В стадии предварительного расследования правом прекращения уголовного дела и уголовного преследования наделены следователь, дознаватель. Руководитель следственно органа и руководитель подразделения дознания такими правами обладают при принятии дела к своему производству. Орган дознания вправе прекратить уголовное дело при производстве неотложных следственных действий только по основаниям, предусмотренным п. 1, 3 и 4 ст. 24 УПК РФ.
Прокурор сохранил право прекратить уголовное дело при рассмотрении постановления следователя о направлении дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера (п. 3 ч. 5 ст. 439 УПК РФ).
Прекращение уголовного дела по основаниям, освобождающим от уголовной ответственности, допускается только с согласия руководителя следственно органа (если решение принимает следователь) или прокурора (если решение принимает дознаватель) (ст. 25, 28, ст. 427 УПК РФ).
Прокурору направляется копия постановления о прекращении дела.
В постановлении указываются:
1) время и место его составления;
2) фамилия, инициалы и должность следователя;
3) обстоятельства, послужившие поводом и основанием к возбуждению уголовного дела;
4) результаты расследования с указанием данных о лицах, в отношении которых осуществлялось уголовное преследование;
5) пункт, часть, статья УК Российской Федерации, предусматривающие ответственность за деяние, по признакам которого было возбуждено уголовное дело;
6) применявшиеся меры пресечения (в случае их применения);
7) основания для прекращения уголовного дела со ссылкой на пункт, часть, статью УПК РФ, предусматривающие данное основание;
8) решение об отмене: меры пресечения, ареста на имущество, корреспонденцию, временного отстранения от должности, контроля переговоров;
9) решение о вещественных доказательствах;
10) порядок обжалования данного постановления.
Уголовно-процессуальный закон (в ред. ФЗ от 05.06.2007 N 87-ФЗ) ввел полномочия руководителя следственно органа и прокурора утверждать постановления о прекращении дела, вынесенные соответственно следователем и дознавателем (п. 9 ч. 1 ст. 39; п. 13 ч. 2 ст. 37 УПК РФ).
В связи с этим возникает неопределенность о том, распространяются ли указанные полномочия руководителя следственно органа и прокурора на прекращение дела по всем основаниям, или лишь по основаниям, предусмотренным ст. 25, 28, ст. 427 УПК РФ. Последнее на основе толкования уголовно-процессуальных норм в их совокупности представляется правильным. В трех вышеуказанных случаях закон специально требует согласия руководителя СО или прокурора на прекращение дела. Согласно п. 41.1. ст. 5 УПК РФ, согласие - это в том числе разрешение на принятие процессуального решения. Такое разрешение равнозначно утверждению постановления. Поэтому ФЗ от 05.06.2007 N 87-ФЗ привел в соответствие содержание ст. 37 и 39 со ст. 25, 28, ст. 427 УПК РФ. Распространение этих специальных правил на все остальные случаи прекращения дела является неверным. См.: п. 20 Приказа Генерального прокурора РФ N 137 от 06.09.2007 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания».
Постановление о прекращении уголовного дела должно быть мотивированным.
Указание результатов предварительного расследования в описательной части постановления включает в себя: изложение имеющих юридическое значение установленных фактов (обстоятельств); анализ собранных доказательств о них (со ссылками на листы дела, с оценкой доказательств); приведение данных о лицах в отношении которых осуществлялось преследование; ссылку на документы, обосновывающее наличие подозрения, постановление о привлечении в качестве обвиняемого с указанием точной юридической формулировки обвинения; применявшиеся меры пресечения и иные меры процессуального принуждения; основание для прекращения дела и устанавливающие его доказательства.
Нереабилитирующие основания для прекращения уголовного дела должны быть установлены достоверно. При этом необходимо доказать участие лица в совершении преступления, которое достоверно доказано лишь на момент привлечения лица в качестве обвиняемого. Поэтому прекращение дела по нереабилитирующим основаниям целесообразно в отношении не подозреваемых, а именно обвиняемых (как это точно указано в ст. 427 УПК РФ).
Реабилитирующие основания могут быть основаны на недоказанности виновности при исчерпании всех возможностей для собирания дополнительных доказательств (ч. 2 ст. 21 УПК РФ). Так, непричастность лица к совершению преступления - это неустановленная причастность (п. 20 ст. 5 УПК РФ).
