Изучение моделей преступной карьеры способствует углублению понимания устойчивости преступного поведения несовершеннолетних. Модели преступной карьеры могут быть построены по разным основаниям. В контексте рассматриваемой темы наиболее информативной представляется моделирование, основанное на продолжительности преступной деятельности. По этому критерию можно выделить три типа карьер: краткосрочную карьеру, среднесрочную и долгосрочную.
Краткосрочная карьера характерна для несовершеннолетних осужденных, имеющих две и более судимости, которые не сняты и не погашены в установленном законе порядке. По данным судебной статистике, каждый четвертый осужденный несовершеннолетний был ранее судим. Среди воспитанников ВК 28, 1% имели две непогашенные и неснятые судимости, 12, 3% - три, 4, 65 – четыре, 0, 2% - пять и более судимостей. Краткосрочная карьера является не только самой распространенной в судьбе рецидивистов. Но имеет весьма опасную тенденцию.
О существовании среднесрочной карьеры свидетельствуют присутствие среди несовершеннолетних осужденных юридически ранее не судимых, т.е. подростков, с которых судимость была снята или погашена в установленном законом порядке. И хотя их доля в общей массе осужденных не столь велика (в последние пять лет в среднем 3, 5%), эта категория подростков вызывает тревогу. Объем основных структурных элементов категоризации преступлений, совершаемых несовершеннолетними, ранее судимыми и юридически не судимыми, практически совпадает, что свидетельствует об устойчивом криминальном наследовании.
Долгосрочная криминальная карьера характеризуется вкладом ранее судимых несовершеннолетних во взрослый рецидив. Проблема отношения преступности несовершеннолетних и преступности взрослых может исследоваться с разных сторон, одна из которых позволяет определить, в какой мере криминальная карьера взрослых зависит от криминальной карьеры подростков. Анализ судебной статистики показывает, что четвертая часть из числа особо опасных рецидивистов и 17% из числа отбывающих наказание пожизненно ранее отбывали наказание в воспитательных колониях. Эти статистические факты являются частным случаем проявления известного криминологического закона: чем раньше лицо становится на преступный путь, тем этот путь более продолжителен, а лицо – менее исправимо и более опасно. Таким образом, судимость несовершеннолетних является существенным фактором устойчивости преступного поведения и за границами несовершеннолетия.
Важным направлением изучения образа несовершеннолетнего правонарушителя является сопоставительный анализ подростков, впервые совершивших преступления, и рецидивистов.[1]
Рассмотрим фрагмент исследования: результаты изучения отношения к закону, личности, чужой собственности и общественному порядку. Отношению к данным ценностям в социологии и криминологии придается большое значение, поскольку оно отражает ядро ценностных ориентаций и правосознания респондентов.
Опрашиваемым были даны ситуации и предложено выбрать те оценки этих ситуаций, с которыми они согласны.
Факторами оценки негативной направленности выбраны следующие утверждения:
- в среде подростков все споры можно решить силой;
- если не хватает денег для развлечений, то их можно отобрать у других;
- подростки, избившие взрослого мужчину за сделанное им замечание, поступили правильно;
- на стадионе подростки могут нарушать общественный порядок и игнорировать требования полиции;
- закон можно нарушить, если нужны деньги;
- закон можно нарушить, если есть уверенность в безнаказанности;
- приходилось драться часто.
Затем была осуществлена комбинация этих негативных факторов, в результате которой сформировалось четыре группы из числа рецидивистов.
Первая – подростки с высоким уровнем негативного отношения к этим ценностям (24, 3%). Вторая – со средним (48, 6%). Третья – с низким уровнем (18, 9%). Четвертая – практически отсутствует распространенность негативного отношения к предложенным ценностям (8, 1%).
Проведенное по этой же методике распределение подростков, которые осуждены впервые, показало, что:
- в первую группу вошли 24, 1% осужденных;
- во вторую – 48, 9%;
- в третью – 18, 7%;
- в четвертую – 8, 3%.
Следовательно, эти распределения не отличаются. Таким образом, не выявлены какие- либо особенности ранее судимых подростков в отношении к изучаемым ценностям.[2]
Вторичное структурирование частоты повторяемости в комбинациях укрупненных факторов негативной направленности несовершеннолетних осужденных показало, что важнейшими ценностями у них являются вещи и деньги. Что находит проявление в корыстной преступности, и сила, что находит проявление в насильственной преступности.
Как уже отмечалось, основные ценности современной молодежи – вещи, деньги и власть. Следовательно, эти ценности распространены не только среди подростков, совершивших преступления, но и среди «законопослушных».
[1] Симоненко А.В. «Криминология»/Симоненко А.В./ Юнити 2012. С. 132
[2] Лаушкин А.С. «Криминологическая характеристика несовершеннолетнего преступника»/Лаушкин А.С./ Юнити- Дана 2014. С. 97
|