Исполнительная власть — это полномочия, возможность и способность осуществлять предусмотренные конституцией меры по исполнению законов, судебных решений, некоторых других актов в соответствии с компетенцией органов исполнительной власти и осуществлять в связи с этим распорядительную деятельность. Поэтому исполнительная власть обладает самостоятельными нормотворческими полномочиями[1].
Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ является постоянно действующим органом исполнительной власти субъекта РФ, т.е. он должен осуществлять свою деятельность постоянно. Это обусловлено необходимостью обеспечения непрерывности исполнения полномочий субъекта РФ. Но это не означает, что состав высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ не меняется. Его смена обусловлена требованием о прекращении полномочий высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ в связи с прекращением полномочий высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), а также возможностью досрочного прекращения полномочий высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.
Общее направление деятельности высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации - разработка и осуществление меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, участие в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения, безопасности дорожного движения и экологии[2].
Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ осуществляет следующие полномочия:
а) в сфере обеспечения прав и свобод человека и гражданина - осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, противодействию терроризму и экстремизму, борьбе с преступностью, а именно, участвует в проведении единой федеральной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства; осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью и наркоманией; руководит гражданской обороной; взаимодействует с общественными объединениями и иными объединениями граждан, содействующими охране общественного порядка; разрабатывает и реализует меры по развитию и укреплению материально-технической базы правоохранительных органов, судов Республики, их кадровому обеспечению; принимает меры по совершенствованию законодательства в сфере обеспечения законности, правопорядка и общественной безопасности;
б) в финансово-экономической сфере:
- разрабатывает для представления высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ проект бюджета субъекта РФ, а также проекты программ социально-экономического развития субъекта РФ.
- обеспечивает исполнение бюджета субъекта РФ, готовит отчет об исполнении указанного бюджета и отчеты о выполнении программ социально-экономического развития субъекта РФ для представления их высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ.
- управляет и распоряжается собственностью субъекта РФ в соответствии с законами субъекта РФ, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление субъекту РФ в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. в) в сфере государственного строительства - формирует иные органы исполнительной власти субъекта РФ (министерства, комитеты, департаменты, управления и т.д.) в соответствии со структурой, утвержденной законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ и системой, утвержденной высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ);
в) в сфере осуществления контроля за органами местного самоуправления - вносит органу местного самоуправления, выборному или иному должностному лицу местного самоуправления предложение о приведении в соответствие с законодательством РФ изданных ими правовых актов в случае, если указанные акты противоречат Конституции РФ, федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, конституции (уставу), законам и иным нормативным правовым актам субъекта РФ, а также обращается в суд[3].
Этот перечень не является исчерпывающим, т.к. высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ вправе осуществлять и иные полномочия, установленные федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти.
Органы исполнительной власти субъектов РФ издают как нормативные, так и индивидуальные акты управления. Нормативными актами, принимаемыми, например, главами администраций областей, являются акты, регламентирующие общественные отношения, рассчитанные на длительное или постоянное применение и адресованные неопределенному кругу лиц (принимается в форме постановления). Если глава администрации принимает распоряжение, то, как правило, оно носит индивидуальный характер и направлено на организацию той или иной стороны деятельности самой администрации и ее органов (должностных лиц). Постановлениями администрации могут быть утверждены регламенты, положения, правила, которые принимаются (или утверждаются) органами исполнительной власти в пределах предоставленной им компетенции.
В субъектах РФ приняты специальные законы этих субъектов, посвященные нормативным правовым актам, процедуре их подготовки, издания, вступления в законную силу и порядку опубликования. В таких региональных законах устанавливаются понятие нормативных правовых актов субъекта РФ, их виды, порядок (процедура) подготовки и принятия, правовой режим их действия, опубликования и вступления в юридическую силу.
Согласно Указу Президента Российской Федерации «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации»[4] и принятому в его исполнение Постановлению Правительства Российской Федерации «Об утверждении положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации»[5], приказу Министерства юстиции Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие разъяснений по применению положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации»[6] создан федеральный банк нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации - федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Федеральный регистр представляет собой распределенную базу данных, содержащую в электронном и документальном виде правовые акты и сведения о них. Он имеет региональный, окружной, федеральный уровни и включает конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты органов законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер.
Федеральный регистр ведется в целях:
1. обеспечения контроля за соответствием нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации Конституции Российской Федерации и федеральным законам;
2. реализации конституционного права граждан на получение достоверной информации о нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации;
3. создания условий для получения информации о нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами и организациями[7].
Высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) является должностное лицо, представляющее субъект Российской Федерации и возглавляющее его исполнительную ветвь власти (высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации). Им может быть избран гражданин Российской Федерации, обладающий в соответствии с Конституцией РФ, федеральным законом пассивным избирательным правом, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, и достигший возраста 30 лет[8]. При наделении гражданина РФ полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) ценз оседлости не применяется. Иными словами, место жительство указанного гражданина РФ не может ограничиваться территорией соответствующего субъекта РФ.
