Положение дел с коррупцией в России во многом обусловлено моральным разложением в обществе, особенно контрастно проявившемся в органах государственной власти. Это явилось следствием ничем не обоснованного в своей скоротечности перехода к новой социальной и экономической системе, который никак не подкреплялся так необходимой правовой базой и не только неэффективной, но и негативной во многом деятельностью исполнительной власти. Да, мы получили рынок, но это рынок, где властвует коррупция, ставшая частью менталитета российских граждан.
Общество осуждает обогащение небольшой горстки представителей элиты, будучи убежденным, и не без основания, что все их богатство нажито нечестным, незаконным путем. Повседневная "малая" коррупция воспринимается как неотъемлемая часть социальной реальности, но не как преступление, направленное против всего общества [10, с.81]. Деформация жизненных ориентиров у значительной части россиян, особенно в подростково-молодежной среде, привела к тому, что стали признаваться социально одобряемыми некоторые формы аморального, антиобщественного и преступного поведения, не считаются позорными судимость, привлечение к уголовной ответственности, тунеядство, наркомания. В сознании многих людей утрачена ценность продуктивного труда как источника благополучия и главного средства самореализации личности.
Криминогенно значимые деформации духовно-нравственной сферы в значительной мере связаны со злоупотреблениями свободой слова в средствах массовой информации, пропагандой насилия и культа наживы любой ценой. В результате российские граждане, как и само правительство, действуют в этическом и моральном вакууме [26, с.18]. Новая система постепенно скатилась к политическому произволу и беспрецедентному для России распространению коррупции.
Высокие государственные чиновники постепенно создали новую политическую систему, в которой такие понятия, как правовое государство и общественное благо, вторичны по отношению к стремлению удержать власть и распоряжаться государственным богатством [12, с.155].
За последние семь лет государственность в России во многом была потеряна. Политическая система сформировала укоренившуюся элиту, объединенную коррупцией и взаимной порукой, которая никоим образом не заинтересована в прозрачности этой политической системы или же основанных на законе государстве и экономике. Криминализация экономики и коррумпированность государственного сектора - это две стороны медали. Как же политическим функционерам и государственным чиновникам осуществлять декриминализацию экономики, когда многие из них коррумпированы и "завязаны" с криминальными структурами? Коррупция является одновременно и причиной и следствием слабости государства как носителя государственной власти и гаранта социального благополучия общества.
Несмотря на то что о злоупотреблениях и коррупционной деятельности чиновников, других правонарушениях делались депутатские запросы, официальные заявления, была готовность представить документы, не проводилось не только должного расследования, но существовало замалчивание проблемы. Комиссия столкнулась с широкомасштабной коррупционной деятельностью чиновников всех уровней государственной власти, и если бы только бездействием правоохранительных органов [16, с.137].
С целью активизации разрешения проблем, связанных с коррупцией в данном регионе, была создана специальная Межведомственная рабочая группа (МРГ). 19 ноября 1998 г. Комиссия Государственной Думы на своем заседании рассмотрела вопрос "О криминогенной ситуации в Новороссийском и других портах Азово-Черноморского побережья Кубани", с приглашением руководителей соответствующих министерств и правоохранительных органов, журналистов центральных СМИ. К сожалению, работа Комиссии не получила и не получает должного освещения в прессе и на телевидении, также как и работа МРГ. Несмотря на то что свою работу МРГ начала проводить с октября 1998 г., в городах и морских портах Азово-Черноморского побережья возбуждено 136 уголовных дел, по которым к уголовной ответственности привлекается 155 чел., из которых 41 чел. арестован, 25 задержано в порядке ст.122 УПК РСФСР, с 58 чел. взята подписка о невыезде. По возбужденным уголовным делам расследуется 171 преступление. Это способствовало достижению положительного экономического эффекта. Так, в г. Новороссийске сумма налоговых поступлений за ноябрь 1998 г. составила: в федеральный бюджет - 210%, в краевой бюджет - 113%, в местный бюджет - 168,4%. За период работы МРГ доначислено в бюджет 25 372 480 руб., изъято материальных ценностей на сумму 13 551 500 руб., в иностранной валюте - 70 000 долл.
На рассмотрении в Комиссии находятся в данный момент не менее актуальные материалы по коррупции в Курской, Ростовской и Волгоградской областях, в Нижнем Новгороде, в Республике Коми и других субъектах Российской Федерации.
Правоохранительные органы, являющиеся субъектами права оперативно-розыскной деятельности, не были ориентированы и не смогли своевременно приобрести прочные оперативные позиции в сферах криминализированных экономических структур, которые, наоборот, усилились благодаря притоку к ним не удовлетворенных морально и материально профессионалов, уволенных из МВД, ФСБ, разведки, прокуратуры.
Практически не ведется подготовка специалистов в правоохранительных органах, которые бы понимали природу коррупции и могли бы бороться с ней в современных условиях.
Характерной чертой коррупционной преступности является ее высочайшая латентность. Экспертные оценки специалистов размеров выявленных случаев взяточничества по отношению к их фактическому уровню колеблется в пределах от 0,1 до 2%.
В Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300, отмечается ослабление правового контроля за ситуацией в стране, сращивание исполнительной и законодательной властей с криминальными структурами, проникновение их в сферу управления банковским бизнесом, крупными производствами, торговыми организациями и товаропроизводящими сетями. "Преступный мир, по существу, бросил вызов государству, вступив с ним в обширную конкуренцию [4, ст.33].
