Правовые основы регулирования занятости населения базируются на Конституции РФ. Основной законодательства о занятости населения является Конституция РФ, которая определяет главные направления правового регулирования занятости населения. Это означает, что правовые нормы законодательства о занятости должны учитывать принципы, установленные Конституцией РФ, основные права и свободы человека и гражданина, гарантированные. Ключевыми для сферы занятости являются положения, установленные в ст.37 Конституции, декларирующей свободу труда и запрещение принудительного труда [1].
Законодательство о занятости включает Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1, федеральные законы, нормативные правовые акты Р.Ф., законы и нормативных правовые акты субъектов Р. Ф.
В п.1 статьи 6 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1, определена основа и структура законодательства о занятости населения, то есть список видов нормативных правовых актов, которые его составляют.
К нормативным правовым актам, из которых состоит законодательство о занятости населения, относятся [2]:
1) Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1, который определяет основные положения, направления и вопросы регулирования занятости населения;
2) другие федеральные законы.
К их числу в первую очередь следует отнести Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (Далее ТК РФ), который включает основные положения, касающиеся заключения трудовых договоров, поступления на работу, основных гарантий, предоставляемых работникам.
Федеральные законы могут определять отдельные полномочия органов службы занятости. Например, Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" определяет порядок участия органов службы занятости в профессиональной направленности несовершеннолетних, их содействие в устройстве на работу несовершеннолетних, которые нуждаются в помощи государства[3]. Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет компетенцию органов государственной службы занятости населения, когда к ним обращаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, для осуществления профориентационной работы с указанными лицами и обеспечению диагностики их профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья[4].
3) иные нормативные правовые акты Российской Федерации (Далее РФ).
К таким актам принадлежат указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ и нормативно-правовые акты, принятые федеральными органами исполнительной власти по вопросам занятости населения.
В частности, большое значение имеют: Постановление Правительства РФ от 14.07.1997 № 875 "Об утверждении Положения об организации общественных работ", Постановление Правительства РФ от 07.09.2012 № 891 "О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы", Приказ Минтруда России от 29.06.2012 № 10н "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными", Постановление Правительства РФ от 5 февраля 1993 г. № 99 "Об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения"
Конкретными мерами предупреждению массовой безработицы, согласно Постановление Правительства РФ от 5 февраля 1993 г. № 99, могут выступать консультации органов государственной службы занятости по поиску подходящей работы гражданам, которые могут быть подвергнуты массовому увольнению, профилактические работы с работодателями, направленные на разъяснение им способов выхода из экономически сложной ситуации, которая может возникнуть в их организации, создание временных рабочих мест. [5]
4) законы субъектов РФ.
Законы, посвященные вопросам занятости населения, с тем или иным названием приняты и действуют во многих субъектах РФ.
В качестве примера назовем Закон Вологодской области от 01.03.2012 № 2714-ОЗ (ред. от 04.11.2014)"О мерах поддержки отдельных категорий граждан в области содействия занятости населения". В нем излагаются условия получения единовременной финансовой помощи и финансовой поддержки определенным законом гражданам[6].
5) иные нормативные правовые акты субъектов Р. Ф.
К ним относятся постановления, приказы и иные подзаконные нормативные правовые акты, принимаемые органами государственной власти субъектов РФ в сфере занятости населения и регулирующие отдельные вопросы, входящие в компетенцию органов государственной власти субъектов Р. Ф.
В качестве примера назовем Постановление Правительства Вологодской области от 28.10.2013 №1101 "О государственной программе "Содействие занятости населения, улучшение условий и охраны труда в Вологодской области на 2014 - 2018 годы". В нем выделены основные направления регулирования занятости населения:
1) улучшение качества жизни граждан
2) повышение способности рынка труда к различным изменениям уровня жизни населения и развитие человеческого потенциала;
3) повышение уровня способностей человека к труду
4) подготовка по профессии и образование по дополнительным специальностям безработных инвалидов, в том числе обучение в иной местности;
5) подготовка по профессиям, а также переобучение лиц женского пола, которые пребывают в отпуске по ухаживанию за ребенком до наступления им трехлетнего возраста;
6) помощь в трудоустройстве инвалидов;
7) обеспечение условий, которые позволяют сохранить трудоспособность граждан;
8) способствование сохранению рабочих мест;
9) развитие граждан, способных заниматься трудом, для обеспечения стабильной деятельности организаций;
10) способствование занятости молодежи [7].
