Организации, работающие в сфере туризма, реализуют туристский продукт с помощью заключения договора об оказании туристских услуг с клиентами, которые покупают тур.
Российское законодательство не содержит понятия договора оказания туристских услуг как такового, однако ФЗ «Об основах туристской деятельности» содержит понятие договора о реализации туристского продукта[1].
ГК РФ не содержит норм, напрямую регулирующих данный вид договора, однако, в соответствии со ст.779 ГК РФ, определяющей договор возмездного оказания услуг, услуги по туристическому обслуживанию рассматриваются как возможный вид договора возмездного оказания услуг[2].
Таким образом, складывается ситуация, когда Гражданский кодекс прямо указывает на правовую природу рассматриваемого договора, а Федеральный закон содержит в себе другое понятие, «реализация туристского продукта».
Н. Сирик отмечает, что данная проблема должна быть разрешена именованием в ФЗ анализируемого договора договором возмездного оказания туристских услуг[3].
Таким образом, понятие «договор на реализацию туристического продукта» не стоит рассматривать как отдельный непоименованный вид договора, а как общее понятие, включающее в себя различные виды договоров, заключаемых между туристом и обслуживающей его организацией[4].
Таким образом, под договором возмездного оказания туристических услуг понимается договор на туристическое обслуживание, по которому одна сторона (туроператор) обязуется оказать другой стороне (туристу) самостоятельно или с привлечением третьих лиц единый комплекс туристских услуг в соответствии с целью путешествия и на условиях, определенных договором, а другая сторона (турист) обязуется оплатить оказанную услугу[5].
Указанный договор является консенсуальным, так как предполагает согласование исполнителем и заказчиком всех его существенных условий, в противном случае такой договор будет считаться незаключенным. Договор взаимный и двусторонний (каждая сторона имеет спектр прав и обязанностей), а также возмездный – предполагает оплату заказчиком всех предоставленных ему по договору услуг.
Договору оказания туристских услуг принадлежит ряд определенных черт, благодаря которым его относят к публичному: туроператор и турагент обязаны вступать в договорные отношения с любым лицом, обратившимся к ним, как физическим, так и юридическим; туристская организация не может оказывать предпочтение какому-либо клиенту перед другим и обязана устанавливать одинаковые условия договора для всех потребителей (за исключением льготных категорий лиц).
Во многих случаях договор оказания туристских услуг является договором присоединения, что означает неучастие туриста в выработке или согласовании существенных условий договора – он имеет возможность только присоединиться к договору на условиях, предлагаемых фирмой.
Субъектами договора являются лица, принимающие участие в заключении или реализации договора.
Одной из сторон договора является организация или индивидуальный предприниматель, которые несут обязанность по предоставлению туристских услуг другой стороне.
Можно провести классификацию субъектов по критерию выполняемой ими экономической функции: организаторы тура (туроператоры), посредники (турагенты), лица, непосредственно оказывающие туристам услуги, входящие в тур.
Туроператоры, за редким исключением, не занимаются оказанием туристских услуг потребителям непосредственно. Они организуют их оказание клиенту посредством третьих лиц – турагентов.
Законодатель определяет туроператорскую деятельность как деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом[6].
В соответствии со ст. 4.1 ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» существуют определенные условия осуществления деятельности туроператорами. Это, во-первых, наличие регистрации туроператора в качестве юридического лица (индивидуальные предприниматели не могут заниматься туроператорской деятельностью), во-вторых, наличие финансового обеспечения, затем, членство в объединении туроператоров в сфере выездного туризма и внесение сведений о туроператоре в Единый федеральный реестр туроператоров.
Стандартизация и сертификация являются также важными условиями осуществления туроператорской деятельности. Сертификация носит добровольный характер, однако организации, как правило, стараются иметь сертификат для подтверждения соответствия своих услуг требованиям и нормам, тем самым предоставляя своим клиентам дополнительные гарантии надежности и качества предлагаемых услуг.
Стандартизация представляет собой процесс установления и применения стандартов – различных норм, характеристик и правил деятельности туроператоров. Законодательная база стандартизации представлена ФЗ «О техническом регулировании», а также государственными стандартами России и Правилами[7].
Стандартизация в сфере туризма выполняет ряд важных функций: устанавливаются показатели качества туристских услуг и требования к такому качеству, тем самым повышая уровень безопасности жизни и здоровья граждан, и их имущества, экологической безопасности. Также происходит повышение конкурентоспособности туристских услуг.
