Повышение эффективности деятельности дознавателей и всей системы дознания в ОВД, с точки зрения современных требований, непосредственно связано с проблемой оптимизации. Оптимизация процесса расследования подразумевает повышение эффективности определенным комплексом средств, которые наиболее выгодны в данной ситуации[1].
Чтобы отыскать оптимальную величину из всех возможных вариантов, необходимо решить задачу на поиск максимума и минимума, то есть наибольших и наименьших величин какого-либо значения.
Еще в 1981 году в рамках Всесоюзного координационного совещания, которое проходило в Москве, учеными-юристами были образованы три группы систем-структур расследования, образованных из критериев степени сложности их расследования:
простые или детерминированные, т.е. очевидные преступления;
сложные, но поддающиеся описанию;
очень сложные или вероятностные.
Единицей измерения процесса расследования выступает цикл управления, начинающийся постановкой задачи и завершающийся решением данной задачи. Из этого следует, что оптимизация предварительного расследования начинается с оптимизации управленческого цикла, который обеспечивает преодоление дознавателем, который расследует преступление, информационных барьеров и конфликтов организационного плана. Сущностной особенностью оптимизации предварительного расследования заключается в увеличении объема информации, которая необходима для решения судопроизводственных задач, минимизация сроков решения задач и уменьшение негативных факторов, которые мешают реализации данного процесса. Мера оптимальности управления выступает в определенных критериях. Критерий оптимизации – это те или иные признаки, по которым можно судить об уровне эффективности действий лиц, участвующих в организации процесса расследования. Этими признаками являются: время и степень достижения цели; усилия и средства, которые были потрачены на достижение поставленной цели. Другим аспектом оптимизации предварительного расследования, является практическое претворение в жизнь научных рекомендаций. Научная информация, которая адресована работникам-практикам, исполняется в расследовании через профессионализм и личностные качества дознавателя. Из-за этого вопросы подбора персонала для работы по расследованию преступлений выступают в роли не только организационных, но и научных. Задачами научной организации труда и управления в службах дознания выступают:
образование дознавательного аппарата, который будет оптимальным как по структуре, так и по укомплектованием квалифицированными кадрами;
повышение уровня организации труда на основе внедрения в работу рекомендаций научного сообщества, распространение передового опыта, применение новой техники и оргтехники;
повышение результатов труда руководителей подразделений дознания и дознавателей с помощью оптимизации труда.
Анализ современных законов, исследование практики их применения позволяет сделать вывод о том, что в современной ситуации управленческие функции отдела дознания осуществляются по некоторому ряду направлений:
координация деятельности подразделений полиции общественной безопасности при ведении дознания по делам, по которым осуществление предварительного следствия не является обязательным;
организационное и методическое руководство подразделений дознания нижестоящих органов внутренних дел;
контроль и принятие мер по осуществлению принципа законности при осуществлении дознания и неотложных следственных действий подразделениями дознания полиции общественной безопасности;
совершенствование работы подразделения дознания, а также подразделений дознания нижестоящих органов внутренних дел на основе внедрения в практическую деятельность достижений науки и техники, передового опыта, прогрессивных форм и методов организации деятельности;
организация профилактики преступлений по уголовным делам, по которым осуществление предварительного следствия не является обязательным.
Все грани оптимизации предварительного расследования приводятся к проблемам подготовки и усовершенствования персонала в целях позитивного расследования преступлений.
При укомплектовании штата подразделений дознания нужно опираться на следующие положения:
необходимо обеспечивать соблюдение всех общеобязательных требований к возрасту, физическому и психическому развитию, деловым и моральным качествам потенциальных сотрудников, предъявляемых к любому лицу, которое поступает на службу в органы внутренних дел;
изучение личных качеств, которые формируют общегражданскую позицию: принципиальность, честность, бескорыстность, порядочность, чуткость к гражданам, которые пострадали от преступных посягательств, и адекватное, т.е. основанное на законе отношение к лицам, которые совершили правонарушение; помощь товарищам по службе;
ответственность и надежность в выполнении своей работы;
образованность, наличие юридического образования. Важнейшим этапом формирования молодого специалиста-дознавателя выступает несение службы в подразделениях дознания полиции общественной безопасности органов внутренних дел. На данной должности дознаватель оказывается на передовой борьбы с преступностью.
Следующим видом обучения выступает профессиональная переподготовка. Переподготовку проходят лица, которые приняты на должность среднего начальствующего состава, включая дознавателей. Такие лица направляются на переподготовку для приобретения навыков и знаний по данной специальности.
Самыми эффективными формами повышения профессиональных навыков дознавателей выступают:
совещания и семинары совместно с судебными органами и органами прокуратуры,
изучение изменений действующего законодательства, ,
развитая система обеспечения методической литературой сотрудников дознания,
создание макетов самых распространенных уголовных дел,
переподготовка и повышение квалификации в высших учебных заведениях МВД РФ.
Так же результат зависит от уровня научно-технического обеспечения, а именно от компьютеризации и развитости криминалистических средств[2]:
автоматизация методики расследования отдельных групп преступлений;
автоматизированный обмен научно-правовой информацией;
наличие информационных баз данных расследования уголовных дел;
создание автоматизированных мест для работников органов дознания.
[1] См.: Седова Г.И., Степанов В.В. Дознание: функции и организация деятельности: Учебное пособие. – М.: «Приор-издат», 2014. – С. 49.
[2] См.: Седова Г.И., Степанов В.В. Дознание: функции и организация деятельности: Учебное пособие. – М.: «Приор-издат», 2013. - С. 63.
|