В соответствии с п.2 ст.6 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 законодательство о занятости населения действует и на иностранных граждан и лиц без гражданства [8].
Данная норма включена в связи с положением ст.62 Конституции РФ, согласно которой иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Р.Ф. правами и выполняют обязанности одинаково с гражданами РФ, исключая случаи, предусмотренные федеральным законом или международным договором Р. Ф.
Не каждое государство признает для себя обязательность международных правовых актов или признает их только в части. Это создает трудности в реализации гарантий прав граждан Р.Ф., проживающих за ее пределами. Зачастую только двух - или многосторонний международный договор (соглашение) позволяет достичь договоренности о механизме реализации и обеспечения определенного уровня гарантий, например, в форме распространения режима национального законодательства иностранного государства и на граждан Р.Ф. или создания особого правового режима.
В условиях кризиса на данном этапе развития РФ необходимо остановиться на изменениях в сфере законодательства о занятости населения.
Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 исследователи, чаще рассматривают в качестве источника трудового права. Поэтому нужно дать несколько иную характеристику этому нормативному правовому акту.
Закон содержит структурный элемент - преамбулу. Преамбула Закона ориентирует на регулирование такими отраслями российского права: конституционным, административным, трудовым, гражданским, социального обеспечения, финансовым, а также международным трудовым правом. В смысловом плане она состоит из двух частей, каждая из которых заключена в одном абзаце.
В первом абзаце преамбулы содержится указание на цель и задачи принятия Закона.
Целью принятия Закона является регулирование основ государственной политики содействия занятости населения. Данная цель не указывается в преамбуле прямо, но прослеживается из ее смыслового контекста.
Во второй части преамбулы содержится указание на порядок установления гарантий по исполнению прав граждан Российской Федерации, проживающих вне ее территории, на труд (занятость).
Закон требует совершенствования. Необходимо, на наш взгляд, исключить названия в названии понятие "население". Во многих статьях он не упоминается, законодатель использует термин "граждане". Нет понятия "населения" в названии федерального органа исполнительной власти, а именно - Федеральная служба по труду и занятости.
Структура Закона требует некоторых изменений для облегчения усвоения смысла.
Глава I "Общие положения"[9] должна быть неизменна в структуре, потому что содержит нормы, регулирующие отношения по содействию занятости, основные понятия.
Глава II направлена на регулирование вопросов обеспечения гражданам права на выбор места работы, определяет право граждан на определенные формы содействия в обеспечении их занятости. Конкретные права, предоставляемые гражданам, сформулированы в названии статьи 9 в форме перечисления и подробнее раскрываются в тексте статьи. Статья 10 предоставляет гражданам право на самостоятельный поиск работы и трудоустройство вне территории Р.Ф. Статья 11 предоставляет гражданам, чьи права в области занятости были нарушены обжаловать такие решения, действия или бездействие.
В административном порядке обжалование осуществляется путем обращения гражданина в вышестоящий орган государственной службы занятости или к вышестоящему должностному лицу органа государственной службы занятости с жалобой. Судебный порядок обжалования раскрыт в главе 22 КАС РФ[10].
Глава III "Гарантии государства в области занятости" [11] содержит две статьи: "гарантии государства в реализации права граждан на труд" и "дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения". Данная глава определяет основные государственные гарантии, предоставляемые гражданам РФ в области занятости. В данном смысле гарантии рассматриваются, как обязанность государства реализовывать предоставленные гражданам РФ права в области занятости с помощью экономических, юридических, организационных и иных средств, способов и условий.
