На любом историческом этапе правовые средства выполняют важнейшую задачу социального регулирования - охрану общества от наиболее опасных посягательств на его интересы. В современных условиях они не утрачивает своей важности и ключевой роли в противодействии преступности, в том числе и коррупции. Спустя века, но можно с уверенностью говорить, что в мире какими бы не были войны кровопролитными, но они заканчиваются войны, замиряются народы, но нет конца борьбе человечества с таким врагом как преступностью, где с дальнейшим развитием общества усиливаются позиции коррупции.
Отмечая опасность коррупции и на международном уровне, международные сообщества в связи с этим принимают соответствующие решения по противодействию коррупции, обязывая государства, прежде всего, участников международных форумов принимать неотложные меры по её противодействию. Присоединение России к конвенциям имеет последствия не только в части международных обязательств, но и в отношении развития российского законодательства, в котором должны быть закреплены основные положения конвенций.
В соответствии с п.4 ст.15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры в Российской Федерации являются составной частью её правовой системы. Это означает, что положения вступивших в силу конвенций имеют приоритет перед положениями российского законодательства и могут непосредственно использоваться в правоприменительной практике. Присоединение России к конвенциям имеет последствия не только в части международных обязательств, но и в отношении развития российского законодательства, в котором должны быть закреплены основные положения конвенций.
Учитывая нарастающий объем экономических, политических культурных контактов с Европейским Союзом, имеющих цель формирование "Большой Европы” без разделительных линий, восприятие европейских антикоррупционных стандартов, которые были выработаны, в том числе и в январе 1999 году на принятой Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию.
Данная Конвенция определила меры, которые должны быть приняты на национальном уровне и закреплены в законодательном порядке. К ним относятся такие противоправные действия, как: активный подкуп национальных публичных должностных лиц, пассивный подкуп национальных публичных должностных лиц, подкуп членов национальных публичных собраний, подкуп иностранных публичных должностных лиц, подкуп членов иностранных публичных собраний, активный подкуп в частном секторе, пассивный подкуп в частном секторе, подкуп должностных лиц международных организаций, подкуп членов международных парламентских собраний, подкуп судей и должностных лиц международных судов, злоупотребление влиянием в корыстных целях, отмывание доходов от преступлений, связанных с коррупцией, правонарушения в сфере бухгалтерского учета, соучастие.
31 октября 2003 года принята Конвенция "ООН против коррупции", которая является комплексным международным договором, препятствующим развитию и распространению коррупции во всех сферах жизнедеятельности. В данной Конвенции отмечено, что важным моментом в вопросах борьбы с коррупцией является то, что она уже не представляет собой не локальную проблему, а превратилась в транснациональное явление, которое затрагивает общество и экономику всех стран. Кроме того, Конвенцией предусматриваются составы преступлений, которые относятся к коррупционным. Конвенция была ратифицирована Россией федеральным законом от 08.03.06 № 40-ФЗ. Это обусловливает исключительное значение для международного сотрудничества в области предупреждения коррупции и борьбы с ней. Отмечены связи между коррупцией и другими формами преступности, в частности организованной преступностью и экономическими преступлениями, включая отмывание денежных средств. Особенно опасными являются факты коррупции, связанные с большими объемами активов, которые могут составлять значительную долю ресурсов государств, и ставящие под угрозу политическую стабильность и устойчивое развитие этих государств.
Поэтому Конвенция ООН против коррупции предусматривает арест, конфискацию имущества или иных доходов. Так, п.1. Ст.31. требует принимать максимально возможные меры в рамках внутренней правоохранительной системы, какие могут потребоваться для обеспечения возможности конфискации:
доходов от преступлений, признанных таковыми в соответствии с Конвенцией, или имущества, стоимость которого соответствует стоимости таких доходов;
имущества, оборудования и других средств, использовавшихся или предназначавшихся для использования при совершения преступлений, признанных таковыми в соответствии с Конвенцией.
Кроме того, Конвенцией предусматривается, что каждое государство-участник принимает такие меры, какие могут потребоваться для обеспечения возможности выявления, отслеживания, замораживания или ареста любого полученного от коррупционных действий с целью последующей конфискации.
Большое значение имеет закрепление в Конвенции ООН 2003 года нового положения о возвращение в страны происхождения активов, полученных в результате коррупции. Конвенция содержит необходимые механизмы по укреплению международного сотрудничества в целях обнаружения, конфискации и возвращения преступных активов, а также положения, направленные на предупреждение перевода средств незаконного происхождения, полученные от актов коррупции.
