Общим руководством деятельностью и органов дознания занимается начальник органа дознания. Согласно п. 17 ст. 5 УПК РФ начальником органа дознания, является должностное лицо органа дознания, в том числе заместитель начальника органа дознания, которое уполномочено давать поручения о производстве дознания и неотложных следственных действий, а так же осуществлять иные полномочия, которые предусмотрены УПК РФ. Определив полномочия начальника органа дознания, правоприменитель не установил специальных норм в редакции УПК РФ, которые регламентируют процессуальный статус начальника органа дознания.
Но анализ статей УПК РФ позволяет предполагать, что начальник органа дознания обладает следующими процессуальными функциями:
поручать производство дознания;
поручать производство неотложных следственных действий сотрудникам, находящимся у него в прямом подчинении;
давать указания, которые обязательны для дознавателя;
по ходатайству дознавателя продлевать до 10 суток срок проверки сообщений о любом готовящимся или совершенном преступлении;
утверждение или нет постановления, которые выносят дознаватели;
самому выполнять функции дознавателя.
Наиболее проблематичным вопросом является тот, кто в системе органов внутренних дел является начальником органа дознания и обладать его процессуальными полномочиями? Согласно совместному письму Генеральной прокуратуры РФ и Министерства внутренних дел РФ «О процессуальных полномочиях руководителей органов внутренних дел» от 9 сентября 2012 г. №25/15-1-20-12 и №1/3986 процессуальные полномочия органа дознания имеют начальники криминальной полиции и полиции общественной безопасности, а также территориальных и линейных отделов полиции и их заместители. Следовательно, начальником органа дознания является не только непосредственный руководитель, но и заместители начальников территориальный и линейных ОВД по КП и ПОБ. Данные положения согласуются с действующими правительственными и ведомственными нормативными актами, наделяющими начальников ОВД довольно многогранным спектром прав и обязанностей, в связи, с чем исполнение ими еще и процессуальных полномочий начальника органа дознания лишало бы их возможность осуществлять общее руководство ОВД. Судебная практика также свидетельствует о правомерности исполнения начальником КП и ПОБ обязанностей начальника органа дознания.
Представляется целесообразным в рамках данного параграфа рассмотреть ситуации, когда сам начальник органа дознания осуществляет предварительное расследование в форме дознания. В практической ситуации такой вариант возникает, когда остальные дознаватели заняты иной работой или из-за других обстоятельств не могут осуществлять дознание (болезнь, командировки и т.д.). Уголовно-процессуальное законодательство не говорит о возможности осуществления начальником органа дознания выполнения обязанностей дознавателя. Для примера можно привести такой случай: начальник ПОБ УВД Первомайского района г. Ростова-на-Дону по отношению к начальнику ПОБ ГУМВД Ростовской области находятся в положении как подчиненный и начальник. С данным выводом возникает ряд вопросов. Во-первых, нужно ли вышестоящему начальнику поручать производство дознания нижестоящему начальнику? Во-вторых, необходимо ли утверждать обвинительный акт нижестоящего начальника у вышестоящего руководства?
Получается, что начальник органа дознания не может в полном объеме проводить расследование преступления в форме дознания, а обвинительный акт по результатам расследования должен будет составлять дознаватель данного органа дознания с последующим утверждением его у начальника этого же органа дознания, или же выступая в роли дознавателя, и как следствие, обладая соответствующим процессуальным статусом, нижестоящий начальник органа дознания, самостоятельной проводивший расследование, обязан, утвердить составленный им обвинительный акт у соответствующего вышестоящего начальника органа дознания.
Достаточно новым участником со стороны обвинения является начальник подразделения дознания, введенный ФЗ №90 - ФЗ от 6 июня 2007 года. Данный субъект был введен в связи с проведением судебно-правовой реформы. Несмотря на позитивное веяние введения данного участника уголовного процесса, следует оговориться, что наделение его этими полномочиями не раскрывает полностью назначение этой должности. Начальник подразделения дознания осуществляет предоставленные ему полномочия организационные распорядительные функции, при том контроль за деятельностью дознавателей носит не процессуальный, а организационный характер. По-прежнему процессуальное руководство деятельностью органов дознания проводится прокурором, что, на наш взгляд, довольно логично, так как степень подготовленности дознавателей остается на низком уровне. К тому же дознаватели находятся в подчинении руководителя органа дознания, заинтересованном в высоких показателях расследования дел, а потому интерес к деятельности подразделений дознания одногранный.