Пункт 1 статьи 12 называет общие для всех граждан РФ гарантии, обеспечиваемые государством, при реализации права на труд.
В пункте 2 статьи 12 перечислены три государственные гарантии, предоставляемые безработным гражданам. В рассматриваемой статье под безработными имеются в виду не все граждане, не имеющие работы, а только те, которые зарегистрированы в качестве безработных в определенном законом порядке.
Статья 13 устанавливает дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения, обеспечение которых берет на себя государство. В то же время в названии этой статьи отсутствует указание на то, что речь идет о дополнительных гарантиях, которые предоставляет государство. Можно сделать вывод, что такие гарантии занятости могут предоставляться и другими субъектами, а не только государством, государство же берет на себя обязательство обеспечивать эти гарантии посредством определенных способов.
Глава VI закрепляет "социальные гарантии и компенсации"[12]. В ней перечислены меры социальной поддержки безработных граждан (стипендия, пособие, возможность общественных работ, гарантия непрерывности стажа). Перечисленные меры поддержки гарантируются государством, то есть их предоставление обязательно для каждого признанного безработным гражданина, но при этом допускается введение определенных условий для их получения. Перечень является закрытым, но не содержится запрета на введение дополнительных мер в субъектах РФ. В 1 пункте статьи 28 указаны меры материальной поддержки, направленной на компенсацию утраты или отсутствия заработка у безработного и на обеспечение основных потребностей гражданина.
В пункте 2 статьи 28 установлена еще одна мера поддержки: гарантия непрерывности трудового стажа в определенные периоды времени.
Так же в главе VI определены размеры стипендий, установлен порядок определения (исчисления) размера пособия по безработице, указаны причины прекращения, приостановления выплаты пособия, сокращения размера выплаты пособия, а также указана возможность получения материальной помощи.
Введение причин для прекращения выплаты пособия связано с необходимостью мотивации безработных к исполнению установленных требований, активному поиску новой работы.
На наш взгляд, нет необходимости оставлять две главы, которые посвящены гарантиям. Таким образом, глава VI может содержать в себе главу III.
В главе IV определен круг органов и организаций, которые входят в государственную службу занятости, основные задачи данных органов, а также основы их взаимодействия с установленными органами. Рассмотрим несколько статей указанной главы.
В Статье 16 устанавливается возможность и необходимость проведения оценка рынка труда и отражения проведенной оценки в статистической отчетности. Исследования по проблемам занятости проводятся на основе Методологические положений[13].
В статье 16.1 рассмотрены регистры, которые предполагают систематизацию и накопление информации, служит целям административного учета.
В целях содействия гражданам РФ в трудоустройстве, снижения необоснованной безработицы законодатель согласно статье 16.2 предусматривает создание информационно-аналитической системы "Общероссийская база вакансий "Работа в России" (далее - ИАС "Работа в России"), которая является федеральной информационной системой, содержащей установленную информацию.
ИАС "Работа в России" рассматривается как информационно-аналитическая, т.е. она не только содержит информационные данные, но и позволяет проводить с ними определенные операции с целью получения заданного результата, отбора информации по определенным критериям, анализа полученной информации.
Под информацией понимается набор сведений (данных), характеризующих установленный объект, явление, состояние рынка.
В статье 17 содержится указание на возможность привлечения на территорию Р.Ф. иностранной рабочей силы, и определяются правовые основы для ее привлечения.
Привлечение иностранной рабочей силы провозглашается приоритетным правом Р.Ф. Именно Р.Ф. определяет возможность привлечения иностранной силы в неограниченном количестве либо же с ограничениями и установлением квот, перечня работ, случаев привлечения иностранцев к работам, правовые основы регулирования трудовых отношений. В данной статьи говорится не об исключительном праве Р.Ф., а о приоритетном праве.
В статье 18 указаны требования к деятельности, связанной с трудоустройством российских граждан за пределами территории Р.Ф. Опираясь на текст статьи, можно сделать вывод, что такую деятельность могут осуществлять только российские юридические лица.