В резолютивной части постановления необходимо обратить внимание на следующие моменты:
а) при отмене наложения ареста на имущество, обеспечивающего гражданский иск, гражданскому истцу необходимо дать время для предъявления иска в порядке гражданского судопроизводства, чтобы уголовно-процессуальная мера принуждения - наложение ареста на имущество - была заменена аналогичной гражданско-процессуальной мерой;
б) решение о вещественных доказательствах принимается в соответствие с ч. 3 ст. 81 УПК РФ;
в) порядок обжалования постановления о прекращении дела установлен ст. 123-125 УПК РФ. Решение о прекращении дела может ущемить конституционное право на доступ к правосудию, поэтому возможность судебного обжалования данного решения особо подчеркивается Конституционным Судом;[1]
г) в резолютивной части постановления дополнительно следует отразить решение о признании права на реабилитацию при прекращении дела по реабилитирующему основанию (ч. 2 ст. 212 УПК РФ); согласие заинтересованных лиц при прекращении дела по нереабилитирующим основаниям. Отсутствие сведений о разъяснении существа нереабилитирующих оснований признается основанием для отмены решения о прекращении дела.
Согласие обвиняемого (подозреваемого) на прекращение дела предстает в виде «отсутствия его возражений» (ч. 2 ст. 27 УПК РФ), по основаниям, констатирующим наличие всех признаков преступления (п. 3 и 6 ч. 1 ст. 24; ст. 25 и 28; п. 3 и 6 ч. 1 ст. 27 УПК РФ).
Кроме того, требуется согласие законного представителя несовершеннолетнего обвиняемого при прекращении дела на основании ч. 6 ст. 427 УПК РФ.
С учетом нереабилитирующего содержания такого основания для прекращения дела как смерть подозреваемого или обвиняемого, целесообразно получить согласие на прекращение дела его родственников (при возражении которых производство может быть продолжено).
Согласие потерпевшего или его законного представителя на прекращение дела требуется при применении ст. 25 УПК (в виде их письменного заявления).
Кроме того, позицию потерпевшего целесообразно учесть при прекращении дела и по другим основаниям, так как его согласие на прекращение дела: а) может быть доказательственным фактом деятельного раскаяния, особенно по делам частно-публичного обвинения (ч. 3 ст. 20; ст. 23 УПК РФ); б) подтвердит его отказ от права на участие в уголовном преследовании (ст. 22 УПК РФ) и предотвратит жалобу на постановление о прекращении дела.
Часть 4 статьи 213 УПК предусматривает вручение или направление по почте копии постановления о прекращении дела сторонам (хотя право получения копии постановления прямо констатируется только у потерпевшего - п. 13 ч. 2 ст. 42 УПК РФ). Получение копии обеспечивает право заинтересованных лиц обжаловать данное решение.
Стороны имеют право не только получить копию постановления о прекращении дела, но и ознакомиться со всеми материалами оконченного производства и сделать с него копии (кроме сведений, содержащих охраняемую ФЗ тайну). Это вытекает из норм общей части УПК (п. 12 ч. 2 ст. 42; п. 12 ч. 4 ст. 44; п. 12 ч. 4 ст. 47; п. 7 ч. 1 ст. 53; п. 9 ч. 2 ст. 54 УПК РФ). Право на ознакомление с материалами дела должно реализоваться по аналогии со ст. 216-217 УПК РФ.
При прекращении дела желательно заранее предоставить гражданскому истцу возможность предъявить иск в гражданском процессуальном порядке, чтобы арестованное по уголовному делу имущество не было отчуждено или сокрыто после отмены мер обеспечения иска. Для этого право подачи иска должно быть разъяснено еще до прекращения дела (и до отмены наложения ареста на имущество).
Право подачи гражданского иска исключается лишь при отсутствии события преступления. Непричастность лица к совершению преступления не исключает предъявления иска (к юридическому лицу, другому физическому лицу).
При прекращении уголовного преследования без прекращения уголовного дела соблюдаются общие требования к постановлению о прекращении дела, с учетом следующей особенности: отменяются меры принуждения, применяемые в отношении данного лица.
Органы дознания и органы предварительного следствия обязаны в двухнедельный срок информировать военные комиссариаты или иные органы, осуществляющие воинский учет, о прекращении уголовных дел в отношении граждан, состоящих или обязанных состоять на воинском учете (ст. 4 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).
[1] Постановление Конституционного Суда РФ от 13 ноября 1995 г. № 13-П // СПС Гарант.
|