Исполнение социальных выплат гражданам, которые признанны безработными, передано органам государственной власти субъектов Р.Ф. на основании законодательства[1].
Финансовое обеспечение реализации указанного полномочия выполняется за счет субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ в соответствии с установленными Правилами[2] и Методикой[3].
Поступления в бюджет субъектов РФ подлежат учету Федеральным казначейством[4].
Согласно законодательству расходоваться такие доходы бюджетов могут только по целевому назначению[5]. За нарушение данного требования органы государственной власти субъектов РФ несут ответственность.
Для того чтобы не допустить нецелевое использование субвенций Минтруд, Федеральная служба финансово - бюджетного надзора и Счетная палата РФ проводят контроль в форме проверок.
К полномочиям высшего должностного лица субъекта РФ относится, во - первых, самостоятельная подготовка деятельности по осуществлению переданного полномочия. То есть выполнение нормативно-правового регулирования для решения вопросов, распределение обязанностей между органами исполнительной власти субъектов Р. Ф.
Во-вторых, утверждение структуры органов исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющих переданное полномочие.
Исполнение указанного полномочия должна осуществляться путем определения высшим должностным лицом субъекта Р.Ф. одного или нескольких органов исполнительной власти субъекта Р.Ф., к компетенции которых будет относиться осуществление переданного полномочия, и утверждения положения об этих органах власти. На сегодняшний день исследование региональной нормативной практики разрешает сделать вывод о том, что в отдельных субъектах РФ положения об органах исполнительной власти субъектов РФ утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти соответствующего субъекта РФ. Например, в Вологодской области переданное полномочие осуществляет Департамент труда и занятости населения Вологодской области, положение о котором утверждено Постановлением Правительства Вологодской области от 25.07.2011 № 910 "О Департаменте труда и занятости населения Вологодской области" (вместе с "Положением о Департаменте труда и занятости населения Вологодской области").
В-третьих, обеспечение своевременного представления в Федеральную службу по труду и занятости ежеквартального отчета, экземпляров нормативных правовых актов, сведений, необходимых для формирования регистров приобретателей государственной помощи и других сведений в сфере занятости населения. К указанной информации могут относиться сведения о численности безработных, получающих пособие, численности граждан, которые по каким-либо установленным причинам не получают такого пособия, об объемах выплачиваемых стипендий в период обучения.
Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ не содержит положения о порядке изъятия полномочий, которые были переданы. В соответствии с пунктом 9 статьи 7.1 Закона Р.Ф. от 19.04.1991 № 1032-1 неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных полномочий по представлению Министерства труда и социальной защиты Р.Ф. может быть конфисковано Правительством Р. Ф.
Полномочия органов государственной власти субъектов Р.Ф. в области содействия занятости населения реализуются за счет средств региональных бюджетов, а не субвенций, предоставляемых из федерального бюджета.
К таким полномочиям относятся такие, как:
Во-первых, принятие нормативных правовых актов субъектов РФ в области содействия занятости населения путем разработки проектов таких актов и их принятия в форме приказов и постановлений органов государственной власти субъектов Р. Ф.
Как пример можно привести Приказ Департамента труда и занятости населения Вологодской области от 24 сентября 2013 г. № 347 "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по организации проведения оплачиваемых общественных работ".
Во-вторых, заключение практики применения, оценка причин нарушений и формулирование предложений по совершенствованию законодательства в сфере занятости в субъектах Р. Ф.
В-третьих, подготовка и исполнение региональных программ по содействию занятости населения.
В качестве примера приведем Постановление Правительства Вологодской области от 28.10.2013 № 1101 "О государственной программе "Содействие занятости населения, улучшение условий и охраны труда в Вологодской области на 2014 - 2018 годы"
В-четвертых, подготовка и исполнение мер активной политики занятости населения и дополнительных мероприятий в сфере содействия занятости населения.
Исполнение указанного полномочия предполагает предварительное планирование этих мероприятий и их оперативную реализацию, результатом которого являются решение актуальных проблем.
В-пятых, проведение наблюдения за состоянием рынка труда, подготовки прогнозных оценок трудового рынка субъектов Р.Ф., осуществление сравнительного анализа уровня трудоустройства безработных, предложений рабочих мест в разные промежутки времени, исследование причин несоответствия, определение перспектив развития.