Статья 18.1 направлена на урегулирование вопросов по осуществлению деятельности по представлению труда работников. Данная форма труда является законной в отличии от заемного труда, несмотря на их синонимичную конструкцию определения.
Статья 20 предусматривается возможность создания координационных комитетов содействия занятости населения. Такие координационные комитеты - это коллегиальный орган, который состоит из представителей работников, работодателей, общественных объединений и органов государственной власти. Основными задачами таких комитетов являются:
выработка курса содействия занятости.
определения направлений решения проблем безработицы.
выявление способов и методов решения проблем, связанных с обеспечением занятости
В деятельности комитетов участвуют представители таких органов власти, как Министерство труда и социальной защиты РФ, Федеральная служба по труду и занятости, государственные органы, уполномоченные на решение вопросов в сфере занятости, созданные в субъектах РФ.
Статья 21 посвящена участию профессиональных союзов и иных представительных органов работников в содействии занятости.
Статья 22 направлена на разграничение источников финансирования по расходным обязательствам Р.Ф. и субъектов РФ по содействию занятости населения.
Глава V состоит из двух статей. Статьи определяют обязанности работодателей, установленные государством в целях реализации политики занятости, и их права.
Таким образом, глава IV "регулирование и организация занятости населения"[14] может содержать в себе главу V "участие работодателей в обеспечении занятости населения". Так как в обеих главах вопрос об организации занятости. Возникает вопрос, нужна ли отдельная V глава. Таким образом, новая структура закона может быть представлена в четырех главах вместо шести, но дополнена пятой главой.
Исходя из вышеизложенного, в условиях кризиса необходимо остановиться на изменениях в сфере законодательства о занятости населения.
Отметим, что в разных социальных группах уровень безработице может отличаться из-за ряда причин. Например, женщины с маленькими детьми сталкиваются с некоторыми сложностями при трудоустройстве. В современных условиях необходимо стимулировать работодателей, заключающих трудовые договора с женщинами, у которых есть дети дошкольного возраста. Предлагаю поддержать Проект Закона Вологодской области "О предоставлении работодателям квоты на рабочие места для женщин, имеющих детей дошкольного возраста". Согласно данному закону, организациям, принимающих эту категорию граждан, могут быть предоставлены льготы по налогам, зачисляемым в бюджет области.
В условиях глобального появления нетипичных форм занятости необходимо изменения в правовом регулировании данного явления. В России нет официального понятия "телеработа". Таким образом, многие работники лишают гарантий социальных и правовой защиты. С другой стороны, такие сотрудники считаются незанятыми, поэтому могут встать на учет по безработице и получить пособие, что является нарушением установленное законодателем. Исходя из вышеизложенного, предлагаю внести понятие "телеработа" в ТК РФ, установить особенности рассматриваемого вида работ, особенности и порядок контроля за ним.
В Закон 19.04.1991 № 1032-1 необходимо внести ряд изменений. Предлагается внести изменение в название: исключить понятие "население". Структура также требует некоторого совершенствования. А также в связи с выявленными случаями обмана со стороны гражданина, получение пособия при наличии работы и дохода, добавить главу "Административная и уголовная ответственность за правонарушения в сфере занятости". Таким образом, новая структура может быть представлена в пяти главах вместо шести[15].
[1] Конституция Российской Федерации. - М.: ИНФРА, 2016. - 49 с.
[2] О занятости населения в Российской Федерации: Закон Российской Федерации от 19. 04.1991года № 1032-1 (в ред. от 09. 03.2016) //Собрание законодательства РФ - 1996. - №17. - Ст. 1915, [электронный ресурс]. - Консультант Плюс: справочно - правовая система (дата 10. 03.2016).