Федеральный закон не содержит определения турагента, но дает понятие турагентской деятельности, которая включает в себя продвижение и реализацию туристского продукта. На практике турагенты не только реализуют продукт, сформированный туропрератором, но и зачастую оказывают дополнительные услуги, не входящие в него, например, рекламные, страховые, консультационные.
Турагент организовывает свое взаимодействие с туроператором, основываясь на ряде договоров, таких как договор поручения, коммерческой концессии и, как наиболее распространенный вариант, договор агентирования. Данный договор предполагает выплату турагенту за продвижение и реализацию туристского продукта, так называемую агентскую комиссию. Она может выражаться в твердой, фиксированной сумме, в виде определенного процента от стоимости реализуемых туров, в виде агентской наценки на стоимость турпродукта.
К лицам, непосредственно оказывающим туристские услуги, относятся перевозчики, организации питания, организации, предоставляющие экскурсионные и развлекательные услуги, услуги гидов и переводчиков. Такие лица оказывают туристу услуги, входящие в туристское обслуживание, однако производимые только этими лицами. Следовательно, реализуется исполнение обязательств третьими лицами в соответствии со ст. 780 ГК РФ[8].
Объединяющим признаком для них является то, что они предоставляют отдельные виды услуг, которые входят в туристское обслуживание, и непосредственно оказывают туристам только конкретные, воспроизводимые ими услуги[9]. Следовательно, работа субъектов туристской деятельности должна основываться на ст. 780 ГК РФ, в которой предусмотрена возможность исполнения обязательств по оказанию услуг силами третьих лиц.
В ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» содержится определение лица, являющегося туристом. Турист - лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания, на период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющее не менее одной ночевки в стране (месте) временного пребывания[10].
Таким образом, можно выделить некоторые признаки, позволяющие отличить туриста от иных путешественников. Во-первых, это совершение лицом поездок за пределы своего места проживания; во-вторых, время нахождения в месте назначения определено законом; в-третьих, цель поездки имеет добровольную направленность и не имеет направленности на занятие работой, оплачиваемой из средств местного источника.
Итак, сторонами договора оказания туристских услуг являются туроператор либо турагент и клиент-турист.
В соответствии с Гражданским кодексом РФ услуга – это совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности[11]. Так как договор по оказанию туристских услуг представляет собой подвид договора о возмездном оказании услуг, то под совершением определенных действий можно понимать, например, бронирование экскурсий, номеров; под осуществлением деятельности – оказание различных услуг по организации питания, перевозки, развлечения и тому подобное.
Таким образом, можно заключить, что предметом договора оказания туристских услуг является оказание не одной услуги, а целого комплекса услуг, то есть, комплексной туристской услуги (питание, перевозка, размещение, экскурсионные и культурно-массовые мероприятия).
Реализация туристского продукта осуществляется на основании договора, заключаемого в письменной форме между туроператором (турагентом) и туристом и (или) иным заказчиком[12].
Срок оказания услуг, подразумевающий дату начала и окончания поездки, ее продолжительность, а также цена туристского продукта определяются туроператором (турагентом) при согласовании данных условий с клиентом.
Согласно Федеральному закону «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», а именно статье 10, в договоре должны быть обязательно прописаны такие существенные условия, как: информация о туроператоре, его наименование и адрес, а также реестровый номер; необходимые для реализации продута сведения о заказчике (туристе либо ином лице); цена туристского продукта и информация о его потребительских свойствах и дополнительных услугах[13].
Также необходимо указать права, обязанности и ответственность сторон по договору, порядок его изменения либо расторжения; размер финансового обеспечения, информация о договоре страхования ответственности туроператора или банковской гарантии; информация о порядке и сроках предъявления заказчиком претензий к туроператору либо требований о выплате страхового возмещения по договору или суммы по банковской гарантии. Обязательными являются сведения о заключении в пользу туриста договора добровольного медицинского страхования, предусматривающего обязанность туроператора оказать экстренную помощь туристу, включая медицинскую эвакуацию[14].
Иные условия, в том числе и обязательные, могут указываться в договоре по соглашению сторон, например, срок оказания услуг. подразумевающий дату начала и окончания поездки, ее продолжительность.
Однако в договор не могут включаться условия, которые ущемляют права потребителя, установленные нормативными актами в сфере защиты прав потребителей.