Наличие эффективных инструментов противодействия отмыванию доходов, а также процедур возвращения незаконных активов в страны происхождения может стать эффективным средством предупреждения коррупции.
Исходя из того, что обстановка, имеющая отношение к коррупции, постоянно обостряется как на уровне международном, так и на уровне национальном, для того, чтобы осуществлять противодействие коррупции в Российской Федерации используют различные нормативно правовые акты, как законодательные, так и нормативно-правовые акты иных видов. В качестве фундаментальных для противодействия коррупционным проявлениям приято рассматривать нормы, которые содержаться в Конституции Российской Федерации. В конкретном случае нужно вести речь о нормах, которые содержаться в статье 2 Конституции РФ, согласно которой, человек, а также его права и свободы представляют собой наивысшую ценностью. Исходя из положений данной статьи основного закона страны, можно предположить, что в качестве обязанности государства нужно рассматривать, прежде всего, соблюдение тех прав и свобод, которые дарованы каждому человеку, исходя из положений Конституции. Исходя из сказано, в процессах, связанных с осуществление правового противодействия коррупционным проявлениям, права и свободы человека в Российской Федерации затрагиваться, не могут.
Исходя из национального плана, который связан осуществлением противодействия коррупционным проявлениям, 25 декабря 2008 года был принят Федеральный закон № 273 - ФЗ "О противодействии коррупции". Данный нормативно-правовой акт устанавливает основные принципы, которые связаны с противодействием коррупции, а также в данном законе идет описание организационных и правовых основ, которые связаны с осуществлением основных мероприятий по предупреждению коррупции, а также борьбой с ней. Также в законе существуют положения, связанные с минимизацией и ликвидацией последствий, которые несут после себя коррупционные правонарушения.
Данным Законом предусматриваются основные меры по профилактике коррупции, направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции, определены обязанности государственных и муниципальных служащих представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.
В соответствии с принятым Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" были приняты и другие нормативно-правовые акты. Этими актами регулировались конкретные направления деятельности по предупреждению и пресечению коррупционных проявлений.
Так, в соответствии с законом "О противодействии коррупции", был издан Указ Президента от 18 мая 2009 года № 557 "Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей".
Вместе с тем принятый Указ Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 559 "О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера" определил и порядок предоставления таких сведений. В соответствии с утверждённым положением порядок представления гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы и федеральными государственными служащими определяет: представление сведений о полученных ими доходах, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера.
Принятие данных указов предусматривало обеспечить контроль над получением ежегодных доходов государственными служащими с целью предупреждения коррупционных проявлений в системе органов государственной власти.
Важным элементом в системе предупреждения фактов коррупции в органах власти является положение п.15 Указа Президента РФ от 18 мая 2009 г. N 559, которое констатирует, что непредставление или представление заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданин не может быть назначен на должность государственной службы, а государственный служащий освобождается от должности государственной службы или подвергается иным видам дисциплинарной ответственности.
Наряду с требованиями о предоставлении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в целях дальнейшего совершенствования правовых мер противодействия коррупции предусматривается проверка достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими. Эти требования были закреплены в положениях Указа Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 года N 1065 "О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению". Кроме того, данным Указом предусматривается создание в пределах установленной численности этих органов подразделения кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушении (определить должностных лиц кадровых служб, ответственных за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений), возложив на них следующие функции:
а) обеспечение соблюдения федеральными государственными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами (далее - требования к служебному поведению);
б) принятие мер по выявлению и устранению причин и условий, способствующих возникновению конфликта интересов на государственной службе;
в) обеспечение деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов;
г) оказание федеральным государственным служащим консультативной помощи по вопросам, связанным с применением на практике требований к служебному поведению и общих принципов служебного поведения государственных служащих, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. N 885 и Указом Президента Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 814, заключающиеся в добросовестном исполнении своих служебных обязанностей и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы государственных органов; осуществлять свою деятельность в пределах полномочий соответствующего государственного органа; не оказывать предпочтение каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимым от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций; исключить действия, связанные с влиянием каких либо личных, имущественных и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей; соблюдать установленные федеральными законами, запреты и ограничения, связанные с прохождением государственной службы; принимать предусмотренные Российским законодательством меры по недопущению возникновения конфликтов интересов и урегулированию возникших конфликтов интересов; не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, организаций, должностных лиц, государственных служащих и граждан при решении вопросов личного характера и другие. Указанные требования к служебному поведению государственных служащих имеют антикоррупционную направленность.
