 14-15- летних (752, 7) более чем в два раза ниже показателя преступной активности 16-17 –летних (1638, 9);
- содержательное совпадение и количественное различие основных статистических массивов. Среди 14-15 –летних около 90% совершают три вида преступления (кража, грабеж, неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством).
Среди 16-17- летних эти же три преступления образуют основной статистический массив их преступности, но его доля ниже – около 70%;
- сходство структуры преступности в зависимости от характера и степени общественной опасности совершаемых преступлений. Среди правонарушителей младшей возрастной группы 31, 3% совершали тяжкие (29, 0%) и особо тяжкие (2, 3%) преступления. Среди несовершеннолетних старшей возрастной группы эти категории преступлений совершали 31, 4% (27, 7% и 3, 7% соответственно); преступления небольшой тяжести подростки первой группы – 68, 8% (небольшой тяжести – 13, 6%, средней тяжести – 55, 2%), подростки второй группы – 68, 6% (21, 6% и 47, 0% соответственно).
Таким образом, при устойчивости статистически значимого различия в уровне преступной активности двух возрастных групп наблюдается их сходство в таких важных показателях, как направленность динамики.
Выделенные в уголовном законе группы (14-15 лет и 16-17 лет) соответствуют основным возрастным этапам развития личности несовершеннолетних – старший подростковый возраст, ранняя юность. Целостное изучение поведения каждой возрастной группы, его детерминации, особенностей каждого контингента позволяют выявить механизм возникновения деформаций личности, процесс нарастания или затухания деморализации от группы к группе.
Анализ поведения 14-15-летних подростков помогает криминологам увидеть не только результат, но и процесс отрицательного воспитания, не только негативные свойства личности, но и их становление.[1]
Главной возрастной особенностью на этом этапе становления личности является потребность в самоутверждении. Но если для младшего подростка (11- 13 лет) эта потребность заключала в себе лишь стремление занять достойное место в коллективе, то для старшего подростка этого уже недостаточно. Главное для него – самоутверждение через самоопределение. Свобода действий, независимость, поиск самого себя, стремление к популярности, потребность что- то значить, высокий уровень самолюбия – основные свойства подростка на данном этапе развития личности.[2]
Подросток часто попадает в конфликтные ситуации, поскольку, завоевав свободу и независимость, он не всегда еще может ими разумно распоряжаться. Это несоответствие между стремлением к свободе и умением ею правильно распорядиться лежит в основе большинства конфликтов.
Существенно меняется в этом возрасте отношение к коллективу и друзьям. Если в младшем возрасте страх лишиться поддержки друзей оказывает решающее влияние на выбор того или иного варианта поведения, то старший подросток даже готов остаться в изоляции.
Следующую стадию развития личности, называемую ранней юностью (16-17 лет), с точки зрения социального изменения можно определить как период перехода от детства к взрослости, от зависимости к самостоятельности. Для понимания особенностей поведения этого контингента важно подчеркнуть, что этот период перехода, когда молодой человек или девушка уже не дети, но еще не взрослые.
Как отмечают социологи, «в стремлении обрести самостоятельность и независимость от взрослых молодым людям, особенно подросткам, приходится преодолевать внутренние противоречия, являющееся порождением амбивалентных проявлений (застенчивость и агрессивность, открытость и замкнутость, нигилизм и фанатизм)».
Юноша часто попадает в конфликтные ситуации. Механизм образования которых может быть описан следующим образом. В результате несоответствия требований к жизни и знания реальной обстановки возникает противоречие между ожиданиями и действительностью, между завышенным уровнем потребностей и ограниченными возможностями их удовлетворения. Эти противоречия могут повлечь неудовлетворенность учебой, трудом, отношениями в семье, следствием чего являются конфликтные ситуации, которые нередко приводят к правонарушающему поведению.
Таким образом, основным общим свойством нравственного формирования личности подростка на описанных этапах является потребность в самоутверждении. Эта потребность настолько значима, что он нередко готов добиваться ее удовлетворении- с помощью любых средств, в том числе и не дозволенных законом.
Особенностями на каждом из выделенных этапов возрастного развития являются: а) содержание, качественные свойства потребности в самоутверждении; б) содержание и структура средств (способов), с помощью которых она удовлетворяется.
Рассматривая типологию самоутверждений по их механизмам, Е.П. Никитин и Н.Е. Харламенкова делят самоутверждения на два типа: самоутверждения путем отрицания другого (других) Я и самоутверждения путем самоопределения. Существенным отличием правонарушителя от подростка, ведущего себя законопослушно, является то, что первый в большинстве случаев самоутверждается путем отрицания другого (других). Многие преступления не имеют другой цели, кроме самоутверждения.
Не все и не всегда осознают самоутверждение как цель преступления.
Потребность в самоутверждении является и для старших подростков, и для юношей основным и общим свойством, определяет и общее в мотивационной сфере и в картине их поведения, в том числе и правонарушающего. То, что по содержанию это потребность различна, определяет специфические особенности как в мотивационной сфере, так и в структуре поведения, в том числе правонарушающего, этих возрастных групп.
Общие свойства определяют единство системы предупреждения любых форм отрицательного социально- отклоняющегося поведения несовершеннолетних на всех этапах формирования личности: особенности определяют специфику профилактики на отдельных этапах формирования.[3]
[1] Забрянский Г.И. «Криминология несовершеннолетних (социология преступности): дисс. к.ю.н.: 12.00.13. С. 235
[2] Никитина Е.П. «Самоутверждение человека»/Никитина Е.П./ Феникс 2013. С. 27
[3] Ениколопов С.Н. «Правонарушающее поведение несовершеннолетних: описание, объяснение, противодействие»/Ениколопов С.Н./ Норма 2013. С. 77
|