Познание сущности и роли права в жизни общества требует широкого подхода к правовым явлениям во всем их многообразии и взаимодействии между собой, а также учет функциональных свойств правовых явлений по отношению к человеку, государству, обществу. Вместе с многочисленными определениями понятия права, отражающими и раскрывающими его сущностные черты, в научном правоведении было обосновано и утвердилось понятие «правовая система». Одно из лучших определений этого термина дает М.Н. Марченко: «Правовая система - это объективно сложившаяся и исторически обусловленная совокупность взаимосвязанных правовых явлений и институтов не только конкретного государства, но и иных образований, имеющих место в современном мире». Таким образом, по выражению Ж. Карбонье, правовая система является «вместилищем, средоточием разнообразных юридических явлений».
Правовая система каждого государства отражает закономерности исторического развития общества, его исторические, национальные, культурные особенности. Естественно, что каждое государство имеет свою, называемую национальной, правовую систему, которая имеет как общие черты с правовыми системами других государств, так и отличия от них, т. е. специфические особенности.
Возникновение и история развития правовой системы государства свидетельствуют о том, что на содержание и динамику правовой системы воздействует вся духовная культура общества: религия, философия, мораль, художественная культура, наука. На правовую систему большое воздействие оказывает политика, политическая культура.
К закономерностям, показателям развития правовых систем в современный период относятся усложнение, активизация процесса взаимодействия цивилизованных факторов. К закономерностям относится также преемственность в развитии правовых систем. Традиционные правовые ценности взаимодействуют с новыми, воспринятыми правовой системой от других правовых систем. Наблюдается прогресс правовых систем в отдельных обществах, государствах.
Конечно, эти закономерности обусловлены в конечной степени развитием экономического фактора, совершенствованием производительных сил и производственных отношений, развитием рыночного хозяйства. Современная правовая карта мира раскрывает многообразие правовых систем, одновременно свидетельствуя о стремлении государств к единству в законодательстве, правоприменительной деятельности во всех сферах общественной и государственной жизни.
Правовые системы по сходству, единству их элементов объединяются в группы, «правовые семьи». Эта группировка осуществляется на основе юридического подхода, при котором за основу берутся источники права, пути формирования и развития, взаимозаимствование основных институтов и правовых доктрин, другие юридические категории.
Проблематика типов права и правовых систем, характеристика различных моделей правовых систем по- прежнему остается актуальной для юридической науки, в частности, — истории государства и права, что иллюстрируется на примере обычно-правовой системы традиционного общества. Термин «обычно-правовая система» используется все чаще, беря начало в юридической антропологии и этнологии. Исследование обычно-правовых систем существенно расширяет теорию правовой системы общества, занимая в ней особую нишу, актуализируясь с момента признания юридической природы обычного права, легитимированного самим народом, а не публичной властью.
В структуру обычно-правовой системы традиционного общества входят: обычное право как нормативный массив; юридическая практика как регулятивное воплощение права; правосознание как духовно-нравственное и психологическое содержание правовой действительности. Взаимодействие названных частей носит комплексный характер, связывая обычное право посредством общественных отношений с участниками (субъектами) их регулирования. Поэтому обычно-правовая система является органически завершенной системой с четкой структурой составных элементов.
Обычно-правовая система традиционного общества является специфической моделью правовой системы, присущей некоторым современным народам, сообществам, социальным группам (например, коренные малочисленные народы или казачество), направлена на реализацию функций урегулирования общественных отношений, разрешения конфликтов, формируется под влиянием правовых традиций, отражая их содержание и региональный уровень. Именно по этой причине в пределах одного государства, где компактно проживают этнические и субкультурные группы с различными традициями, могут параллельно сосуществовать различные модели правовых систем, основанные как на позитивном праве, так и на обычном или, например, религиозном. Каждая из моделей отражает определенную традицию права, историю, культуру, ментальность населения, детерминанты его самобытности.
Классические обычно-правовые системы, появившиеся в традиционном обществе, формируются в условиях единства обычая и иных социальных норм и практически полного отсутствия или ограниченного влияния нормативных правовых актов. Такие системы представляются достаточно универсальными, т.к. функционируют в безгосударственных социально-политических формах, реже ранних государствах, а также в уже состоявшихся этатических образованиях, в которых вполне латентно или легально отсутствует единство правового пространства (например, в Российской империи или Австро-Венгерской).
В типологическом контексте обычно-правовая система относится к семье традиционного права, являясь ее составляющей и специфической частью, обладающей не национально-государственным, а региональным статусом. В то же время функционирование обычно-правовых систем характерно для раннего периода генезиса всех правовых семей, в т. ч. романо-германской и англосаксонской. Традиционные правовые системы разнообразны по характеристике юридических форм, способам выработки и систематизации норм, источникам права, применяемым для их толкования, и идеологическим детерминантам. Данное обстоятельство лежит в основе тенденции включения в семью традиционного права всех правовых систем, не находящих себе места в иных правовых семьях.
