Согласно Положению о Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам налоговые органы должны действовать согласно Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Налоговому кодексу РФ, другим федеральным законам, указам и распоряжениям Президента Российской Федерации, постановлениям и распоряжениям Правительства Российской Федерации, а также настоящему Положению, и осуществлять свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В перечне нормативно-правовых актов не случайно на первом месте стоит Конституция Российской Федерации, так как нормы, которые в ней содержатся, регулируют налоговые отношения и имеют высшую юридическую силу, а также обладают прямым действием и применяются на всей территории Российской Федерации. В ст. ст.57, 71, 72, 75, 106 Конституции РФ указаны субъекты налогообложения и их гарантии, исключительная компетенция Российской Федерации и компетенция субъектов федерации в сфере налогового регулирования, называются органы налогового правотворчества и процедура принятия законов о налогообложении.
Конституционные нормы более детально закреплены в законах и подзаконных актах, регулирующих общественные отношения как в организации работы налоговых органов, так и в конкретных сферах налогообложения.
Налоговое законодательство можно разделить на две группы:
Первая будет включать в себя законы и подзаконные акты, которые определяют порядок формирования и задачи налоговых органов, их систему и структуру, компетенцию, права и обязанности налогоплательщиков, принципы налогообложения и т.д.
В состав второй группы входят законы о конкретных видах налогов с указанием субъектов и объектов налогообложения, ставок налогов и налоговых льгот, правил исчисления и порядка уплаты налогов, штрафов и иных санкций за нарушения законодательства.
В данной курсовой работе рассмотрим первую группу нормативно-правовых актов, вступавших в силу по мере развития налоговых правоотношений и необходимости их правового регулирования.
Закон РСФСР от 21 марта 1991 г. "О Государственной налоговой службе РСФСР" стал первым российским законом, определяющим задачи и структуру налоговых органов в условиях становления рынка, права и обязанности налоговых органов при осуществлении контроля за соблюдением налогового законодательства юридическими и физическими лицами.
Закон РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от 27.12.91 г. впервые законодательно закрепил понятие налога и налоговой системы. Целый ряд положений, которые носят принципиальный характер, были закреплены в отдельных нормах закона. Так, стали определены права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов, виды налогов.
Постановление Правительства РФ "Вопросы Министерства РФ по налогам и сборам" от 27.02.99 г. установило, что Министерство РФ по налогам и сборам является правопреемником Государственной налоговой службы РФ в отношении задач, функций, прав, обязанностей и иных вопросов деятельности Государственной налоговой службы РФ. Все вышеприведенные нормативно-правовые акты утратили свою юридическую силу, на смену им пришел Налоговый кодекс РФ. Он обладает особым значением, т.к. призван обеспечивать комплексный подход к решению насущных проблем налогового права, регулировать процесс налогообложения в соответствии с выбранными приоритетами и направлениями развития налоговой системы, гарантировать упорядоченную, единую, логически цельную и согласованную систему.
Изменения налоговой системы, согласно Налоговому кодексу, должны быть направлены на решение важнейших задач:
построение стабильной, понятной и единой в границах Российской Федерации налоговой системы, установление правовых механизмов взаимодействия всех ее элементов в рамках единого налогового правового пространства
развитие налогового федерализма при обеспечении доходов федерального, региональных и местных бюджетов закрепленными за ними и гарантированными налоговыми источниками
создание рациональной налоговой системы, обеспечивающей сбалансированность общегосударственных и частных интересов, содействующей развитию предпринимательства, активизации инвестиционной деятельности и наращиванию национального богатства России и благосостояния ее граждан; уменьшение числа налогов и снижение общего налогового бремени
формирование единой налоговой правовой базы; совершенствование системы ответственности за налоговые правонарушения; совершенствование налогового администрирования.
Еще одним элементом правовой основы деятельности налоговых органов выступают Указы Президента Российской Федерации. Указом Президента РФ № 1635 от 23.12.98 г. "О Министерстве РФ по налогам и сборам" Государственная налоговая служба была преобразована в Министерство РФ по налогам и сборам, в этом же указе обозначены четкие задачи данного органа. Так же как и Указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ по налогам и сборам являются элементом правовой основы деятельности налоговых органов. Постановлением Правительства РФ утверждено Положение о Министерстве РФ по налогам и сборам, в котором указаны задачи и структура налоговых органов, их основные и факультативные функции, права, обязанности и социальные гарантии сотрудников.
К правовым основам деятельности налоговых органов также относятся другие подзаконные акты. Их издает Министерство РФ по налогам и сборам, они содержат предписания, которые обязательны для своих подразделений: письма, приказы, инструкции и методические указания по вопросам, связанным с налогообложением и сборами.
Особо важную роль в формировании правовой базы деятельности налоговых органов играет правовая база субъектов РФ. Нормативные акты органов законодательной власти субъектов РФ, представительных органов местного самоуправления и органов государственных внебюджетных фондов являются источниками налогового законодательства. Система налогов, которые взимаются в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения в Российской Федерации установлены федеральным законом, поэтому вышеуказанные акты не должны противоречить общероссийскому налоговому законодательству, а также дополнять его.
Подзаконные акты местного характера по вопросам налогообложения издаются представительными органами и администрацией краев, областей, автономной области и автономных округов, а также городов и районов.
К ведомственным подзаконным актам можно отнести приказы, положения, инструкции и другие виды инструктивного материала, регулирующие отношения внутри налоговых органов. Данные отношения включают в себя:
вопросы развития организаций и деятельности всех подразделений
структуры и штатная численность специалистов
проблемы взаимодействия территориальных подразделений с другими правоохранительными органами
учет, контроль, анализ налоговой практики и т.д.
Внутриведомственные нормативные акты направлены на решение задач, которые стоят непосредственно перед налоговыми органами, и носят императивный характер, распространяя свое действие на сотрудников налоговых органов. Инструктивный материал может быть межведомственным, если подготовлен и издан за подписью руководителей двух и более министерств, комитетов, управлений. Правовые основы деятельности Министерства налоговой службы РФ не ограничиваются вышеуказанными актами. Перечень данных актов содержит несколько десятков наименований, изменения и дополнения в которые вносятся по мере перемены экономической и политической сферы общества. Важно отметить, что налоговое законодательство способствует не только полному и своевременному поступлению налогов и других обязательных платежей в бюджет, но и преодолению кризисов при переходе к рыночной экономике.
Таким образом, мы можем выделить несколько основных нормативно-правовых актов, регулирующих сферу налогообложения. К ним относятся:
Конституция Российской Федерации
федеральные конституционные законы
Налоговый кодекс РФ и другие федеральные законы
указы и распоряжения Президента РФ
постановления и распоряжения Правительства РФ
настоящее Положение
А также налоговые органы должны осуществлять свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
|