Воскресенье, 24.11.2024, 21:00
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 31
Гостей: 31
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Понятие, структура и порядок формирования законодательных (представительных) органов субъектов. Нормативно-правовая основа их функционирования

Законодательные (представительные) органы государственной власти — это образуемые непосредственно народом, подотчетные ему и ответственные перед ним государственные органы, осуществляющие по полномочию и в интересах народа государственную власть, являющиеся постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта Российской Федерации.

Понятие «постоянно действующий» означает, что законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ должен осуществлять свою деятельность постоянно. Но на практике возможно возникновение ситуаций, когда законодательный (представительный) орган отсутствует (самороспуск, роспуск законодательного (представительного) органа, образование нового субъекта РФ). Однако такие ситуации являются скорее исключением из правила. В этих случаях законодателем определен четкий алгоритм действий для быстрого устранения ситуации, когда законодательный (представительный) орган отсутствует (например, установлены сокращенные сроки проведения досрочных выборов).

В то же время понятие «постоянно действующий» не означает, что состав данного законодательного (представительного) органа не может меняться.

Основной особенностью законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ является то, что он высший и единственный орган законодательной власти субъекта РФ. То есть ни один другой орган государственной власти субъекта РФ не наделен правом принимать законодательные акты субъекта РФ, ни один другой орган не праве подменять законодательную функцию законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, правовые акты иных государственных органов должны соответствовать законодательным актам, принятым законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ в пределах его компетенции.

Законодательные органы государственной власти имеют исключительное право принимать законы, бюджет, осуществлять контроль за исполнительной властью. Его наличие является строго обязательным.

Законодательные органы субъектов РФ олицетворяют народное представительство, являются представительными по своей конституционной природе. Такая их сущность предопределена принципом народовластия, устанавливаемой ч. 2 ст. 3 Конституцией Российской Федерации. С другой стороны, выступая органами народного представительства, законодательные органы аккумулируют определенную долю народного суверенитета, что легитимирует их законодательную функцию. При этом речь идет именно о выборном представительстве как средстве обеспечения подлинного народовластия и легитимации государственного органа и его функций [1].

На сегодняшний день вопросы наименования законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ отнесены исключительно к компетенции субъекта РФ. А именно установлено, что наименование законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, его структура устанавливаются конституцией (уставом) субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта РФ[2].

Следует отметить, что субъекты РФ весьма разнообразно подошли к вопросу наименования своих законодательных (представительных) органов. Можно встретить следующие наименования:

- Дума, областная Дума (Московская область, Тюменская область, Калининградская область, Тульская область, Рязанская область, Ставропольский край, Ярославская область, Мурманская область, Новгородская область, Волгоградская область, Воронежская область, Брянская область, Сахалинская область, Ивановская область, Костромская область, Курганская область, Астраханская область, Саратовская область, Смоленская область, Белгородская область, Курская область, Магаданская область, Чукотский автономный округ, Тамбовская область, Ханты-мансийский автономный округ);

- Законодательное Собрание (г. Санкт-Петербург, Ленинградская область, Алтайский край, Приморский край, Пензенская область, Калужская область, Новосибирская область, Свердловская область, Владимирская область, Ульяновская область, Амурская область, Вологодская область, Красноярский край, Омская область, Челябинская область, Краснодарский край, Ростовская область, Нижегородская область, Кировская область, Забайкальский край, Камчатский край, Пермский край, Оренбургская область, Иркутская область, Еврейская автономная область, Тверская область, Республика Карелия, Республика Адыгея, Ямало-Ненецкий автономный округ);

- Законодательная Дума (Хабаровский край, Томская область);

- Собрание депутатов (Архангельская область, Псковская область, Ненецкий автономный округ);

- Совет народных депутатов (Орловская область, Кемеровская область);

- Областной Совет (Липецкая область);

- Губернская Дума (Самарская область);

- Верховный Совет (Удмуртская Республика, Республика Коми, Республика Хакасия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия);

- Государственный Совет (Чувашская Республика, Республика Татарстан, Республика Адыгея, Республика Коми);

- Государственное Собрание (Республика Башкортостан, Республика Марий Эл, Республика Алтай, Республика Мордовия);

- Народное Собрание (Карачаево-Черкесская Республика, Республика Ингушетия, Республика Дагестан);

- Парламент (Кабардино-Балкарская Республика, Чеченская Республика);

- Верховный Хурал (парламент) (Республика Тыва);

- Народный Хурал (Республика Бурятия, Республика Калмыкия).

