Исполнительная власть в лице своих органов занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодательством. В то же время, выполняя свое назначение, исполнительная власть осуществляет и распорядительные функции путем принятия подзаконных актов и осуществления организаторских действий[1].
Исполнительная власть в субъектах РФ – это часть единой государственной власти Российской Федерации. Органы исполнительной власти имеют приоритетное значение в триаде ветвей власти, что обусловливает их ведущую роль в управлении наиболее важными процессами в государстве и регионе. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.
В субъекте Российской Федерации устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ четко установил систему органов государственной власти регионов, которую составляют:
законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ;
высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ;
иные органы государственной власти, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ[2].
Например, в систему органов исполнительной власти Республики Татарстан во главе с Президентом Республики Татарстан входят:
Кабинет Министров Республики Татарстан - Правительство Республики;
министерства, государственные комитеты Республики Татарстан;
республиканские агентства, службы, инспекции, центры, палаты, департаменты, комитеты, главные управления, управления, комиссии и иные органы исполнительной власти Республики Татарстан (ведомства Республики Татарстан);
представительства Республики Татарстан[3].
Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ является постоянно действующим органом исполнительной власти субъекта РФ. Понятие «постоянно действующий» означает, что высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ должен осуществлять свою деятельность постоянно и непрерывно. Исполнительная власть субъекта РФ применяет нормы законодательства РФ и субъекта РФ в целях организации жизнедеятельности региона.
Наименование высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, его структура, порядок его формирования устанавливаются конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта Российской Федерации[4].
В большинстве субъектов РФ таким органом выступает Правительство, в ряде краев, областей - администрация. Исключение составляют, например, Кабинет Министров Чувашской Республики[5], Республики Адыгея[6]; Кабинет Министров Республики Татарстан - Правительство Республики Татарстан[7].
Высший исполнительный орган формируется законодательством соответствующего субъекта РФ.
Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации формирует высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, которое уже является руководителем этого высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Так в частности, Правительство Республики Башкортостан формируется Президентом Республики Башкортостан[8]. При этом законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации может принимать участие в формировании высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в утверждении или согласовании назначения на должность отдельных должностных лиц высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также в согласовании назначения на должность руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.
Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации подотчетен, прежде всего, высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации. В то же время законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе выразить недоверие руководителям органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в назначении которых на должность он принимал участие[9].
Структура исполнительных органов государственной власти субъекта РФ включает перечень конкретных органов, входящих в систему органов исполнительной власти и обеспечивающих реализацию высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ возложенных на него задач и полномочий. Структура исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации определяется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации[10]. Например, Президент Республики Башкортостан Рустэм Хамитов сформировал новую структуру исполнительных органов государственной власти РБ. Теперь в республике 13 министерств РБ, 5 государственных комитетов, 4 агентств, 5 управлений и 3 инспекций[11].
Министерство Республики Башкортостан является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции отраслевое управление процессами экономического и социального развития[12]. Среди них:
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан;
Министерство здравоохранения Республики Башкортостан;
Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан;
Министерство культуры Республики Башкортостан;
Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан;
Министерство молодежной политики и спорта Республики Башкортостан;
Министерство образования Республики Башкортостан;
Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан;
Министерство промышленности и инновационной политики Республики Башкортостан;
Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан;
Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан;
Министерство финансов Республики Башкортостан;
Министерство экономического развития Республики Башкортостан.
Государственный комитет Республики Башкортостан является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к его ведению, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности[13]. В настоящий момент действуют следующие госкомитеты РБ:
Государственный комитет Республики Башкортостан по размещению государственных заказов;
Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре;
Государственный комитет Республики Башкортостан по тарифам;
Государственный комитет Республики Башкортостан по торговле и защите прав потребителей;
Государственный комитет Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству[14].
Ведомство Республики Башкортостан (комитет, управление, комиссия и инспекция) является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности и в пределах своей компетенции специальные исполнительные, контрольные, разрешительные или надзорные функции[15]. Это:
Агентство по печати и средствам массовой информации Республики Башкортостан;
Агентство по территориальному развитию Республики Башкортостан;
Агентство по туризму Республики Башкортостан;
Агентство по информационным технологиям Республики Башкортостан;
Управление ветеринарии Республики Башкортостан;
Управление по делам архивов Республики Башкортостан;
Управление записи актов гражданского состояния Республики Башкортостан;
Управление по контролю и надзору в сфере образования Республики Башкортостан;
Управление Республики Башкортостан по организации деятельности мировых судей и ведению регистров правовых актов;
Государственная жилищная инспекция Республики Башкортостан;
Государственная инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Республики Башкортостан;
Инспекция государственного строительного надзора Республики Башкортостан[16].