Осуществление процессуального руководства дознанием со стороны прокурора является гарантом соблюдения законности, обеспечением процессуальной самостоятельности дознавателя.
Некоторые авторы предполагают, что необходимо видоизменить соотношение полномочий по процессуальному контролю над органами дознания между прокурором и начальником подразделения дознания. По мнению Д.А. Гришина, необходимо наделить начальника подразделения дознания правом отмены любого необоснованного решения подчиненных ему дознавателей, что, по мнению Гришина, позволит максимально быстро реагировать на нарушение принципа законности при производстве предварительного расследования.
В данном обстоятельстве необходимо учитывать, что данные полномочия по своей сути имеют характер надзора, который не является свойственным для начальника подразделения дознания, а присущ органам прокуратуры. Полномочиями начальника органа дознания в процессе производства по уголовному делопроизводству согласно п. 17 ст. 5 УПК РФ наделяются начальник органа внутренних дел, а также его заместители.
Эти должностные лица вправе делегировать исполнение функций начальника органа дознания на иное должностное лицо. Но в данном случае они не утрачивают полномочия начальника органа дознания, т.е. они имеют право поручать производство дознания конкретным должностным лицам своего подразделения и осуществлять контроль за действием лиц, которым они передали те или иные свои полномочия.
Исходя из полномочий начальника подразделения дознания, следует понимать, что эти полномочия подразделяются на две обособленные группы:
полномочия, осуществляемые в отношении подчиненных ему дознавателям;
полномочия, которые он производит по уголовным делам, так как оно осуществляется в форме дознания не только дознавателями, но и другими должностными липами, на которых могут возлагаться полномочия дознавателя.
Согласно ч. 1 ст. 40.1 УПК РФ начальник подразделения по отношению к находящимся в его подчинении дознавателям уполномочен:
поручать дознавателям проверку сообщений о совершенном преступлении, принятия по нему решения в порядке, который установлен ст. 145 УПК, а так же выполнения неотложных следственных действий либо осуществление дознания по уголовному делу. Данная группа полномочий носит организационный характер, так как заключается в назначении поручений дознавателю произвести данные процессуальные действия;
изымать уголовное производство у одного дознавателя и перепоручать его другому дознавателю с обязательным указанием оснований данной передачи. Это полномочие может быть осуществлено в случаях, когда возникла необходимость разгрузки дознавателя в связи с имеющимся у него в процессе большим количеством уголовных дел.
Изучение статуса начальника органа дознания, позволило сделать вывод о его сходстве с процессуальным статусом начальника следственного отдела, но начальник органа дознания к участникам процесса со стороны обвинения не отнесен. Однако бесспорно, в классификации участников процесса, используемой правоприменителем, начальник органа дознания примыкает к стороне обвинения, его полномочия по осуществлению процессуального руководства дознавателями определяются задачами, решаемыми данными должностными лицами в ходе предварительного расследования.
Следовательно, деятельность начальника органа дознания направлена на быстрое и полное раскрытие и расследование преступлений, изобличение лиц, виновных в их совершении, обеспечения соблюдения прав и законных интересов участников предварительного расследования, ограждение невиновных от неосновательного обвинения. Процессуальное положение начальника органа дознания в ходе расследования преступлений, по которым предварительное следствие не обязательно, может быть охарактеризовано так - это должностное лицо:
которое отвечает за осуществление расследования в форме дознания начальник органа дознания, который пользуется правами органа дознания и имеет право сам проводить расследование уголовного дела в форме дознания,
которое поручает осуществление дознания дознавателю;
которое дает согласие дознавателю на осуществление некоторых (определенных УПК РФ) процессуальных действий;
которое контролирует принцип законности при производстве процессуальных и следственных действий;
которое утверждает обвинительный акт, являющийся завершением дознания.
Необходимо остановиться на том, что начальник подразделения дознания обладает правом, согласно с ч. 2 ст. 40 УПК РФ, самостоятельно возбудить уголовное дело, принять его к своему производству и осуществить процесс дознания, при этом обладая всеми полномочиями дознавателя. Можно предположить, что начальник органа дознания имеет право поручить начальнику подразделения дознания принять к своему производству уголовное делопроизводство и осуществить по этим основаниям дознание. В данном варианте стечения обстоятельств начальник подразделения дознания не имеет право перепоручить процесс производства по данному уголовному делопроизводству иному дознавателю.
|