Наименование указанного органа не может содержать словосочетаний, составляющих основу наименований федеральных органов государственной власти[3]. До внесения таких изменений законодательная (представительная) власть в Ямало-Ненецком автономном округе называлась Государственной Думой, а в Республике Мордовия и в Республике Калмыкия - Конституционным Собранием.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ формируется на периодических выборах путем проведения всеобщего, прямого, тайного голосования. Именно периодическое проведение выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ позволяет обеспечить подлинное представительство народа, т.к. отражает реальные политические предпочтения избирателей.

Структура и порядок формирования представительных органов субъектов РФ устанавливается конституцией (уставом) соответствующего субъекта РФ. Федеральным законодательством допускается установление двухпалатной структуры законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации[4]. Но на практике двухпалатная система в субъектах РФ показала свою не эффективную работу. Большинство субъектов РФ учредили однопалатные высшие законодательные органы.

В структуру законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ могут входить постоянно действующие депутаты (их число устанавливается законами соответствующего субъекта РФ), которые формируют из своего состава рабочие группы по разрешению вопросов организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения характера.

Согласно п. 3 ст. 4 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» установленное число депутатов должно составлять:

а) не менее 15 и не более 50 депутатов - при численности избирателей менее 500 тысяч человек;

б) не менее 25 и не более 70 депутатов - при численности избирателей от 500 тысяч до 1 миллиона человек;

в) не менее 35 и не более 90 депутатов - при численности избирателей от 1 миллиона до 2 миллионов человек;

г) не менее 45 и не более 110 депутатов - при численности избирателей свыше 2 миллионов человек.[5]

При этом следует отметить, что конституции (уставы) субъектов РФ, нормы которых о числе депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти не соответствовали установленной численности избирателей, должны были привести в соответствие с этими положениями не позднее 1 сентября 2011 г.[6]

Так, в частности, в семи субъектах РФ (республиках Адыгея, Северная Осетия - Алания, Тыва, Хакасия, Карачаево-Черкесской, Кабардино-Балкарской и Удмуртской республиках) до внесения изменений, установленное число депутатов превышало их максимальное значение, предусмотренное указанными изменениями для соответствующей численности избирателей, и в связи с этим подлежало сокращению (от двух мандатов в Кабардино-Балкарской Республике до 25 мандатов в Республике Хакасия). В 11 субъектах РФ (Хабаровском крае, Кемеровской, Пензенской, Саратовской, Тверской, Тюменской и Ульяновской областях, городе федерального значения Москве, Ненецком, Ханты-Мансийском и Чукотском автономных округах) установленное число депутатов было меньше их минимального числа, предусмотренного законопроектом для соответствующей численности избирателей, и в связи с этим подлежало увеличению (от одного мандата в Тюменской области до 10 мандатов в Пензенской области и городе Москве).[7]

Законодатель предусматривает обязанность при формировании законодательного (представительного) органа использовать смешанную избирательную систему. Не менее 50% депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ (в двухпалатном законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта РФ - не менее 50% депутатов одной из палат указанного органа) должны избираться по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями в соответствии с законодательством о выборах[8] [9].

Списки кандидатов на выборах состоят из депутатов, избранных членами или сторонниками выдвинувшей их политической партии. Подразумевается, что и дальнейшая деятельность данных депутатов в законодательном (представительном) органе будет обоснована целями и задачами политических партий, в составе списков кандидатов которых были избраны депутаты.

Законодатель установил обязанность депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, избранных в составе списков кандидатов, допущенных к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта РФ, входить в депутатские объединения (во фракции) в целях недопущения использования избирательного объединения лишь как способа быть избранным в законодательный (представительный) орган. На депутатов, чье членство во фракции было прекращено в связи с ликвидацией или реорганизацией политической партии, в составе списка кандидатов в депутаты которой они были избраны данная обязанность не распространяется.

Порядок деятельности фракций и порядок формирования и деятельности других депутатских объединений устанавливаются законом субъекта РФ и (или) регламентом либо иным актом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ. Законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» устанавливаются гарантии равенства депутата, избранного в составе списка кандидатов, которому передан депутатский мандат. Ему наравне с представителями фракций должны предоставляться право предлагать кандидатов на должности, избрание на которые осуществляется законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ, права на выступление в указанном органе, получение и распространение материалов и документов, участие в работе органа, осуществляющего предварительную подготовку и рассмотрение организационных вопросов деятельности законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ[10]. Порядок реализации указанных прав также устанавливается законом субъекта РФ и (или) регламентом либо иным актом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ.