Правительство Республики Башкортостан координирует деятельность министерств, государственных комитетов и других органов исполнительной власти Республики Башкортостан. Задачи, компетенция, структура, организация деятельности республиканского органа исполнительной власти определяются положением об этом органе. Министерство, государственный комитет, ведомство возглавляют соответственно министр, председатель государственного комитета, руководитель ведомства, назначаемые на должность и освобождаемые от должности Президентом Республики Башкортостан по представлению Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан.
Министры, председатели государственных комитетов и руководители ведомств Республики Башкортостан, а так же Премьер-министр Правительства РБ, заместители Премьер-министра Правительства РБ образуют состав Правительства РБ.
Подводя итоги, можно сказать, что органы исполнительной власти занимаются непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодательством и осуществляет распорядительные функции путем принятия подзаконных актов и осуществления организаторских действий. Структура исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации определяется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации формирует высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации. Наименование высшего исполнительного органа определяется субъектом РФ самостоятельно. Например, высшим исполнительным органом субъекта РФ может являться правительство, администрация, кабинет министров, коллегия администрации субъекта РФ. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации формирует высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации. В республике Башкортостан 13 министерств РБ, 5 государственных комитетов, 4 агентств, 5 управлений и 3 инспекции.
[1] Кулапов В.Л. Теория государства и права: учебник / В.Л.Кулапов, А.В.Малько. – М.: Норма, 2009. С. 169.
[2] См.: Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 02.05.2012) // «Собрание законодательства РФ», 18.10.1999, № 42, ст. 5005.
[3] Закон Республики Татарстан «Об исполнительных органах государственной власти Республики Татарстан» от 06.04.2005 № 64-ЗРТ (ред. от 14.07.2012) // «Республика Татарстан», № 69-70, 07.04.2005.
[4] См.: п. 3 ст. 20. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 02.05.2012) // «Собрание законодательства РФ», 18.10.1999, № 42, ст. 5005.
[5] См.: ст. 87. Конституция Чувашской Республики (ред. от 02.10.2012) (принята ГС ЧР 30.11.2000) // "Республика", № 52, 09.12.2000.
[6] См.: ст. 84. Конституция Республики Адыгея от 10.03.1995 (ред. от 06.06.2012) (принята сессией ЗС (Хасэ) - Парламента РА 10.03.1995) // «Ведомости ЗС (Хасэ) - Парламента РА», № 16, март, 1995.
[7] См.: ст.88. Конституция Республики Татарстан от 06.11.1992 (ред. от 22.06.2012) // «Республика Татарстан», № 87-88, 30.04.2002.
[8] Закон Республики Башкортостан «О Правительстве Республики Башкортостан» от 14.03.2003 № 474-з (ред. от 22.09.2012) // «Республика Башкортостан», № 54(25286), 19.03.2003.
[9] Беспалый, И.Т., Полянский, В.В. Государственное право Российской Федерации: учебное пособие; изд.3-е, перераб. // И.Т. Беспалый, В.В. Полянский ; Федеральное агентство по образованию.: Самара: Изд-во «Самарский университет», 2008. С. 509.
[10] См.: п. 4 ст. 17. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 02.05.2012) // «Собрание законодательства РФ», 18.10.1999, № 42, ст. 5005.
[11] Указ Президента РБ от 24.10.2012 № УП-407 «О мерах по совершенствованию структуры исполнительных органов государственной власти Республики Башкортостан» (вместе со «Структурой исполнительных органов государственной власти Республики Башкортостан») от 24.10.2012 № УП-407 // «Ведомости Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан», 12.11.2012, № 32(398), ст. 1470.
[12] Закона Республики Башкортостан «О республиканских органах исполнительной власти» от 13.03.2003 № 472-з (ред. от 23.03.2011) // «Республика Башкортостан», 18.03.2003. № 53 (25285), ст. 25.
[13] Закона Республики Башкортостан «О республиканских органах исполнительной власти» от 13.03.2003 № 472-з (ред. от 23.03.2011) // «Республика Башкортостан», 18.03.2003. № 53 (25285), ст. 25.
[14] Указ Президента РБ «О мерах по совершенствованию структуры исполнительных органов государственной власти Республики Башкортостан» (вместе со «Структурой исполнительных органов государственной власти Республики Башкортостан») от 24.10.2012 № УП-407 // «Ведомости Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан», 12.11.2012, № 32(398), ст. 1470.
[15] Закона Республики Башкортостан «О республиканских органах исполнительной власти» от 13.03.2003 № 472-з (ред. от 23.03.2011) // «Республика Башкортостан», 18.03.2003. № 53 (25285), ст. 25.
[16] Указ Президента РБ «О мерах по совершенствованию структуры исполнительных органов государственной власти Республики Башкортостан» (вместе со «Структурой исполнительных органов государственной власти Республики Башкортостан») от 24.10.2012 № УП-407 // «Ведомости Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан», 12.11.2012, № 32(398), ст. 1470.
|