Это лицо не может быть одновременно депутатом Государственной Думы, членом Совета Федерации, судьей, замещать иные государственные должности Российской Федерации, иные государственные должности данного субъекта РФ, должности федеральной государственной службы, должности государственной гражданской службы субъекта РФ, а также муниципальные должности и должности муниципальной службы, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Он обязан сообщать о своих доходах и имуществе[9].
Не могут быть представлены в качестве кандидатур высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) граждане РФ:
1) имеющие неснятую или непогашенную судимость;
2) содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда;
3) которым в соответствии со ст. 172 УПК РФ предъявлено обвинение в совершении преступления;
4) подвергнутые административному наказанию за совершение административных правонарушений: пропаганды и публичного демонстрирования нацистской атрибутики или символики и (или) производства и распространения экстремистских материалов в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания;
5) признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
6) отказавшиеся от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну.
В республиках к высшим должностным лицам относятся президенты (Республика Адыгея, Бурятия, Ингушетия, Саха (Якутия), Татарстан, Башкортостан), главы республик (Калмыкия, Карелия, Мордовия, Алтай, Алания), председатели правительства (Хакасия). Среди других субъектов Федерации наиболее часто высшее должностное лицо именуется губернатором или главой администрации. В столице Российской Федерации высшим должностным лицом является мэр города Москвы[10].
Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) избирается гражданами Российской Федерации, проживающими на территории данного субъекта Российской Федерации и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Он избирается на срок не более пяти лет и не может замещать указанную должность более двух сроков подряд. Срок его полномочий определяется конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации и исчисляется со дня его вступления в должность[11].
Кандидаты на такую должность выдвигаются политическими партиями, а также в порядке самовыдвижения. Выдвижение кандидатов политическими партиями осуществляется только после консультаций с Президентом РФ, политическим партиям не требуется собирать подписи избирателей в поддержку выдвинутых ими кандидатов. Кандидат-самовыдвиженец собирает подписи в количестве, определяемом законом каждого субъекта РФ (но в рамках 5—10%). Кроме того, он собирает подписи 5—10% депутатов муниципальных представительных органов и (или) избранных глав муниципальных образований данного субъекта РФ[12].
В зависимости от особенности правового положения высшего должностного лица субъекта РФ, то в Российской Федерации существуют три вида глав субъектов РФ. Их положение зависит от наличия в субъекте РФ отдельного органа — правительства субъекта РФ и от отношений главы субъекта РФ с этим правительством и законодательным собранием.
1. Глава субъекта РФ имеет свои полномочия, а правительство, возглавляемое председателем, — свои (например, в Татарстане, Удмуртии).
2. Правительство есть, но его возглавляет сам глава субъекта РФ (в Свердловской области, Нижегородской области, г. Москве, республиках Бурятии, Коми, Ставропольском крае, в Башкортостане и др.).
3. Правительства как отдельного коллегиального органа нет, но есть департаменты, непосредственно находящиеся в подчинении главы субъекта РФ (например, в Курской области). Впрочем, например, действует Коллегия администрации Кемеровской области. В некоторых субъектах РФ наряду с президентом предусмотрена должность вице-президента (в Карачаево-Черкесии и др.), имеются вице-мэры (в г. Москве), вице-губернаторы, заместители губернаторов. Иногда их численность достигает 11 человек (в прошлом в Красноярском крае). Среди них бывают первые вице-губернаторы (вице-мэры)[13].
Высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) присущи функции:
1) главы региона (представительские функции), которые он реализует посредством исполнения следующих полномочий:
а) представляет субъект Российской Федерации в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей, при этом вправе подписывать договоры и соглашения от имени субъекта Российской Федерации;
б) обнародует законы, удостоверяя их обнародование путем подписания законов или издания специальных актов, либо отклоняет законы, принятые законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации;
в) вправе требовать созыва внеочередного заседания законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также созывать вновь избранный законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации на первое заседание ранее срока, установленного для этого законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта Российской Федерации конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации;
г) вправе участвовать в работе законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации с правом совещательного голоса;
2) главы исполнительной ветви власти, которые он реализует посредством исполнения следующих полномочий:
д) формирует высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации и принимает решение об отставке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
е) представляет в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации ежегодные отчеты о результатах деятельности высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в том числе по вопросам, поставленным законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации;
ж) обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации с иными органами государственной власти субъекта Российской Федерации и в соответствии с законодательством Российской Федерации может организовывать взаимодействие органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями[14];
з) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации[15].
Главы субъектов РФ издают нормативные и ненормативные акты (указы, постановления, распоряжения и др.), отменяют постановления и распоряжения правительства субъекта РФ (если оно есть), акты министерств (департаментов) и ведомств, приостанавливают действие актов местного самоуправления.
Акты высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ не должны противоречить Конституции РФ, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ, конституции (уставу) и законам субъекта РФ[16].