Срок полномочий депутатов подавляющего большинства законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ составляет 5 лет. Срок полномочий Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва 4 года[11]. Областная Дума Свердловской области избирается сроком на 4 года. Каждые 2 года переизбирается половина депутатов Областной Думы[12].

Конституция РФ закрепила право субъектов Российской Федерации на формирование собственного законодательства[13]. Эту роль выполняют законодательные органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Проблемы их функционирования оказываются связанными с перспективами развития российского общества. Формирование и функционирование законодательных органов субъектов Российской Федерации напрямую соотносится с задачей выработки оптимальной модели организации их деятельности. Работу законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации организуют их руководящие органы, которыми являются: председатель законодательного (представительного) органа государственной власти, его заместитель (заместители), избираемые палатой (в двухпалатном законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации) или самим законодательным (представительным) органом государственной власти, в однопалатном парламенте.

Заседания законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации являются открытыми, за исключением случаев, установленных федеральными законами, конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации, законами субъекта Российской Федерации, а также регламентом или иным актом, принятым данным органом и устанавливающим порядок его деятельности.

Правовую основу функционирования законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации образуют:

Конституция Российской Федерации, провозглашающая конституционные принципы народовластия, федерализма и разделения властей, суверенитета, разграничивающая предметы ведения Российской Федерации и субъектов РФ, равноправие субъектов;

Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». В его статьях и главах детализируется содержание принципов деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации, характеризуется система органов государственной власти субъекта Российской Федерации, раскрывается механизм обеспечения верховенства Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, устанавливаются взаимоотношения законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) и органов исполнительной власти субъекта РФ, регулирует экономическую основу деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации, закрепляет механизмы обеспечения законности в деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» определяются основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.[14].

Среди документов, регулирующих порядок деятельности законодательной (представительной) власти субъекта РФ, его постоянных и временных органов, порядок внесения и рассмотрения проектов законов и иных актов законодательных (представительных) органов власти субъекта РФ, порядок принятия этих актов, а также определяющим иные вопросы организации их работы можно выделить регламенты законодательных (представительных) органов государственной власти субъекта РФ[15].

Федеральный закон «О политических партиях» регулирует реализацию гражданами Российской Федерации права на объединение в политические партии и особенностями создания, деятельности, реорганизации и ликвидации политических партий в Российской Федерации. порядок формирования регионального парламента[16].

Порядок выборов в законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ определяется законами субъектов[17] и Федеральным законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»[18]

Федеральный конституционный закон «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации»[19] урегулировал очень значимый вопрос изменения субъектного состава Российской Федерации, а значит, и связанные с этим процессом вопросы формирования и деятельности парламентских органов государственной власти соответствующих субъектов Федерации. Кроме того, принятие федеральных законов об организации органов государственной власти субъектов Федерации не может исключать, подменять или полностью предопределять нормативные акты субъектов Российской Федерации по данному кругу вопросов.

Базовые положения, затрагивающие организацию и деятельность органов государственной власти субъектов РФ, конкретизируются в законодательстве отдельных регионов России. При этом конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации, отражая специфику региональных отношений, не должны противоречить федеральному законодательству. Кроме этого, вопросам организации и функционирования региональных органов законодательной власти посвящено значительное количество решений Конституционного Суда РФ.

В настоящее время на эффективности деятельности парламентских органов субъектов РФ и всей парламентской системы страны отрицательно сказываются значительные расхождения в нормативном закреплении названий, порядка формирования, организации работы и аппаратном обеспечении деятельности законодательных (представительных) органов власти субъектов РФ[20].