В соответствии с Правилами об оказании услуг по реализации туристского продукта[15] наряду с обязательными условиями, предусмотренными ФЗ, устанавливаются дополнительные требования к договору оказания туристских услуг. Необходимо указание сведений о наименовании и почтовом адресе не только туроператора, но и турагента, а также информация о том, что оказывает услуги не турагент, а туроператор. Корме того, обязательна информация о способах связи с туроператором и сведения о том, кому предъявляется требование о выплате страхового возмещения, если возникнет необходимость.
Вышеуказанными правилами установлено, что реклама, находящаяся в каталогах и справочниках, может являться публичной офертой к неопределенному кругу лиц. Таким образом, она должна содержать все существенные условия договора о реализации туристского продукта.
В случае если исполнитель изъявит желание провести конкурс, стимулирующую лотерею или какое-либо подобное этому мероприятие, он обязан указать в рекламе сведения о сроках и правилах проведения мероприятия, информацию о призах и выигрышах, а также источник информации об организаторе.
Любая из сторон договора имеет право потребовать его изменения или расторжения в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых стороны исходили в момент заключения договора. Данными обстоятельствами являются: ухудшение условий путешествия или непредвиденный рост транспортных тарифов, изменение срока поездки, также невозможность совершения путешествия туристом по обстоятельствам, от него независящим, таким как болезнь или визовые проблемы.
Исполнитель договора обязан передать заказчику оригинал договора, путевку и все сопутствующие документы, включая билет, ваучер, не позднее 24 часов до начала путешествия[16]. Данный срок возможно сократить с согласия потребителя. Как показывает практика, туристы соглашаются на предложение исполнителя на вручение документов за несколько часов до отлета, например, в аэропорту[17].
Конкретные условия путешествия и общая цена туристского продукта указываются в туристской путевке, выдаваемой путешественнику.
Договор, являющийся отдельным документом, не может быть заменен путевкой, которая представляет собой подтверждение факта оплаты туристского продукта и является бланком строгой отчетности.
Следует учитывать тот факт, что указанные условия в соответствии с законодательством являются существенными, то туроператорам и турагентствам необходимо обязательно включать такие условия сразу в типовые формы договоров, иначе договор может считаться незаключенным со всеми вытекающими из этого последствиями.
[1] Федеральный закон от 24.11.1996 №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». – ст. 1.
[2] Гражданский кодекс Российской Федерации от 26.01.1996 №14-ФЗ (в ред. От 31.12.2014). - п. 2 ст. 779.
[3] Сирик Н.В. Договор оказания туристских услуг как средство реализации прав граждан на от-дых // Туризм: право и экономика. –2009. – № 1.
[4] Казаченок О.П. Соотношение договора оказания туристических услуг и договора реализации туристского продукта // Новый университет. Серия «Экономика и право». – 2014. - N 5-6. – с. 39.
[5] Вольвач Я.В. Туристские услуги как объект гражданских правоотношений: Монография. – Инфра-М, 2012. – с.128.
[6] Федеральный закон от 24.11.1996 №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». – ст. 1.
[7] Постановление Правительства РФ от 18.07.2007 № 452 «Об утверждении Правил оказания услуг по реализации туристского продукта» (с изменениями и дополнениями).
[8] Гражданский кодекс Российской Федерации от 26.01.1996 №14-ФЗ (в ред. От 31.12.2014). – ст. 780.
[9] Вольвач Я.В. Туристские услуги как объект гражданских правоотношений: Монография. – Инфра-М, 2012. – ст. 58.
[10] Федеральный закон от 24.11.1996 №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». – ст.1.
[11] Гражданский кодекс Российской Федерации от 26.01.1996 №14-ФЗ (в ред. От 31.12.2014). - п. 1 ст. 779.
[12] Федеральный закон от 24.11.1996 №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». – ст.10.
[13] Федеральный закон от 24.11.1996 №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». – ст.10.
[14] Там же.
[15] Постановление Правительства РФ от 18.07.2007 № 452 «Об утверждении Правил оказания услуг по реализации туристского продукта» (с изменениями и дополнениями). – п.14.
[16] Постановление Правительства РФ от 18.07.2007 № 452 «Об утверждении Правил оказания услуг по реализации туристского продукта» (с изменениями и дополнениями). – п.19.
[17] Сутягин, А.В., Феоктистов, И.А. Новые правила оказания туристических услуг / А.В. Сутягин, И.А. Феоктистов. – М.: «ГроссМедиа: РОСБУХ», 2008. – с. 51.
|