Кардинально структура налогообложения в России относительно прошлых лет не изменилась, так как доходы от налогов и пошлин, связанных с обложением нефти, газа и нефтепродуктов, несут в среднем около трети нагрузки от общей величины налоговых изъятий в ВВП. Таким образом, налогообложение нефтегазового сектора стабильно обеспечивает около трети совокупных доходов.
Стабильно высокий уровень налоговой нагрузки наблюдается по следующим налогам: НДФЛ, НДС, налогу на прибыль, акцизам.
Согласно данным МВФ, по сравнению с экономиками других стран налоговая нагрузка в экономике России больше, чем в странах БРИКС и Евразийского экономического союза (исключениями являются Бразилия и Беларусь, в которых показатель налоговой нагрузки выше, чем в России). Данный показатель свидетельствует о более низкой конкурентоспособности России в данном аспекте, чем в указанных странах. Именно по этой причине, а также из-за необходимости улучшения инвестиционного климата и создания условий для экономического роста, было принято решение не допускать увеличения налоговой нагрузки в стране в ближайшие годы. При случае также необходимо использовать все имеющиеся возможности для ее снижения (первоначально для малого бизнеса и новых инвестиционных проектов). Что касается налоговых условий ведения деятельности в сфере предпринимательства в России, то по данным DoingBusiness (2015), оценивающим условия ведения деятельности по итогам 2013 года, Российская Федерация занимает 62-ю позицию:
по агрегированному значению индикатора "Налогообложение" - 49-е место;
по индикатору "Регистрация предприятий" - 34-е место.
Когда по итогам 2012 года Россия соответственно занимала 92-е место в общем рейтинге, 56-е место ("Налогообложение") и 88-е место ("Регистрация предприятий").
Проанализировав принятые решения в области налоговой политики и последствия основных направлений, выделим несколько ключевых моментов.
Консолидированные группы налогоплательщиков в 2012-2014 годах. Изменения налогового законодательства, позволив создавать КГН, затронули интересы субъектов РФ, бюджет которых получал доходы от налога на прибыль, не соответствующие объективным показателям экономической активности на территории таких субъектов. В 2014 году были внесены изменения в законодательство о налогах и сборах, которые были направлены на замедление процесса создания новых и расширения действующих КГН в 2015 году. Принимая это решение, предполагалось, что в течение 2015 года будет проведен анализ их деятельности и эффективность влияния на доходы бюджетов, а также сформулирована дальнейшая стратегия в отношении этих группам. Изменения были внесены Федеральным законом от 24.11.2014 № 366‑ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Участники КГН, зарегистрированные в 2014 году договорами о создании, смогут уже применять особый порядок определения налогооблагаемой прибыли и исчисления налога на прибыль организаций, начиная с отчетных (налоговых) периодов 2016 года.
Налоговый маневр в нефтяном секторе. Последние несколько лет в России активно проводится реформа налогообложения в нефтяной сфере путем декларирования различных целей и совершения различных шагов в налоговой политике.
Так в основных направлениях налоговой политики в начале 2014 года прослеживалась комплексная модернизация отрасли, по итогам которой должно было стать выравнивание пошлин на темные нефтепродукты и нефть, что привело бы к уменьшению масштабов неэффективной нефтепереработки, к сожалению, к началу 2015 года данного эффекта получить не удастся.
Налоговый маневр 2014 года заключался в снижении предельной ставки экспортной пошлины на нефть с 59% в 2014 году до 30% в 2017 году при одновременном увеличении базовой ставки НДПИ на нефть с 493 руб. за тонну в 2014 году до 919 руб. в 2017 году. Также были увеличены ставки экспортных пошлин на нефтепродукты и снижены ставки акцизов на моторные топлива.
Освобождение от налога на имущество организаций движимого имущества. В 2012 году в Налоговый кодекс внесли изменения, касающиеся объектов обложения налогом на имущество. Теперь из данного списка были исключены объекты движимого имущества, которые были приняты на учет в качестве объектов основных средств с 1 января 2013 года. Данным нововведением планировалось оказать стимулирующее влияние для обновления оборудования без существенных потерь для бюджета и в скором времени перейти на налогообложение недвижимого имущества организаций по кадастровой стоимости, что в принципе исключит движимое имущество из-под налогообложения. На практике введенные новшества вывели из-под налогообложения не только старое оборудование, но и вновь принятое на учет в результате реорганизации, перепродажи и иной передачи между организациями, которая сопровождалась постановкой оборудований на учет.
Чтобы исправить данную ситуацию и предотвратить уклон от уплаты налога в 2014 году приняли норму, которая полностью исключила из объекта налогообложения основные фонды, относящиеся к первой и второй амортизационным группам. Данный аспект был прописан в Федеральном законе от 24.11.2014 N 366-ФЗ "О внесении изменений в ч.2 Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Освобождение другого движимого имущества, которое было принято на учет после 1 января 2013 года, от обложения налогом не допускалось, если такое принятие к учету производилось в результате реорганизации или ликвидации юридических лиц либо в результате передачи имущества между взаимозависимыми лицами.
Однако новые поправки вызвали проблемы: проведение реорганизации юридического лица в условиях действующего законодательства подвергает обложением налога даже то имущество, которое ранее правомерно освобождалось, а передача имущества от взаимозависимого лица не обязательно является признаком злоупотребления. Таким образом, необходимо дальнейшее прослеживание ситуации и с учетом обязательства по неповышению налоговой нагрузки разработка вариантов совершенствования данной нормы.
Налоговые расходы бюджетов бюджетной системы РФ. Анализ налоговых расходов - это количественный анализ всех ранее принятых решений в области налоговой политики в отношении предоставления налоговых льгот и преференций.
Ранее ставилась цель провести инвентаризацию всех имеющихся льгот по всем налогам и сборам. Согласно отчетности ФНС с 2011 по 2013 год сумма налоговых расходов увеличилась в 1,3 раза - с 1 491,5 млрд руб. до 1 930,5 млрд руб.
Таким образом, основные направления в изменении налогового законодательства затронули несколько моментов:
Консолидированные группы налогоплательщиков
Нефтяной сектор
Налог на имущество организаций движимого имущества
Налоговые расходы бюджетов бюджетной системы РФ
|