Глава исполнительной власти субъекта РФ может своим решением приостановить действие того или иного акта управления, принятого правительством этого субъекта РФ, если будет установлено противоречие акта федеральным и региональным законам, а также имеющим большую юридическую силу правовым актам управления.
Акты высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), принятые с превышением их полномочий, вправе не исполняться и могут быть обжалованы в судебном порядке[17].
Акты высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) и акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, принятые в пределах их полномочий, обязательны к исполнению в субъекте Российской Федерации[18].
И так, общее направление деятельности высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации – это разработка и осуществление меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, участие в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения, безопасности дорожного движения и экологии[19], а также разработка и осуществление мер по обеспечению комплексного социально-экономического развития, он осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью, разрабатывает проект бюджета субъекта РФ, обеспечивает исполнение бюджета и др.
Высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) является должностное лицо, представляющее субъект Российской Федерации и возглавляющее его исполнительную ветвь власти (высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации). Он избирается гражданами РФ, проживающими на территории данного субъекта РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, на срок не более 5 лет. Высшее должностное лицо: представляет субъект РФ в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей, при этом вправе подписывать договоры и соглашения от имени субъекта РФ; обнародует законы, удостоверяя их обнародование путем подписания законов или издания специальных актов, либо отклоняет законы, принятые законодательным органом с последующим возвратом их на новое рассмотрение с мотивированным обоснованием или с предложением об изменениях и дополнениях; формирует высший исполнительный орган государственной власти в соответствии с законодательством субъекта РФ; вправе участвовать в работе законодательного органа с правом совещательного голоса; обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ с иными органами государственной власти субъекта РФ и в соответствии с законодательством Российской Федерации может организовывать взаимодействие органов исполнительной власти субъекта РФ с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями; представляет в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ ежегодные отчеты о результатах деятельности высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, в том числе по вопросам, поставленным законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ. Главы субъектов РФ издают указы, постановления, распоряжения.
[1] Чиркин В. Е. Конституционное право: курс для преподавателей, аспирантов и магистрантов / В. Е. Чиркин. – М.: Норма: ИНФРА – М,20113. С. 207.
[2] См.: п. 1 ст. 21. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 02.05.2012) // «Собрание законодательства РФ», 18.10.1999, № 42, ст. 5005.
[3] См.: ст. 21. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 02.05.2012) // «Собрание законодательства РФ», 18.10.1999, № 42, ст. 5005.
[4] Указ Президента РФ «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации» от 10.08.2000 № 1486 (ред. от 18.01.2010) // «Российская газета», № 159, 16.08.2000.
[5] Постановление Правительства Российской Федерации 4 «Об утверждении положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации» от 29 ноября 2000 г. № 90 (ред. от 20.02.2010) // «Российская газета», № 238, 16.12.2000.
[6] Приказ Минюста РФ «Об утверждении и введении в действие Разъяснений по применению Положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации» от 12.01.2004 № 5 (ред. от 26.08.2009) // «Российская газета», № 16, 30.01.2004.
[7] См.: п. 2. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации» от 29 ноября 2000 г. № 90 (ред. от 20.02.2010) // «Российская газета», № 238, 16.12.2000.
[8] См.: п. 3 ст. 18. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 02.05.2012) // «Собрание законодательства РФ», 18.10.1999, № 42, ст. 5005.
[9] Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации : учебник / М. В. Баглай. — 10-е изд., изм. и доп. — М. : Норма: ИНФРА-М, 2013.С. 727.
[10] Умнова И.А. Конституционное право РФ: учебник для бакалавров / И.А. Умнова, И.А. Алешкова. – М.: Издательство Юрайт, 2012. С. 334.
[11] См.: п. 5 ст. 18. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 02.05.2012) // «Собрание законодательства РФ», 18.10.1999, № 42, ст. 5005.
[12] Чиркин В. Е. Конституционное право: курс для преподавателей, аспирантов и магистрантов / В. Е. Чиркин. – М.: Норма: ИНФРА – М,20113. С. 565.
[13] Чиркин В. Е. Конституционное право: курс для преподавателей, аспирантов и магистрантов / В. Е. Чиркин. – М.: Норма: ИНФРА – М,20113. С. 567.
[14] См., например: Постановление Правительства РФ «О взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти» от 05.12.2005 № 725 (ред. от 08.12.2008) // «Российская газета», № 285, 17.12.2005.
[15] См.: п. 6 ст. 18. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 02.05.2012) // «Собрание законодательства РФ», 18.10.1999, № 42, ст. 5005.
[16] Там же.: п. 3 ст. 22..
[17] См.: ст. ст. 24, 25. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 14.06.2012) (с изм. и доп. на 01.09.2012) // «Российская газета», № 220, 20.11.2002.
[18] См.: п. 2 ст. 22. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 02.05.2012) // «Собрание законодательства РФ», 18.10.1999, № 42, ст. 5005.
[19] Там же.: п. 1 ст. 21.
|