Также предусматривается уведомление представителя нанимателя (работодателя), органов прокуратуры Российской Федерации, иных федеральных государственных органов о фактах совершения федеральными государственными служащими, государственными служащими субъектов Российской Федерации или муниципальными служащими коррупционных правонарушений, непредставления ими сведений либо представления недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;
д) обеспечение реализации федеральными государственными служащими обязанности уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры Российской Федерации, иные федеральные государственные органы обо всех случаях обращения к ним каких-либо лиц в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений;
е) организация правового просвещения федеральных государственных служащих;
ж) проведение служебных проверок;
з) обеспечение проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, проверки соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, а также проверки соблюдения гражданами, замещавшими должности федеральной государственной службы, ограничений в случае заключения ими трудового договора после ухода с федеральной государственной службы;
и) подготовка указанными подразделениями кадровых служб (их должностными лицами) в соответствии с их компетенцией проектов нормативных правовых актов о противодействии коррупции;
к) взаимодействие с правоохранительными органами в установленной сфере деятельности.
Одновременно рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления руководствоваться настоящим Указом при разработке и утверждении положений о проверке достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и муниципальной службы, государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации и муниципальными служащими, сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение указанных должностей, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также о проверке соблюдения государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации и муниципальными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей и соблюдения требований к служебному поведению, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", другими федеральными законами, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Настоящим Указом также определяется порядок осуществления проверки:
а) достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе, обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с Указом Президента РФ от 18.05.2009 года № 559 "О представлении гражданами, претендующими на замещение должности федеральной государственной службы и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера";
б) достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами при поступлении на федеральную государственную службу в соответствии с нормативными правовыми актами РФ;
в) соблюдении государственными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 года № 273-фз "О противодействии коррупции".
Данная проверка осуществляется по решению Руководителя Администрации Президента РФ, Председателя Президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции, Зам. Председателя Правительства РФ, члена Президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции, руководителя федерального государственного органа, территориального федерального государственного органа или должностного лица, которому такие полномочия предоставлены.
Решения принимаются отдельно в отношении каждого гражданина или государственного служащего в письменной форме.
Необходимость принятия Национальной стратегии противодействия коррупции, представляет собой постоянно совершенствуемую систему мер организационного, экономического, правового, информационного и кадрового характера, учитывающей федеративное устройство Российской Федерации, охватывающей федеральный, региональный и муниципальный уровни, направленной на устранение коренных причин коррупции в обществе.
Национальная стратегия противодействия коррупции разработана:
а) исходя из анализа ситуации, связанной с различными проявлениями коррупции в Российской Федерации;
б) на основании общей оценки эффективности существующей системы мер по противодействию коррупции;
в) с учетом мер по предупреждению коррупции и по борьбе с ней, предусмотренных Конвенцией Организации Объединенных Наций против коррупции, Конвенцией об уголовной ответственности за коррупцию и другими международными правовыми документами по противодействию коррупции, участником которых является Российская Федерация.
Основными принципами Национальной стратегии противодействия коррупции являются:
а) признание коррупции одной из системных угроз безопасности Российской Федерации;
б) использование в противодействии коррупции системы мер, включающей в себя меры по предупреждению коррупции, по уголовному преследованию лиц, совершивших коррупционные преступления, и по минимизации или ликвидации последствий коррупционных деяний, при ведущей роли на современном этапе мер по предупреждению коррупции;
в) стабильность основных элементов системы мер по противодействию коррупции, закрепленных в Федеральном законе от 25 декабря 2008г. №273-ФЗ "О противодействии коррупции";
г) конкретизация антикоррупционных положений федеральных законов, Национальной стратегии противодействия коррупции, национального плана противодействия коррупции на соответствующий период в правовых актах федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и в муниципальных правовых актах.
Федеральный закон "О противодействии коррупции" устанавливает как правые основы, так и организационные основы, которые связаны с предупреждением коррупционных проявлений, а также с борьбой с ними, а также с минимизацией и ликвидацией тех последствий, которые явились следствием коррупционных правонарушений.
Отражение организационных основ, связанных с противодействием коррупции, имеет место в пятой статье закона "О противодействии коррупции". Согласно положениям данной статьи:
Президентом Российской Федерации определяются основные направления, которые связаны с политикой государства в области, связанной с противодействием коррупции.
Такие направления изложены в Указе Президента РФ от 13 апреля 2010 года № 460 "О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы", которые определяются целью Национальной стратегии противодействия коррупции, направленной на искоренение причин и условий, порождающих коррупцию в российском обществе.
