Прошло почти четыре года с момента объявления Президентом России Д.А. Медведевым широкомасштабной борьбы с коррупцией. За это время сделано немало: разработаны, приняты и вступили в силу базовый Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", антикоррупционные нормы Уголовного кодекса Российской Федерации и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; специальные изменения внесены в федеральное законодательство по вопросам государственной и муниципальной службы, парламентской деятельности и многим другим; в стране сформирован и выполняется Национальный план противодействия коррупции [12, с.75].
Совет Федерации никогда не стоял в стороне от решения проблем, связанных с борьбой с этим негативным социальным явлением. В последние три года активно работала Комиссия Совета законодателей по законодательному обеспечению противодействия коррупции, которую возглавлял заместитель Председателя Совета Федерации Ю.Л. Воробьев [16, с.28]. Она эффективно работала в решении практических вопросов. Комиссией изданы пять томов законодательного, справочного, информационного, весьма полезного для сотрудников правоохранительных органов и органов государственной власти материала по противодействию коррупции. Проведено немало мероприятий с выездами в субъекты Российской Федерации. Кроме того, проделана серьезная аналитическая работа по изучению нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в этой сфере.
Поэтому новеллы, предложенные Президентом Российской Федерации в последнее время, в том числе по трехгодичному периоду изучения возможных доходов чиновников, в Совете Федерации никаких проблем создать не должны, поскольку в личном деле каждого члена Совета Федерации уже имеются все необходимые сведения [20, с.98].
С избранием на должность Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Валентины Ивановны Матвиенко были проведены организационно-штатные изменения в структуре комитетов и комиссий палаты. Сегодня вопросы противодействия коррупции относятся к полномочиям Комитета по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества, в рамках которого создан подкомитет по противодействию коррупции.
В последние годы у нас в стране борьба с коррупцией стала популярной медийной темой. Ее обсуждают все, даже те, кто к этой проблеме не имеет отношения или мало в ней разбирается. С одной стороны, хорошо, что такой теме уделяется много внимания, но делать это надо все-таки профессионально [23, с.78].
Хотелось бы, чтобы в этом принимали участие, прежде всего, те наши государственные органы и федеральные структуры, которые работают на этом направлении: законодатели, Минюст, МВД, прокуратура, Следственный комитет, судейское сообщество, ученые. Важно, чтобы они давали выверенные и профессионально подготовленные предложения и рекомендации по совершенствованию борьбы с этим опасным явлением, принимали качественно исполненные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере противодействия коррупции.
Наряду с теоретической проработкой нам нужно определиться и с масштабами этого явления. Сложилась устойчивая практика причислять к коррупционным экономические преступления. Отсюда ее масштабы многократно разнятся даже в комментариях высших должностных лиц. Так, по оценке межведомственной рабочей группы по пресечению незаконных финансовых операций, со ссылкой на Банк России и Росфинмониторинг, из 84 млрд. долларов или около 2,5 трлн. рублей чистого оттока капитала в 2011 году с признаками взяточничества и отмывания средств за рубеж выведено около 1 трлн. рублей. МВД России называет сумму около 5 трлн. рублей или почти 10% ВВП, которую мы потеряли в результате вывода капитала из страны, отмывания денег, обналичивания средств и т.п. В МВД также подсчитано, что со времени объявления борьбы с коррупцией в 2008 году средняя сумма взятки в России выросла до 300 тыс. рублей. Уже по итогам января 2012 года Центробанк и Минэкономразвития не могут прийти к общему мнению - 11 или 17 млрд. долларов вывезено из страны. В марте 2012 года Банк России согласился с суммой 13,5 млрд. долларов, вывезенной из страны в январе, и 9 млрд. долларов - в феврале. Минэкономразвития настаивает на своих данных, в том числе на 11 млрд. долларов - по итогам февраля 2012 года.