Обычно-правовую систему следует рассматривать как разновидность традиционной правовой системы, созданную в результате абстракции форму отображения обычно-правовой действительности общества, основанную на сложившейся традиции права, направленную на познание содержательной характеристики общественных отношений, выражающуюся в реализации этих отношений. Обычно-правовые системы имеют и отражают соответствующие их характеру источники социально-нормативного регулирования (обычай, прецедент, договор), тем не менее испытывая серьезное религиозное влияние. Причем для каждой правовой системы характерна своя персональная специфика, выраженная в сочетании форм (источников) права, употребляемых для регулирования общественных отношений — в объективном смысле, и в интеллектуальном и духовно-нравственном понимании права как социального явления - в субъективном.
Примат обычного права как базовой формы (источника) права в обычно-правовой системе традиционного общества представляется естественным, отражая культурный уровень традиционного общества. С технико-юридической точки зрения обычное право представляется правовым массивом, легитимированным непрерывностью юридической практики обычаев, выработка и воспроизведение которых осуществляются естественным путем в условиях отсутствия или ограниченности действия иных форм (источников) права, при этом систематизация обычаев, а равно иные действия по их дифференциации возможны только в ходе законотворческой деятельности. Таким образом, «живое» обычное право не подвергается систематизации и узаконению, при этом обладая непререкаемой силою.
Значительная роль в нормативной организации обычно-правовой системы отводится общественно-правовой практике, которая представляет собой деятельность органов потестарной власти, выступающих от имени общества и реализующих практически неограниченный перечень полномочий (внутри общества), а также деятельность иных субъектов общества, приводящую к генезису, воспроизводству и реализации обычного права. В этом смысле юридическая практика в обычно-правовой системе традиционного общества максимально приближена к практике регулирования общественных отношений, выраженной в обычно-правовой деятельности и сформировавшемся на ее основе социально-правовом опыте. Юридическая практика в обычно-правовой системе связана с жизнедеятельностью всего социума и его отдельных субъектов, которые подтверждали или нивелировали регулятивную силу того или иного обычая. Такая практика представлена в контексте нормотворчества, толкования и реализации обычного права, особенностью которых служит то, что общественно-правовая практика строится не только на основе обычно-правовых норм, но и смежных с ними иных социальных норм, в первую очередь морали, этики и религии, становящихся духовно-нравственной основой воспроизводства обычаев.
Правосознание в процессе реализации обычного права фиксировало состояние императивности обычаев, имея традиционный характер, отличаясь от современного, что затрудняет понимание его содержания в условиях индустриального и постиндустриального общества. Традиционное правосознание имело обыденный характер и было неразрывно с религиозно-мифологическим, этнокультурным, выражая внутреннее отношение субъектов к нормативной основе и юридической практике, имевшей место в рамках обычно-правовой системы традиционного общества и воспроизводимых общественных отношений.
Общественные отношения не являются структурной частью обычно-правовых систем, представляя собой материальное выражение действительности обычного права, иллюстрацию юридической практики, физического воплощения обыденного правосознания в традиционном обществе. В обычно-правовых системах общественные отношения характеризуются отсутствием четко определенного субъекта права, синкретизмом прав и обязанностей и стихийностью их возникновения. Между тем понимание общественных отношений, воспроизводимых в обычно-правовой системе, сопряжено с осмыслением сущности традиционного общества, т.к. его детерминанты в первую очередь обусловливают динамику общественных связей и воплощение социальных интересов.
Обычно-правовые отношения, как правило, возникают на базе обычного права, обеспечивают и выражают интересы общества, его этнических образований и субкультурных групп (сообществ). Эти отношения выступают диалектическим проявлением обычного права, конкретизируясь практикой его реализации, проявляя влияние обычаев на поведение людей. Они выражают интересы и ценности традиционного общества, сохраняют стабильность его институтов и возникают на базе обычного права, фиксируемого в коллективной памяти народа. Динамика возникновения и развития обычно-правовых отношений определяется интенсивностью взаимодействия субъектов обычного права, при этом в качестве них выступают не только индивиды, но и временные коллективы, стационарные общины, надобщинные объединения и образования.
Таким образом, обычно-правовая система - это разновидность правовой системы общества, представленной в виде совокупности обычного права, основанных на его действии юридической практики и обыденного правосознания, взаимодействие которых обеспечивает санкционированное регулирование общественных отношений в традиционном обществе. Эта разновидность, отражая конкретно-исторический уровень правовой культуры, при этом обладает возможностью латентного функционирования в современном обществе.
Романо-германская правовая семья объединяет правовые системы многих государств современного мирового общества. Она сформировалась на территории Европы в латинских (Италия, Испания, Португалия) и германских странах (Германия, Франция, Швеция, Норвегия, Дания). К романо-германской правовой семье относятся правовые системы государств континентальной Европы, вся Латинская Америка, значительная часть Африки, страны Ближнего Востока. Влияние этой правовой семьи нашло выражение в правовых системах Японии, Индонезии, других государств.