Таким образом, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ представляет собой выборный, постоянно действующий, высший и единственный орган законодательной власти субъекта Федерации. Наименование своих законодательных (представительных) органов государственной власти субъекты РФ выбирают сами. Наиболее распространенными названиями являются Законодательное Собрание и Дума. В основном в субъектах устанавливается однопалатная структура законодательных (представительных) органов государственной власти. Выборы проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Число депутатов устанавливается в зависимости от численности избирателей. Не менее 50% депутатов законодательного органа (а в двухпалатном органе - не менее 50% депутатов одной из палат) должны избираться по единому избирательному округу по пропорциональной избирательной системе. Срок полномочий депутатов региональных парламентов одного созыва устанавливается конституцией (уставом) субъекта Федерации и не может превышать пяти лет. Основы правового положения законодательного органа субъекта Российской Федерации закреплены, прежде всего, в Конституции РФ, а также Федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» . Данные нормативные акты составляют правовую базу, на основе которой, нормы конституций (уставов), законов субъектов РФ развивают и детализируют положения о структуре, полномочиях, организации и деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Непосредственно конституционно-правовой статус законодательного (представительного) органа государственной власти закрепляется в конституциях (уставах) субъектов Российской Федерации, наряду с которыми они принимают законы, определяющие те или иные вопросы организации и деятельности органов государственной власти в регионах. Развитие положений о правовом статусе законодательного (представительного) органа государственной власти осуществлено в ряде субъектов РФ в специальных законах о законодательном органе.

 

[1] Вороков Р.В. Конституционные основы правового статуса законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации // Юридический мир. 2008. № 10. С.142.

[2] См.: Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 02.05.2012) // «Собрание законодательства РФ», 18.10.1999, № 42, ст. 5005.

[3] См.: п. 2 ст. 4. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 02.05.2012) // «Собрание законодательства РФ», 18.10.1999, № 42, ст. 5005.

[4] Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 02.05.2012) // «Собрание законодательства РФ», 18.10.1999, № 42, ст. 5005.

[5] Там же.

[6] Федеральный закон «О внесении изменений в статью 4 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 05.04.2010 N 42-ФЗ в связи с установлением требований к числу депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 12.04.2010, N 15, ст. 1738.

[7] Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ (постатейный) (Зюзин С. Ю., Юдина А. Б., Карташова Ю. А., Подсумкова А. А.) (под ред. Н. И. Воробьева) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2011). С. 21.

[8] См. п. 4 ст. 4.: Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 02.05.2012) // «Собрание законодательства РФ», 18.10.1999, № 42, ст. 5005.

[9] См. ст. 35.: Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 16.10.2012) // «Собрание законодательства РФ», 17.06.2002, № 24, ст. 2253.

[10] См. п. 17 ст. 35.: Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 16.10.2012) // «Собрание законодательства РФ», 17.06.2002, № 24, ст. 2253.

[11] Конституция Республики Тыва (принята Референдумом Республики Тыва 6 мая 2001 г.) (с изменениями и дополнениями) // «Тувинская правда», 15.05.2001.

[12] Устав Свердловской области от 23.12.2010 № 105-ОЗ (ред. от 20.06.2012) (принят Областной Думой Законодательного Собрания Свердловской области 30.11.2010) // «Собрание законодательства Свердловской области», 01.02.2011, № 12 (2010), ст. 1914.

[13] См.: ч. 2 ст. 5. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 26.01.2009, № 4, ст. 445.

[14] Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 16.10.2012) // «Собрание законодательства РФ», 17.06.2002, № 24, ст. 2253.

[15] Например, Постановление Законодательного собрания Ленинградской области «О Регламенте Законодательного собрания Ленинградской области» от 23.04.2002 № 186 (ред. от 30.05.2012) // Приложение к журналу «Вестник Законодательного собрания Ленинградской области» № 3 (71), 2002.

[16] Федеральный закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ (ред. от 01.12.2012) «О политических партиях» // «Собрание законодательства РФ», 16.07.2001, № 29, ст. 2950.

[17] Например, Закон Республики Башкортостан «О Государственном Собрании - Курултае Республики Башкортостан» от 30.12.2002 № 448-з (ред. от 28.06.2012) (принят Законодательной Палатой Государственного Собрания - Курултая - РБ 19.12.2002) // «Республика Башкортостан», № 5(25237), 10.01.2003.

[18] Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 18.05.2005 № 51-ФЗ (ред. от 02.05.2012) // «Российская газета», № 108, 24.05.2005.

[19] См.: Федеральный конституционный закон «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. № 6-ФКЗ (ред. от 31.10.2005) // СЗ РФ. 2001. № 52 (1 ч.). Ст. 4916.

[20] См.: Дымберова Э.Д. Основные тенденции выборов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации на современном этапе // Конституционное и муниципальное право. 2008. № 3. С. 35.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (28.02.2017)
Просмотров: 472 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%