[3]Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федеральный закон от 24. 06.1999 года № 120-ФЗ (ред. от 26. 04.2016) //Собрание законодательства РФ - 1999. - № 26. - Ст. 3177, [электронный ресурс]. - Консультант Плюс: справочно-правовая система (дата обращения: 27. 04.2016)
[4] О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Федеральный закон от 21. 12.1996 года № 159-ФЗ (в ред. от 28. 11.2015) Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 52. - Ст. 5880, [электронный ресурс]. - Консультант Плюс: справочно-правовая система (дата обращения: 01. 03.2016).
[5] Об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения: постановление Правительства РФ от 05. 02.1993 года № 99 (в ред. от 24. 12.2014) // Собрание актов Президента и Правительства РФ. - 1993. - №7. - Ст. 564, [Электронный ресурс]. - Консультант Плюс: справочно-правовая система (дата обращения: 15. 03.2016).
[6] О реализации закона области «О мерах поддержки отдельных категорий граждан в области содействия занятости населения" (вместе с «Порядком реализации закона области «О мерах поддержки отдельных категорий граждан в области содействия занятости населения»): постановление Правительства Вологодской области от 02. 04.2012 года № 294 (в ред. от 18. 11.2013) // Красный Север. - 2012. - № 64, [Электронный ресурс]. - Консультант Плюс: справочно-правовая система (дата обращения: 11. 02.2016).
[7]О государственной программе «Содействие занятости населения, улучшение условий и охраны труда в Вологодской области на 2014 - 2018 годы»: постановление Правительства Вологодской области от 28. 10.2013 года № 1101 (ред. от 14. 03.2016) // Красный Север. - 2013. - № 207, [Электронный ресурс]. - Консультант Плюс: справочно-правовая система (дата обращения: 02. 04.2016).
[8] О занятости населения в Российской Федерации: Закон Российской Федерации от 19. 04.1991года № 1032-1 (в ред. от 09. 03.2016) //Собрание законодательства РФ - 1996. - №17. - Ст. 1915, [электронный ресурс]. - Консультант Плюс: справочно - правовая система (дата 10. 03.2016).
[9] О занятости населения в Российской Федерации: Закон Российской Федерации от 19. 04.1991года № 1032-1 (в ред. от 09. 03.2016) //Собрание законодательства РФ - 1996. - №17. - Ст. 1915, [электронный ресурс]. - Консультант Плюс: справочно-правовая система (дата 10. 03.2016).
[10]Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации: Федеральный закон от 08. 03.2015 года № 21-ФЗ (в ред. от 05. 04.2016) // Собрание законодательства РФ. - 2015. - №10. Ст. 1391, [электронный ресурс]. - Консультант Плюс: справочно-правовая система (дата 10. 04.2016).
[11] О занятости населения в Российской Федерации: Закон Российской Федерации от 19. 04.1991 года № 1032-1 (в ред. от 09. 03.2016) //Собрание законодательства РФ - 1996. - №17. - Ст. 1915, [электронный ресурс]. - Консультант Плюс: справочно-правовая система (дата 10. 03.2016).
[12] О занятости населения в Российской Федерации: Закон Российской Федерации от 19. 04.1991 года № 1032-1 (в ред. от 09. 03.2016) //Собрание законодательства РФ - 1996. - №17. - Ст. 1915, [электронный ресурс]. - Консультант Плюс: справочно-правовая система (дата 10. 03.2016).
[13] Об утверждении Методологических положений по проведению выборочных обследований населения по проблемам занятости (обследований рабочей силы): приказ Росстата от 21.12.2010 года № 452 [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочно-правовая система (дата обращения: 08. 02.2016).
[14] О занятости населения в Российской Федерации: Закон Российской Федерации от 19.04.1991 года № 1032-1 (в ред. от 09. 03.2016) //Собрание законодательства РФ - 1996. - №17. - Ст. 1915, [электронный ресурс]. - Консультант Плюс: справочно-правовая система (дата 10. 03.2016).
[15] Приложение 5. Предлагаемые изменения Закона Российской Федерации от 19. 04.1991 № 1032-1 (ред. от 09. 03.2016) «О занятости населения в Российской Федерации».
|