Для российского управленческого аппарата, независимо от иерархического уровня, стали характерными такие новые проявления коррупции, как:
совместительство в коммерческих структурах, подконтрольных государственному или муниципальному служащему или заинтересованных в сотрудничестве с ним;
организация коммерческих структур должностными лицами, использующими при этом свой статус, участие в руководстве этими структурами, обеспечение им привилегированного положения;
использование служебного положения в процессе приватизации государственных предприятий в целях приобретения их в частную собственность или завладения значительным числом акций самим чиновником, близкими ему лицами или иными частными лицами, в чьих интересах действует должностное лицо;
незаконная передача из корыстных или иных побуждений коммерческим организациям финансов и кредитов, предназначенных для общегосударственных нужд;
использование не предусмотренных правовыми актами преимуществ в получении кредитов, ссуд, приобретении ценных бумаг, недвижимости и иного имущества;
использование в личных или групповых целях предоставленных для служебной деятельности помещений, средств транспорта и связи, электронно-вычислительной техники, денежных средств и другого государственного или муниципального имущества;
получение за свою служебную деятельность или в связи с ней, за покровительство или попустительство по службе незаконного вознаграждения в виде денег, иных материальных ценностей и услуг, в том числе в завуалированной форме путем выплаты незаконных премий, комиссионных, явно завышенных гонораров, оплаты самому должностному лицу или членам его семьи якобы выполнявшейся работы, поездок под деловым предлогом за границу, приобретения недвижимости за границей, открытия для них счетов в иностранных банках, выдачи беспроцентных долгосрочных кредитов и т.п. [12, с.160].
Обширная и многообразная криминологическая информация свидетельствует о распространенном "бюрократическом рэкете" при регистрации уставов и других учредительных документов создаваемых организаций, лицензировании соответствующей деятельности, оформлении таможенных документов, получении кредитов и т.д.
Характерной особенностью коррупционной преступности является ее тесная связь с организованной преступностью. Здесь мы как раз встречаемся с ситуацией прямого и полного подкупа или тотальной взятки, когда представители организованной преступности, преступные авторитеты устанавливают тесные связи с государственными чиновниками различного ранга, берут их на содержание, как бы "скупают на корню", полагая, что в нужный момент, в соответствующей ситуации коррумпированный представитель власти и управления поступит так, как ожидают взяткодатели [19, с.59]. Оперативные данные МВДи ФСБ России свидетельствуют, что чиновники в органах государственной власти оказывают содействие каждой десятой организованной преступной группировке, которых в России около восьми тысяч.
Понятно, что основными субъектами коррупции являются владельцы крупных криминальных капиталов, которые через коррупцию в органах государственной власти решают три основные для них задачи: умножение капитала, обеспечение своей власти и собственной безопасности, и это им удается.
Есть все основания считать, что Россия переживает не только экономический кризис, но кризис законности и порядка.
Надо отметить, что борьба вокруг этих законов носила политический характер. И надо четко представлять, что эти законы являются элементами антикоррупционной политики, поэтому против них выступала банковская система, где "отмываются" "грязные деньги" и организованная преступность, которая добывает эти "грязные деньги". [29, с.12].
Действующий Уголовный кодекс Российской Федерации дает основания относить к коррупционным такие преступления, как мошенничество, присвоение и растрату, совершаемые с использованием служебного положения, злоупотребление должностными полномочиями незаконное участие в предпринимательской деятельности служебный подлог воспрепятствование законной предпринимательской деятельности, ограничение конкуренции и ряд других преступлений, совершаемых государственными служащими или служащими органов местного самоуправления с использованием своего служебного положения (в широком смысле этого слова) в корыстных, иных личных или групповых целях [2, ст.290].
В 1998 г. Комиссия Государственной Думы по проверке фактов участия должностных лиц органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в коррупционной деятельности проходила этап становления: одновременно с решением кадровых и организационных вопросов разрабатывались концептуальные основы, формы и методы работы в конституционных рамках деятельности высшего законодательного органа власти и определенного им статуса самой Комиссии.
Начало интенсивной деятельности Комиссии Государственной Думы Российской Федерации несколько опередило взрыв общественного внимания к проблемам коррупции и широкое обсуждение их на международном уровне в Страсбурге и в некоторой степени, вероятно, оказало влияние на принятие определенных решений Президентом и Правительством РФ.
В настоящее время Комиссией приняты к производству более 30 материалов, охватывающих широкий спектр проблем всей вертикали государственной власти, начиная с проверки материалов о коррупции высшего должностного лица в государстве: передача Березовским Ельцину Б.Н. акций ОРТ, наличие счета Ельцина Б.Н. в Лондонском банке и недвижимости за рубежом, а также в отношении чиновников ФАПСИ, МПС Государственной компании "Росвооружение", - и заканчивая расследованием материалов коррупционной деятельности в территориальных образованиях, имеющих широкую географию.
Одним из важнейших факторов противодействия коррупции является эффективное использование информационных ресурсов, и, прежде всего, - средств массовой информации. Однако нельзя не учитывать, что "независимые" СМИ раньше всех перешли на "рыночный" механизм популярности, и взаимодействие с ними государственных органов власти сегодня весьма затруднено [21, с.90].
Таким образом, очень важно для создания правового государства, чтобы все его граждане имели равные права по своей защите от незаконных или преступных посягательств от кого бы они ни исходили: от президента страны, депутатов законодательных органов, сотрудников правоохранительных органов или от судей. Она превратилась в транснациональное явление, оказывающее существенное отрицательное влияние на общество и экономику всех стран мира. Искоренение и профилактика коррупции является обязанностью каждого современного демократического правового государства и национального гражданского общества.
|