Совершенствование механизма обеспечения производства по делам об административных правонарушениях требует устранения имеющихся противоречий в порядке осуществления собственно мер обеспечения производства и одноименных с ними обычных административно-предупредительных мер, применяемых в процессе реализации государственными органами своих правоохранительных, надзорных полномочий. Например, порядок досмотра вещей, транспортных средств или личного досмотра как мер обеспечения производства процессуально урегулирован. В отношении же досмотра вещей, транспортных средств, личного досмотра, применяемых полицией в качестве мер административного предупреждения, в законе практически нет никаких процессуальных положений. Между тем важно совершенствовать законодательство в части не только уточнения оснований применения мер административного предупреждения, но и порядка их осуществления.
Так, во многих случаях крайне важен вопрос, могут ли быть использованы результаты досмотра, осуществленного в качестве административно-предупредительной меры, в процессе доказывания по делу об административном правонарушении, если дело возбуждено по результатам такого досмотра. С одной стороны, допускается использование в качестве источников доказательств любых документов, например рапорта лица, проводившего досмотр. Но с другой стороны, осуществление такого досмотра, как правило, не соответствует процессуальным требованиям, предъявляемым к порядку осуществления досмотра как меры обеспечения производства по делу.
В подавляющем же большинстве случаев осуществление административно-предупредительных мер, которые сами до себе процессуально в достаточной степени не урегулированы, даже если и дает определенные основания для возбуждения дела, не обеспечивает надлежащего собирания доказательств. Это объясняется тем, что доказательства представляют собой единство фактического содержания и процессуальной формы, что определяет, в частности, и такое их качество, как допустимость, которая означает, что при собирании и фиксации полученных сведений должны быть соблюдены общие процессуальные правила
В связи с этим видится четыре направления совершенствования законодательства с целью разрешения подобных проблем.
Во-первых, в законах, регулирующих полномочия субъектов, которые наделены правом осуществлять административно-предупредительные меры
Во-вторых, порядок осуществления как предупредительных мер, так и мер административного пресечения следовало бы привести в полное (или почти полное) соответствие с порядком применения одноименных мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
В-третьих, в КоАП по аналогии с УПК нужно четко изложить все основания возбуждения дела об административном правонарушении. Среди них следует указать, например, фактические данные, полученные в процессе осуществления административно-предупредительных мер и надзорных проверок.
Исходя из вышеизложенного мы можем сделать вывод, что законодательство, содержащее в себе положения, касающиеся применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях нуждается в совершенствовании и уточнении. Тем не менее, четко закрепленные процессуальные нормы могут бездействовать в случае их неисполнения или недобросовестного исполнения теме должностными лицами, на которых исполнение этих норм возложено в соответствие с законодательством.
|