Противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Можно выделить следующие принципы, на которых основано противодействий коррупционным проявлениям в Российской Федерации:
принцип, связанный с признанием, обеспечением и защитой тех прав и свобод человека и гражданина, которые являются основными;
принцип законности;
принцип публичности и открытости функционирования органов государственной власти, а также государственных органов, относящихся к местному самоуправлению;
принцип неотвратимости несения ответственности за факт совершения правонарушений, которые связаны с коррупционными проявлениям;
принцип комплексного использования мер, которые могут быть политическими, организационными, информационно-пропагандистскими; социально-экономическими, правовыми, специальными и иными;
принцип приоритетности применения тех мер, которые связаны с предупреждением коррупции;
принцип сотрудничества государства и институтов гражданского общества, а также международных организаций и физических лиц.
Основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции являются:
проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции;
принятие законодательных, административных и иных мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих, а также граждан к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению;
совершенствование системы и структуры государственных органов, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью;
введение антикоррупционных стандартов, то есть установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области;
обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
обеспечение независимости средств массовой информации;
совершенствование организации деятельности правоохранительных и контролирующих органов по противодействию коррупции;
совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи), а также порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения;
укрепление международного сотрудничества и развитие эффективных форм сотрудничества с правоохранительными органами и со специальными службами, с подразделениями финансовой разведки и другими компетентными органами иностранных государств и международными организациями в области противодействия коррупции и розыска, конфискации и репатриации имущества, полученного коррупционным путем и находящегося за рубежом;
усиление контроля за решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан и юридических лиц;
передача части функций государственных органов саморегулируемым организациям, а также иным негосударственным организациям;
оптимизация и конкретизация полномочий государственных органов и их работников, которые должны быть отражены в административных и должностных регламентах
Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Физическое лицо, совершившее коррупционное правонарушение, по решению суда может быть лишено в соответствии с законодательством Российской Федерации права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы.
В случае, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Применение за коррупционное правонарушение мер ответственности к юридическому лицу не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к уголовной или иной ответственности за коррупционное правонарушение физического лица не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение юридическое лицо.
Данные положения распространяются на иностранные юридические лица в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Таким образом, можно сказать, что можно выделить следующие принципы, на которых основано противодействий коррупционным проявлениям в Российской Федерации:
принцип, связанный с признанием, обеспечением и защитой тех прав и свобод человека и гражданина, которые являются основными;
принцип законности;
принцип публичности и открытости функционирования органов государственной власти, а также государственных органов, относящихся к местному самоуправлению;
принцип неотвратимости несения ответственности за факт совершения правонарушений, которые связаны с коррупционными проявлениям;
принцип комплексного использования мер, которые могут быть политическими, организационными, информационно-пропагандистскими; социально-экономическими, правовыми, специальными и иными;
принцип приоритетности применения тех мер, которые связаны с предупреждением коррупции;
принцип сотрудничества государства и институтов гражданского общества, а также международных организаций и физических лиц.
|