Выделяя государство, как важнейший элемент политической системы, необходимо обратить внимание на то, что «на любом этапе развития общества государство выступает как самая массовая организация. Оно стремится объединить вокруг себя самые различные слои населения.»[1]
В Конституции Российской Федерации государство представлено как организация для народа «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.»[2]
«Ни одну из стоящих перед государством задач нельзя успешно решить «без обеспечения прав и свобод граждан, без эффективной организации самого государства, без развития демократии и гражданского общества.»[3]
Проблемы соотношения государства и общества всегда находились в поле зрения теоретиков государства и права и отчасти других общественных наук и практиков. Однако «в настоящее время в связи с развитием теории правового государства и гражданского общества их актуальность и социальная значимость резко возрастают.»[4]
В силу этого важным представляется определение круга общезначимых принципов и положений, на которых должны строиться взаимоотношения правового государства и гражданского общества.
По мнению Керимова, одно из положений – это «первичный характер общества и вторичный - государства.
В теоретическом и практическом плане первичность общества и вторичность государства означает прежде всего, что общество всегда имеет приоритет перед государством уже в силу природы возникновения: государство создается на базе общества, вырастает из общества и изначально обусловливается характером общества, а не наоборот.»[5]
Необходимо отметить, что «формирование гражданского общества, а не его основы –правового государства, так же как и изначальное формирование традиционного общества и государства – это весьма противоречивый, сложный и к тому же весьма длительный процесс, требующий взаимных усилий как со стороны самого общества, так и государства.»[6]
Попытки же искусственного форсирования данного процесса, как показывает «опыт искусственного формирования политических партий и некоторых других элементов гражданского общества, к позитивному, стабильному, а главное, к перспективному и стратегически важному для будущего российского государства и общества результату не приведут.»[7]
Таким образом, любой искусственно созданный институт, никогда не сможет заменить реальный выросший из глубин самого общества жизнеспособный институт. Первоначально формируется гражданское общество, а затем на его основе – правовое государство. Причем это не означает, что государство занимает пассивную позицию, не участвуя в данном процессе.
Государство всегда было достаточно активным по отношению к обществу, ведь государство - важнейший элемент политической системы.
Президент Российской Федерации В.В. Путин отмечал, «что авторитет государства должен основываться не на вседозволенности и попустительстве, а на способности принимать справедливые законы и твердо добиваться их исполнения.» [8]
«Правовое государство и гражданское общество (каждое само по себе) представляют относительно автономную систему, в правовом отношении служат как бы подсистемами общей и единой правовой системы. Последняя выступает также определенным опосредующим звеном их взаимосвязи и взаимодействия, являясь одновременно их продуктом при формировании и фактором их надлежащего существования и развития в правовых содержании и форме.
Гражданское общество - это преимущественные пространство, среда, объект, сфера правового регулирования естественного и частного права как правовых подсистем общей и единой правовой системы. В правовом государстве преобладают подсистемы позитивного и публичного права. Конечно, такое разделение представляет что-то вроде общей тенденции и имеет изрядную долю относительности. Гражданское общество не может игнорировать позитивное и публичное право - правовые законы, издаваемые государством, тем более что оно делегирует в законодательные органы своих представителей, которые принимают участие и в издании законов частного права.
Гражданское общество как своеобразная сложная общественная система с многообразными институтами регулируется особой системой права, входящей в общую правовую систему. Их прямые, обратные и опосредованные связи создают обоюдоплодотворное взаимодействие. Синтез правовой системы и гражданского общества является условием и одним из главных факторов гражданских прав и демократических свобод. Право выступает мерой свободы, правовая система есть общий правокультурный феномен, гражданское общество представляет социально-экономическую, политическую и правовую ценность.»[9]
[1] Мелехин А.В. Теория государства и права : учебник с учебно-методическими материалами (второе дополненное и переработанное издание). – М.: 2009. С. 51
[2] Конституция Российской Федерации.Официальное издание. М.: Юрид.лит.,2009. С.4
[3] Путин В.В. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации. //Российская газета. 2006. 11 мая. С.9
[4] Керимов А.Д. Современное государство: вопросы теории. М.: Норма, 2008. С.8
[5] Керимов А.Д. Современное государство: вопросы теории. М.: Норма, 2008. С.9
[6] Баймаханов М.Т. Избранные труды по теории государства и права. Алматы, 2003. С.332
[7] Мордовцев А.Ю., Яхонтова Т.В. Гражданское общество и социально правовая политика в современной России: теоретико-методологический анализ // Научные труды Российской академии юридических наук. Вып. 5. Т. 1. М., 2005. С.186
[8] Путин В.В. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации. //Российская газета. 2006. 11 мая. С. 10
[9]Аюпова З.К., Кусаинов Д.У. Гражданское общество и правовое государство //Гражданское общество в России и за рубежом, 2015, № 2. С.12
|