Существующим в России органам дознания в структуре Министерства Внутренних Дел, в частности полиции, принадлежит верховное значение в решении задач по раскрытию, расследованию и предупреждению правонарушений. Органы полиции осуществляют большую часть действий, направленных на проверку, рассмотрение и разрешение сообщений и заявлений физических и юридических лиц о готовящихся, совершаемых и совершенных правонарушениях. В раскрытии и расследовании, а так же предупреждении уголовных дел, где производство предварительного следствия, не является обязательным органы полиции, также имеют главенствующее положение. Согласно данным статистических исследований в 2013 году органами дознания в системе МВД России расследовано около 3455714 преступлений, что составляет 73,6% от общего числа зарегистрированных преступлений.
Но так же роль органов дознания является довольно высокой и в расследовании уголовных дел, производство предварительного следствия которых является обязательным. Уголовные дела, которые подследственные следователям различных ведомств в своем подавляющем количестве, являются более сложными, чем производство, которое отнесено к производству органами дознания, поэтому помощь полиции в производстве следственных действий и оперативных мероприятий, которые сопровождают уголовное расследование в большинстве случаев становится неоценимой.
Прежде чем перейти к понятию и рассмотреть процессуальный статус органов дознания в системе МВД России необходимо разобраться в том, что же представляет собой такая категория как «дознание».
Исходя из толкового словаря русского языка составленного С.И. Ожеговым: «Дознанием, является предварительное административное расследование». Данное понимание этого определения в словаре определено самим зарождением дознания. В Имперской России функции дознания, как правило, относящиеся к полиции, связывались с осуществлением первостепенных действий по обнаружению признаков преступления и розыска лиц их совершивших, в том числе и негласно[1]. Уничтожение дореволюционного уголовно-процессуального права изменило сам характер дознания, вследствие чего переведя дознание разряда административной деятельности в разряд уголовной. Из-за этого, начиная с принятия УПК РСФСР 1922 г., дознание выступает особой формой расследования и раскрытия уголовных дел.
В процессе нового изменения уголовно-процессуального законодательства правоприменитель остается привержен советским традициям и определяет дознание как одну из самостоятельных форм расследования, раскрытия и предупреждения уголовных дел. Согласно п. 8 ст. 5 УПК РФ: «дознание, является формой предварительного расследования, которое осуществляется дознавателем либо следователем, по уголовному делу, по которому осуществление предварительного следствия не является обязательным».
В отличие от предыдущих нормативно правовых актов, которые регламентировали уголовно-процессуальную деятельность, современный УПК РФ 2001 г. в п. 24 ст. 5 УПК РФ дает понятие органа дознания, определяя его как, государственный орган или должностное лицо, уполномоченное согласно настоящему Кодексу осуществление дознания и других процессуальных полномочий. Приводя перечень органов дознания в п. 1 ч. 1 ст. 40 УПК РФ называет в качестве таких органы внутренних дел Российской Федерации. Помимо ОВД в системе МВД России к органам дознания относят командиров воинских частей и соединений внутренних войск МВД России (п. 3 ч. 1 ст. 40 УПК РФ, Федеральный закон от 06.02.1997 №27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации»). Проведя анализ действующих ведомственных актов МВД России можно прийти к выводу, что к дознанию в системе МВД следует относить только те службы, которые в одной из первостепенных задач имеют раскрытие, расследование и предупреждение правонарушений, т.е. только отдельные службы полиции общественной безопасности (ПОБ) и криминальной полиции (КП).
Кроме того, согласно ст. 8, 9 Закона РФ «О полиции», криминальная полиция и полиция общественной безопасности выступают в роли самостоятельного органа дознания. Исходя из выше сказанного можно привести классификацию органов дознания ОВД.
Итак, к службам ПОБ, которые наделены функциями проведения дознания, следует отнести:
отделы (отделения) дознания при РОВД и ЛОВДТ;
отделы (отделения) дознания при ГИБДД;
отделы (отделения) участковых уполномоченных милиции;
отделы (отделения) по предупреждению правонарушений несовершеннолетних.
Согласно ч. 2 ст. 40 УПК РФ на органы дознания возлагается расследование дел в форме дознания, в том числе осуществление неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым осуществление предварительного следствия обязательно. Согласно п. 19 ст. 5 УПК РФ неотложными следственными действиями, являются действия, которые осуществляются органами дознания после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно, с целью фиксации и нахождения следов преступления, в том числе доказательств, которые требуют моментального закрепления, изъятия либо исследования. Согласно приведенным положениям уголовно-процессуального кодекса, напрашивается вывод, что неотложные следственные действия не относятся к дознанию. Т.е. по отношению к предварительному следствию неотложные следственные действия носят вспомогательный характер. Из этого следует вывод, что неотложные следственные действия выступают в роли особого порядка расследования уголовных дел, которые являются частью предварительного следствия, а не частью дознания.
Анализируя действующее уголовно-процессуальное законодательство можно прийти к выводу, что круг функций органов дознания представляется несколько больше, чем тот, который закреплен в ч. 2 ст. 40 УПК РФ. Из-за этого при проведении неотложных следственных действий и дознания, органы дознания обязаны исполнять иные виды служебной деятельности, а именно:
принимать, рассматривать и разрешать заявления и сообщения о преступлениях (ст. 140-145 УПК РФ);
производить отдельные следственные и процессуальные действия, а также оперативно-розыскные мероприятия по письменному поручению следователя, начальника следственного отдела, прокурора (п. 11 ч. 2 ст. 37, п. 4 ч. 2 ст. 38, ч. 2 ст. 39, ст. 157 УПК РФ);
оказывать содействия следователям в проведении ими отдельных следственно-процессуальных действий (ст. 38, 157, 163 УПК РФ);
проводить розыскные и оперативно-розыскные мероприятия по делу, находящемуся в производстве следователя, по которым неустановлено лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого (ч. 4 ст. 157 УПК РФ) и по поручению следователя осуществлять розыск подозреваемого и обвиняемого (ст. 210 УПК РФ).
Таким образом, обобщая вышесказанное органы дознания ОВД можно определить как службы КП И ПОЕ, которые уполномочены в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством и ведомственными актами МВД России, осуществлять расследование уголовных дел, по которым осуществление предварительного следствия не является обязательным и осуществление неотложных следственных действий по делам, по которым осуществление предварительного следствия является обязательным, а также исполнение иных действий и поручений, способствующих расследованию дела.
[1] См., напр.: Фойницкий И.Я. Курс уголовного судопроизводства. – Т. 2 – СПб., 2013. – С. 357; Викторский С.И. Русский уголовный процесс. – М., 2012. – С. 352.
|