Вместе с тем для достижения цели Национальной стратегии противодействия коррупции последовательно решаются следующие задачи:
а) формирование соответствующих потребностям времени законодательных и организационных основ противодействия коррупции;
б) организация исполнения законодательных актов и управленческих решений в области противодействия коррупции, создание условий, затрудняющих возможность коррупционного поведения и обеспечивающих снижение уровня коррупции;
в) обеспечение выполнения членами общества норм антикоррупционного поведения, включая применение в необходимых случаях мер принуждения в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.
С учётом стоящих задач по противодействию коррупции Национальная стратегия противодействия коррупции реализуется по следующим основным направлениям:
а) обеспечение участия институтов гражданского общества в противодействии коррупции;
б) повышение эффективности деятельности федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию коррупции;
в) внедрение в деятельность федеральных органов государственной власти, иных государственных органов инновационных технологий, повышающих объективность и обеспечивающих прозрачность при принятии законодательных (нормативных правовых) актов Российской Федерации, муниципальных правовых актов и управленческих решений;
г) совершенствование системы учета государственного имущества и оценки эффективности его использования;
д) устранение коррупционно-генных факторов, препятствующих созданию благоприятных условий для привлечения инвестиций;
е) совершенствование условий, процедур и механизмов государственных и муниципальных закупок, в том числе путем расширения практики проведения открытых аукционов в электронной форме, а также создание комплексной федеральной контрактной системы, обеспечивающей соответствие показателей и итогов выполнения государственных контрактов первоначально заложенным в них параметрам и утвержденным показателям соответствующего бюджета;
ж) расширение системы правового просвещения населения;
з) модернизация гражданского законодательства;
и) дальнейшее развитие правовой основы противодействия коррупции;
к) повышение значимости комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов;
л) совершенствование работы подразделений кадровых служб федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов по профилактике коррупционных и других правонарушений;
м) периодическое исследование состояния коррупции и эффективности мер, принимаемых по ее предупреждению и по борьбе с ней как в стране в целом, так и в отдельных регионах;
н) совершенствование правоприменительной практики правоохранительных органов и судов по делам, связанным с коррупцией;
о) повышение эффективности исполнения судебных решений;
п) повышение денежного содержания и пенсионного обеспечения государственных и муниципальных служащих;
р) распространение ограничений, запретов и обязанностей, установленных законодательными актами Российской Федерации в целях предупреждения коррупции, на лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, включая высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации и муниципальные должности;
с) повышение качества профессиональной подготовки специалистов в сфере организации противодействия и непосредственного противодействия коррупции.
Президентом устанавливается компетенция, которая относится к федеральным органам исполнительной власти, которым он руководит в области, которая связана с противодействием коррупции.
В принятом Указе Президента Российской Федерации от 13 марта 2012 года № 297 "О национальном плане противодействия коррупции на 2012-2013 годы и внесение изменений в некоторые акты Президента РФ по вопросам противодействия коррупции" отражено:
внести до 1 июля 2012 г. в планы по противодействию коррупции соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов изменения, направленные на достижение конкретных результатов, обеспечив контроль за выполнением мероприятий, предусмотренных планами.
Органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления:
активизировать деятельность советов по противодействию коррупции;
усилить работу подразделений кадровых служб указанных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений.
Также предлагается продолжить работу по формированию в обществе нетерпимого отношения к коррупционному поведению.
В этих целях предлагается провести работу по выявлению случаев возникновения конфликта интересов, одной из сторон которого являются лица, замещающие государственные должности Российской Федерации либо должности, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации. Одновременно требуется принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.
Федеральным собранием Российской Федерации обеспечивается разработка и принятие таких федеральных законов, которые имеют отношение к вопросам, связанным с противодействием коррупции. Также за Федеральным Собранием закрепляются задачи, связанные с контролем за деятельностью органов исполнительной власти, исходя из уровня компетенции Федерального Собрания.
Правительством Российской Федерации осуществляется распределение функций среди федеральных органов исполнительной власти, которые связаны с противодействием коррупции, которыми оно руководит.
Федеральными органами государственной власти, органами государственной власти, которые относятся к субъектам России, а также органами, относящимися к местному самоуправлению осуществляются мероприятия связанные с противодействием коррупции исходя из тех полномочий, которыми они наделены.
В целях обеспечения координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по реализации государственной политики в области противодействия коррупции по решению Президента Российской Федерации могут формироваться органы в составе представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных лиц (далее - органы по координации деятельности в области противодействия коррупции). Для исполнения решений органов по координации деятельности в области противодействия коррупции могут подготавливаться проекты указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации, проекты постановлений, распоряжений и поручений Правительства Российской Федерации, которые в установленном порядке представляются на рассмотрение соответственно Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также издаваться акты (совместные акты) федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представители которых входят в состав соответствующего органа по координации деятельности в области противодействия коррупции. При получении данных о совершении коррупционных правонарушений органы по координации деятельности в области противодействия коррупции передают их в соответствующие государственные органы, уполномоченные проводить проверку таких данных и принимать по итогам проверки решения в установленном законом порядке.
Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.
Счетная палата Российской Федерации в пределах своих полномочий обеспечивает противодействие коррупции в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 41-ФЗ (ред. от 27.10.2015)"О Счетной палате Российской Федерации".
Важным нормативным правовым актом, направленным на противодействие коррупции является Указ Президента Российской Федерации "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" № 601 от 7 мая 2012 года, которым предписывается до 1 декабря 2012 г. представить в установленном порядке предложения:
по корректировке перечней должностей федеральной государственной службы и должностей в государственных корпорациях, замещение которых связано с коррупционными рисками;
по установлению дополнительных требований о раскрытии лицами, замещающими указанные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также иной информации, позволяющей оценивать соблюдение установленных законодательством Российской Федерации ограничений в отношении федеральных государственных служащих, замещающих данные должности, в том числе после увольнения с государственной службы;
по внедрению системы мониторинга исполнения должностных обязанностей федеральными государственными служащими и работниками государственных корпораций, деятельность которых связана с коррупционными рисками. [1]
Анализ принимаемых нормативных правовых актов по вопросам противодействия коррупции показывает, что роль подразделений кадровых служб федеральных органов власти по профилактике коррупционных и иных правонарушений постоянно увеличивается.
Исходя из сказанного выше, можно сделать следующий вывод.
Исходя из того, что обстановка, имеющая отношение к коррупции, постоянно обостряется как на уровне международном, так и на уровне национальном, для того, чтобы осуществлять противодействие коррупции в Российской Федерации используют различные нормативно правовые акты, как законодательные, так и нормативно-правовые акты иных видов. В качестве фундаментальных для противодействия коррупционным проявлениям приято рассматривать нормы, которые содержаться в Конституции Российской Федерации. В конкретном случае нужно вести речь о нормах, которые содержаться в статье 2 Конституции РФ, согласно которой, человек, а также его права и свободы представляют собой наивысшую ценностью. Исходя из положений данной статьи основного закона страны, можно предположить, что в качестве обязанности государства нужно рассматривать, прежде всего, соблюдение тех прав и свобод, которые дарованы каждому человеку, исходя из положений Конституции. Исходя из сказано, в процессах, связанных с осуществление правового противодействия коррупционным проявлениям, права и свободы человека в Российской Федерации затрагиваться, не могут.
Исходя из национального плана, который связан осуществлением противодействия коррупционным проявлениям, 25 декабря 2008 года был принят Федеральный закон № 273 - ФЗ "О противодействии коррупции". Данный нормативно-правовой акт устанавливает основные принципы, которые связаны с противодействием коррупции, а также в данном законе идет описание организационных и правовых основ, которые связаны с осуществлением основных мероприятий по предупреждению коррупции, а также борьбой с ней. Также в законе существуют положения, связанные с минимизацией и ликвидацией последствий, которые несут после себя коррупционные правонарушения.
Федеральный закон "О противодействии коррупции" устанавливает как правые основы, так и организационные основы, которые связаны с предупреждением коррупционных проявлений, а также с борьбой с ними, а также с минимизацией и ликвидацией тех последствий, которые явились следствием коррупционных правонарушений.
Отражение организационных основ, связанных с противодействием коррупции, имеет место в пятой статье закона "О противодействии коррупции". Согласно положениям данной статьи:
Президентом Российской Федерации определяются основные направления, которые связаны с политикой государства в области, связанной с противодействием коррупции.
Федеральным собранием Российской Федерации обеспечивается разработка и принятие таких федеральных законов, которые имеют отношение к вопросам, связанным с противодействием коррупции. Также за Федеральным Собранием закрепляются задачи, связанные с контролем за деятельностью органов исполнительной власти, исходя из уровня компетенции Федерального Собрания.
Правительством Российской Федерации осуществляется распределение функций среди федеральных органов исполнительной власти, которые связаны с противодействием коррупции, которыми оно руководит.
Федеральными органами государственной власти, органами государственной власти, которые относятся к субъектам России, а также органами, относящимися к местному самоуправлению осуществляются мероприятия связанные с противодействием коррупции исходя из тех полномочий, которыми они наделены.
[1] Указ Президента РФ от 07. 05.2012 N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления"
|