Под налогообложением следует понимать деятельность государства, основанную на определенных принципах с целью осуществления конкретных функций, по принудительному изъятию части собственности самостоятельно хозяйствующих субъектов (организаций и физических лиц) в форме обязательных, индивидуально безвозмездных платежей в бюджеты соответствующего уровня, осуществлению налогового контроля, защиты прав и законных интересов участников налоговых правоотношений с использованием конкретно определенных в законодательстве о налогах и сборах средств и методов. Согласно 8 статье Налогового Кодекса под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Среди признаков налога выделяют несколько основных: денежная форма, публичный и нецелевой, а также императивно-обязательный характер и индивидуальная безвозмездность.
Для рассмотрения такого признака налога, как денежная форма, следует сказать, что исторические потребности государств и других участников правоотношений в докапиталистическую эпоху удовлетворялись исключительно натуральным обменом. В данный момент Налоговый Кодекс Российской Федерации закрепляет за налогом исключительно денежный платеж, независимо от того, в какой форме он взимается (наличной или безналичной) с организаций или физических лиц.
Публично-целевой характер определяется тем, что важным атрибутом государства являются налоговые платежи, т.к. именно налоги и сборы несут основную часть доходов государства и муниципальных образований.
Императивно-обязательная основа налога заключается в том, что уплата налога - это конституционно-правовая обязанность, а не благотворительный взнос, который можно уплатить по желанию самого налогоплательщика. Но индивидуальная безвозмездность налога не предполагает встречной обязанности государства конкретными действиями выделить того или иного налогоплательщика. Данный признак касается только налога, потому как сборы носят частично возмездный характер, т.к. уплата сбора предполагает встречные действия государства в интересах налогоплательщика (выдача лицензий, предоставление права торговли, парковки автотранспорта и т.п.). То есть уплата сбора позволяет налогоплательщику требовать определенные действия государства в своих интересах в рамках закона, в том числе и через суд.
Под сбором в 8 статье Налогового Кодекса Российской Федерации понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами юридически значимых действий. Например, предоставление определенных прав и выдача разрешений (лицензий).
Сущность налогов проявляется через их функции:
Фискальная функция (пополнение бюджета) является основной и отражает истинное предназначение налогов, а также причину их возникновения. При помощи налогов сформировываются финансовые ресурсы государства, и создается материальная основа существования государства и его функционирования.
Экономическая функция имеет несколько составляющих ее подфункций: регулирующую, распределительную, стимулирующую и социальную, которые в свою очередь влияют на процесс воспроизводства, а вместе с тем, как на объем производства следующего цикла, так и на темпы экономического роста в целом.
Увеличение налога ведет к уменьшению совокупного спроса, порождает проблему реализации произведенного ВВП и снижение совокупного предложения. Снижение же налогового бремени ведет к увеличению части дохода, находящейся в ведении физических и юридических лиц, росту потребления, сбережений, инвестиций. Уменьшение налоговых изъятий стимулирует развитие тех отраслей и регионов, в которых заинтересовано общество.
Распределительная функция налогов заключается в использовании налогов в качестве инструмента при распределении и перераспределении ВВП, отменяя старые действующие налоги и вводя новые, изменяя ставки и расширяя или сокращая налоговую базу.
Стимулирующая функция прослеживается в дифференциации налоговых ставок, введении налоговых льгот, направленных на поддержку малого предпринимательства, производства продукции социального, сельскохозяйственного назначения, капитальных вложений, а также инновационной и внешнеэкономической деятельности.
Социальная функция заключается в применении налоговых методов поддержки социального обеспечения и социального страхования. Средства государственного бюджета на благотворительные цели, на содержание детей и иждивенцев, финансирование государственных социальных программ.
Воспроизводственная функция подразумевает использование средств, полученных путем сбора налогов, в целях обеспечения охраны природы и ресурсов, а также поддержания дорожного хозяйства.
Контрольная функция налогов заключается в отражении экономических процессов. Анализ динамики налоговых поступлений дает картину процессов, происходящих в экономике, об эффективности действующей налоговой системы, о ее влиянии на национальное хозяйство, о достаточности мобилизуемых средств для финансирования бюджетных мероприятий.
Механизм налогов создан для влияния государства на общество, на развитие его динамики, его структуры. Налоговая система, несомненно, оказывает влияние на рыночные отношения, укрепляя их, стимулирует развитие предпринимательства, способствует процессу производства и одновременно выступает барьером на пути социального обнищания финансово необеспеченных слоев населения.
Благодаря налогам происходит распределение и перераспределение ВВП, учитывая определенную часть, выделяемую на социальную сферу. Налоги также играют не последнюю роль в формировании капитала на протяжении всего кругооборота. Это помогает государству в контроле массы спроса и предложения не только товаров, но и капиталов, так как доход - это основа спроса населения и является конечным результатом функционирования капитала в фазе производства.
Налоги - средство для пополнения бюджетов на всех уровнях. Средства, поступающие со сбора налогов, участвуют в финансировании государственных программ и предусмотрены законами о бюджете на определенный год. Налоги являются необходимой составляющей экономических отношений в обществе.
Всякое государство ставит особенно остро вопрос о налогообложении. Население не хочет платить налоги, потому что не видит никакого эффекта от его уплаты, что является исключительно виной власти. Но гражданам стоит следить за выполнением своих налоговых обязательств перед страной. Для этого население должно воспитывать в себе культуру относительно добросовестности перед страной.
Таким образом, мы делаем вывод, что налогообложение - весь процесс взимания налогов и сборов, осуществление налогового контроля, защиты прав и законных интересов участников этого процесса.
К функциям налога относятся:
фискальная - пополнение бюджета
регулятивно-стимулирующая - налоговые механизмы для регулирования экономических отношений и стимулирования отдельных областей
социальная - обеспечение минимальных социальных стандартов
контрольная - контроль за распределением ВВП и расходованием по целевому назначению.
Значение налогов в развитии государства проявляется через их функции.
|