Основным признаком этой правовой семьи является ее формирование на основе римского права. Решающая роль в становлении ее принадлежала средневековым университетам Европы, где было поставлено изучение римского и канонического права. Датой основания романо-германской правовой семьи считаются XII-XIII вв. Болонский университет в Италии был alma mater общего права университетов - романо-германской правовой системы. В рамках западно-университетской науки право изучали в его связях с религией, философией, теологией. Изучение римского права, процесс становления самой юридической науки стимулировались политическими событиями того времени, прежде всего, борьбой между светскими и церковными властями, ростом бюрократических структур власти.
В государствах Европы формирование национальной правовой системы базировалось на изучении римского права и соединялось с записью норм обычного права страны в точных и ясных терминах, организацией этих норм обычного права в определенную систему. Для романо-германской правовой системы характерен взгляд на право в его взаимосвязи с моралью как на требование должного, оптимальная обобщенность норм права, разделение права на публичное и частное, выделение различных отраслей права. В этой семье особо полно разработано гражданское право, что находит отражение в науке гражданского права. Правовые системы романо-германской семьи имеют хорошо разработанное законодательство. Если в течение длительного времени основным источником права в этой семье была доктрина, то в современную эпоху признается верховенство закона среди других источников права. В государствах этой правовой семьи основным законом является конституция, осуществляется систематизация законодательства, действуют кодексы. Формами государственно-правовых актов являются декреты, регламенты, административные циркуляры и другие.
В романо-германской правовой семье закон и право не отождествляются. Это обстоятельство находит отражение в толковании закона, которое дается судами. Ограниченная роль среди источников права в настоящее время принадлежит обычаю, который имел большое значение в развитии романо-германской правовой семьи.
Для романо-германской правовой семьи характерно наличие развитой судебной системы, в определенных рамках признается значение судебной практики в качестве источников права. Однако значение судебной практики среди источников права в романо-германской правовой семье существенно отличается от английского общего права. Практика судов этих стран свидетельствует, что доктрина и общие принципы используются при толковании и применении законов. В правопонимании находят выражение идеи справедливости, компромисса различных интересов, в том числе частных и интересов государства, общества.
Система общего права была создана в Англии после нормандского завоевания. Английское право стало основой весьма большой англосаксонской правовой семьи или, как ее еще называют, семьи общего права. Эта семья включает в настоящее время правовые системы всех, за некоторым исключением англоязычных стран. Общее право в значительной мере оказало влияние на становление и развитие правовых систем стран, которые политически были связаны с Англией. Общее право Англии оказало решающее воздействие на развитие правовой системы США, которая в настоящее время во многом отличается от правовой системы современной Англии, но входит в семью общего права. Общее право оказало большое влияние на формирование современных правовых систем Индии, Пакистана, ряда стран Африки. Следует заметить, что английское общее право не является правом Великобритании, оно применяется на территории Англии и Уэльса, а Шотландия, Северная Ирландия, острова Ла-Манша и остров Мэн ему не подчиняют.
Английское право развивалось автономным путем, связи с континентальной Европой оказали на него незначительное влияние. Рецепция римского права в Европе не затронула английское право. Исторической датой становления английского права был 1066 г., когда норманны завоевали Англию. До этого периода было англосаксонское право, которое носило партикулярный характер, было сугубо местным. Постепенно сформировалась новая феодальная юрисдикция.
Общее право было создано королевскими судами. Со временем происходил процесс расширения компетенции судов, совершенствовалась судебная процедура. Вопросы процедуры в королевских судах сыграли решающую роль в формировании общего права. Исторические особенности формирования общего права сыграли определяющую роль в том, что английское право не знает деления на публичное и частное, они исключили рецепцию понятий, категорий римского права. Английская национальная юриспруденция разработала многие категории общего права, не известные странам континентальной Европы.
На развитие системы права Англии большое влияние оказало формирование и действие права справедливости, в чем большую роль сыграли обращения подданных, добивающихся справедливого судебного решения, к королю - источнику справедливости и милости.
В начале XVII в. был достигнут компромисс между судами общего права и судом лорда-канцлера. Английское право объединяет нормы общего права и нормы права справедливости, вносящие дополнения или поправки в нормы общего права. В этом смысле можно говорить о дуалистической структуре английского права. В настоящее время право справедливости трактуется английскими судами как неотъемлемая часть английского права.
Источником английского права является судебная практика. Суды не только применяют, но и создают правовые нормы. Прежде всего это относится к деятельности Высоких судов, в настоящее время - Верховного суда, в который входят Высокий суд, Суд короны и Апелляционный суд. Высокие суды в Англии обладают большим авторитетом и властью. Судебный прецедент, как правило, создают только решения Высоких судов. Решения других судов могут служить примером, но не служат обязательным прецедентом. Важным источником английского права выступает также закон - акт парламента и различные подзаконные акты. В XX в. в Англии происходит развитие законодательства, возрастает роль законов в регулировании экономической, социальной сфер жизни общества. Судебная власть контролирует применение законов. Судебная практика и закон являются в настоящее время основными источниками английского права.
Общее право распространилось по миру и стало одной из крупнейших правовых систем. В каждой стране, куда пришло общее право, оно утвердилось в качестве национального права, испытав воздействие ряда факторов. Таким образом, общее право выступает как модель, ставшая национальной правовой системой со всеми ее новыми чертами и особенностями.
|