Всего в 2011 году было зарегистрировано 12 349 фактов взяточничества. Следует отметить продолжающуюся с 2010 года тенденцию снижения числа выявленных фактов взяточничества. Так, в сравнении с 2010 годом снижение зарегистрированных фактов коммерческого подкупа составило - 11%, получения взятки - 10,3%, дачи взятки - 6,1% [18, с.52].
Согласно Конституции Российской Федерации никто не может быть признан виновным, иначе как по приговору суда. На фоне этих выявленных огромных сумм и установленных размеров правонарушений абсолютным диссонансом выглядят бесстрастные цифры судебной статистики: более 60% осужденных за получение взятки в 2011 году были пойманы на суммах до 10 тыс. рублей. В 23% уголовных дел с обвинительными приговорами сумма взятки составляла от 10 до 50 тыс. рублей. И только 30 человек в стране осуждены за получение взятки в размере более 1 млн. рублей (2%) [16, с.165].
Совершенно очевидно, что в общественном сознании картина выглядит совсем иначе. То, что мы видим по результатам работы правоохранительных органов и судебной системы Российской Федерации, и то, что на самом деле беспокоит общество, то, что заставляет и Президента Российской Федерации Д.М. Медведева, и Председателя Правительства России В.В. Путина ставить вопрос о том, что коррупция стала национальной угрозой, - это явления разного порядка.
Можно много говорить о том, сколько задержали коррупционеров, каковы объемы полученных ими взяток, каковы суммы "откатов". Однако полагаю, что все-таки главное в борьбе с коррупцией, венец этой трудной работы - это обвинительный приговор суда взяточнику. Если есть судебное решение по уголовному делу, то имеются и положительные результаты в борьбе с коррупцией.
За последние годы сделано, как уже указывалось выше, очень много, тем не менее необходимо отметить, что из развитых, цивилизованных, правовых, демократических стран Россия - видимо, единственное государство, которое пока не имеет кодекса парламентской этики. Ранее были попытки разработать и принять на вооружение такого рода правовой документ, но пока они не увенчались успехом. В настоящее время подкомитет по противодействию коррупции в Совете Федерации над этим вопросом работает [12, с.164].
Нам нужно также очень серьезно поработать с уголовным законодательством. В этом году на заседании президиума Ассоциации юристов России его председатель П.В. Крашенинников заявил о необходимости создания новой редакции Уголовного кодекса Российской Федерации. Целиком его поддерживаю. По моему мнению, Уголовный кодекс России должен быть переработан как можно быстрее, потому что в ныне действующем кодексе прописано много правоотношений, защита которых на сегодняшний день не требуется. По некоторым статьям уголовного закона в течение последних десятилетий не было возбуждено ни одного уголовного дела [24, с.71].
И наоборот, если брать вопросы коррупционной направленности, то, мне кажется, их нужно расписывать гораздо более подробно. Такие законодательные предложения в Совете Федерации имеются. Их только нужно оперативно реализовать [17, с.89].
Еще на одном вопросе хотелось бы заострить внимание. Сегодня практически во всех министерствах и ведомствах Российской Федерации выделены наиболее коррупционно уязвимые должности, составлены их перечни. Однако никто не слышал о заявлениях наших государственных служащих, занимающих взяткоопасные должности, о предпринятых попытках их подкупа. Здесь мы вновь упираемся в извечную российскую проблему. В наше время по-прежнему актуальна мысль, высказанная в XIX веке русским писателем и талантливым администратором М.Е. Салтыковым-Щедриным: "Строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения".
Безусловно, движением вперед в противодействии коррупции явилось решение об утверждении Национального плана противодействия коррупции на 2012-2013 годы. Теперь нам надо сделать все для его успешной реализации.
В заключение хотелось бы напомнить слова В.В. Путина: "Борьба с коррупцией должна стать подлинно общенациональным делом", поскольку слишком серьезен и опасен для государства вызов, брошенный коррупцией не только престижу и имиджу страны, но и нашей национальной безопасности.
|