К сожалению, в настоящее время сложилась такая ситуация, при которой коммуникативная связь между органами государственной власти и общественностью налажена не надлежащим образом, что приводит к тому, что граждане не доверяют представителям власти.
Среди основных причин такого недоверия можно выделить следующие три основных блока:
Технические причины. Возникновение причин подобного рода связано с отсутствием в органах государственной власти специалистов по связам с общественностью (это особенно характерно для органов местного самоуправления), что приводит к тому, что они (государственные органы) не могут пояснить гражданам мотивы и цели своих действий, не дают им представления о тех условиях, в которых они осуществляют свою деятельность.
Культурно-исторические причины, которые связаны с тем, что традиционно наше общество предрасположено к противостоянию населения и власти.
"ресурсные" причины, которые связаны с недостаточным финансированием госслужбы, отсутствием необходимой материальной и технической базы, ограниченностью располагаемых временных ресурсов и пр.
Для решения вышеперечисленных проблем по средствам применения и реализации государственными органами определенного ряда мероприятий необходимо:
устанавливать, поддерживать и расширять контакты с гражданами и организациями;
информировать общественность о принимаемых государственными органами решениях;
изучать и анализировать общественное мнение;
анализировать общественные реакции на действия должностных лиц и органа власти в целом.
прогнозировать общественно-политические процессы;
формировать благоприятный имидж отдельно взятого государственного органа, что будет способствовать повышению авторитета власти в целом.
Коммуникация в системе государственного управления может и должна развиваться, постоянно совершенствоваться.
Для планомерного и эффективного развития коммуникаций в деятельности государственных органов необходимо соблюдать следующие принципы:
Принцип ясности. В соответствии с принципом ясности, коммуникация должна происходить на одном языке общения, и передаваться таким образом, чтобы быть ясно воспринятым получателем. Этот принцип предполагает не просто одну и ту же систему символов общения, но и определённое доверие сторон к друг другу.
Принцип целостности имеет задачу сплочения всех участников коммуникации ради достижения общей цели. Целостным может быть только такое общество и государство, где нет деления на классы, расы и так далее, признаком целостности обладает только демократическое государство, которым является наша Республика.
Кроме того, одним из принципов совершенствования коммуникации в системе государственного управления может стать развитие неформальных групп внутри государственных институтов, по которым информация зачастую передаётся быстрее, чем по формальным источникам, а уровень сплочённости команды очень высок.
Пристальное внимание хотелось бы уделить и принципу обратной связи как способу совершенствования коммуникации в системе государственного управления. Обратная связь свидетельствует о налаженном процессе обмена информацией, это могут быть, к примеру, социологические опросы, круглые столы, мероприятия, форумы на Интернет-порталах, прямые линии по телефону и многое другое.
Принцип регулирования информационных потоков. Регулирование информационных потоков позволяет отсеять ненужную или даже вредную информацию, но доводить до общества, либо до государственных институтов те потоки, которые наиболее актуальны и необходимы на данный момент. В свою очередь, принцип регулирования информационных потоков будет являться только одним из примеров управленческих действий по совершенствования коммуникации в системе государственного управления.
Для развития коммуникации, государственные служащие разных уровней могут практиковать различные тактики по совершенствованию обмена информации.
Так, например Управлением ФАС России по Ростовской области ежегодно проводятся пресс-конференции по различным направлениям. Заместителями руководителя Управления представляется публичный отчет о деятельности курируемого ими отдела.
Так, например, 26 марта 2014 года в Ростовском УФАС России состоялась пресс-конференция заместителя руководителя - начальника отдела контроля органов власти Константина Анатольевича Коренченко. Журналистам был представлен отчет о работе отдела за 2013 год, освещены результаты работы Управления в сфере контроля органов власти и рекламы. Константин Анатольевич подробно остановился на теме незаконной смс-рассылки, использовании непристойных образов в рекламе, а также недобросовестной конкуренции при проведении торгов.
2 апреля 2014 года в Ростовском УФАС России состоялась отчетная пресс-конференция отдела контроля закупок. На вопросы представителей средств массовой информации ответили заместитель руководителя управления Максим Благодарев, начальник отдела закупок Тигран Акопян, а также заместитель начальника отдела Юлия Моргунова.
Кроме того, на сайте Ростовского УФАС России ежедневно публикуется актуальная информация о деятельности территориального управления.
Обратная связь помогает также наладить системы сбора предложений, когда благодаря коммуникации совершенствуется работа государственных органов.
Таким образом, возможности ПР могут быть использованы в целях повышения открытости государственного управления и приближения к интересам граждан. Закрытость органов управления, недостаточное или неэффективное взаимодействие с общественностью приводят к отчуждению людей от власти, что может стать предпосылкой социальных потрясений.
|