Управленческие функции реализуются по средствам взаимодействия между индивидами, социальными группами, иными словами посредством коммуникации и обмена информацией. При этом отметим, что "информация" и "коммуникация" являются взаимосвязанными понятиями, однако коммуникация включает и то, что передается (информацию), и то, как (по средствам чего) передается та или иная инеформация.
Термин "коммуникация" (от лат. "communication" делаю общим, сообщение, передача) в аспекте социального взаимодействия представляет собой обмен мыслями, идеями, сведениями, передаваемыми от одного носителя к другому с помощью знаков, зафиксированных на материальных носителях.
Как отмечает Виханский О.С. термин "коммуникация" происходит от лат. "communis", что означающее "общее", следовательно определение данного термина возможно не просто как передача информации, а передача а значения или смысла с помощью тех или иных символов.
Латфуллина Г.Р. определяет коммуникацию как обмен идеями, мнениями и информацией, которая должна быть значима для участников коммуникации, в устном и письменном виде посредством символов с целью добиться от предпринимающей стороны точного понимания отправленного сообщения.
Чаусов Н.Ю. же указывает, что коммуникация представляет собой обмен информацией, в соответствии с которым руководитель принимает управленческие решения и доводит их до сотрудников организации.
Понятие "коммуникация" может пониматься двояко. С одной стороны, в нем фиксируется статика взаимодействия. В частности это можно проследить на примере любого письменного документа, который несет в себе ту или иную информацию, выполняет информативную, эмотивную (побуждает эмоции; мотивацию взаимодействия) и управленческую функцию и устанавливает и поддерживает фактические контакты. С другой стороны, коммуникации фиксируют динамику, непосредственно процесс взаимодействия. Коммуникации в системе государственного управления являются официальным, юридически целенаправленным регламентированным движением индивидуальных субъектов управления к социальной общности с сохранением за этими субъектами определенной автономности, самостоятельности, самодеятельности, индивидуальности.
Структура коммуникативного процесса обычно представляет собой набор четырех базовых элементов, к которым относятся:
Отправитель, лицо, которое генерирует идею, или собирающее и передает информацию.
Собственно информация, непосредственно сообщение, которое должно быть закодировано с помощью символов.
Каналы передачи информации и средства передачи информации.
Получатель, т.е. лицо, для которого предназначается информация и которое интерпретирует ее.
Любой государственный орган власти представляет собой социальную организацию, которую с позиции теории социального взаимодействия необходимо определять как форму взаимодействия людей, которое направлено на выполнение определенной общественно значимой функции. Такое взаимодействие обеспечивается и выражается по средствам:
а) системы официальных отношений, которые регламентируются юридическими предписаниями;
б) распределения функций, что в совокупности образует горизонтальную специализацию;
в) субординации должностей, что является вертикальной специализацией.
г) системы коммуникаций включающих в себя средства и каналы передачи информации, которая движется сверху вниз, снизу вверх и по горизонтали.
Государственные органы и государственные институты вступают в коммуникацию в целях информирования, воздействия, убеждения субъект коммуникации либо с целью описания текущей обстановки.
Таким образом, коммуникации в системе государственного управления представляют собой обмен информацией с помощью имеющейся системы символом, социальное взаимодействие, обладающее рядом свойств и признаков и направленное на регулирование поведения людей, работы государственных институтов ради достижения общей цели.
|