В шестых, осуществление надзора и контроля за следующими мероприятиями:
принятие на работу инвалидов в рамках установленной квоты;
регистрация инвалидов в роли безработных;
предоставление государственных гарантий в сфере содействия занятости населения.
В-седьмых, регистрация граждан для помощи в поиске подходящей работы, а также регистрация безработных граждан согласно Постановлению Правительства РФ от 07.09.2012 г. № 891 "О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы"
Также в компетенцию рассматриваемого органа входит оказание следующих видов государственных услуг в сфере занятости:
помощь гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в поиске необходимых работников в соответствии с Приказом Минтруда от 13.11.2012 № 524н "Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников";
осведомление о состоянии трудовом рынке в субъекте Р.Ф. в соответствии с Приказом Минтруда от 29.01.2013 г. № 34н "Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги по информированию о положении на рынке труда в субъекте Российской Федерации";
создание условия для проведения ярмарок вакансий, а также организация учебных рабочих мест;
создание условия для проведения профессиональной ориентации граждан в соответствии с Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 23 августа 2013 г. № 380н "Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования";
психологическая помощь безработным гражданам;
обучение профессии и образование по дополнительным профессиям безработных граждан, в том числе обучение на другой территории;
организация необходимых условий для проведения оплачиваемых общественных работ;
организация необходимых условий для временного устройства на работу;
развитие социального привыкания у безработных граждан на рынке труда;
оказание помощи при самозанятости безработных граждан;
помощь безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для получения работы по направлению органов службы занятости;
создание условий и проведение специальных мероприятий по профориентационной работы с безработными гражданами.
Исполнение указанного полномочия представляет собой создание условий для консультирования безработных и проведение с ними различных бесед, направленных на их профессиональную ориентацию.
установление списка приоритетных профессий (специальностей) для профессионального обучения и дополнительного профессионального образования безработных;
создание и ведение регистров получателей государственных услуг;
формирование средств на финансовое обеспечение мероприятий по содействию занятости населения, материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих полномочия в сфере содействия занятости населения, и государственных учреждений службы занятости населения.
Указанное полномочие предполагает выделение в статье расходов бюджета соответствующего субъекта РФ денежных средств на финансирование мероприятий в сфере содействия занятости, определенных в государственных программах субъектов РФ, в региональных программах повышения мобильности трудовых ресурсов и в иных нормативных правовых актах субъектов РФ, а также на выплату заработной платы сотрудников органов государственной власти субъектов РФ, приобретение для них оборудования, материальных запасов, оказание им услуг в целях обеспечения деятельности указанных органов.
установление мер по ликвидации обстоятельств и причин выявленных нарушений законодательства о занятости населения и восстановлению нарушенных прав граждан.
Рассматриваемое полномочие исполняется в рамках мероприятий по контролю и надзору за соблюдением федерального законодательства и законодательства субъектов РФ работодателями, а также по контролю и надзору за обеспечением государственных гарантий. Также данное полномочие совершается путем выдачи работодателям предписаний об устранении обнаруженных нарушений и путем обращения в суд или в вышестоящие органы государственной власти для защиты прав и интересов безработных.
Органы государственной власти субъектов РФ также наделены правом осуществлять иные мероприятия в сфере содействия занятости населения:
1) утверждение порядка, условий выдачи и размера единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства гражданам, которые признаны безработными, и гражданам, которые признаны безработными и прошли обучение профессии или образование по дополнительной профессии по направлению органов службы занятости, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации.
2) создание условия для обучения профессии и образования по дополнительной профессии лиц женского пола во время отпуска по ухаживанию за ребенком до наступления трехлетнего возраста, незанятых граждан, которым согласно законодательству Р.Ф. установлена страховая пенсия по старости и которые желают вновь начать трудовую деятельность.
3) подготовка и исполнение мероприятий, направленных на организацию условий для сочетания незанятыми многодетными родителями, родителями, воспитывающими детей-инвалидов, обязанностей и функций по воспитанию детей с работой.
4) подготовка и исполнение региональных программ увеличение подвижности трудовых ресурсов, предусматривающих организацию условий для привлечения трудовых ресурсов субъектов Р.Ф., которые не включены в список, утвержденный Правительством РФ.
5) разработка прогноза баланса трудовых ресурсов субъектов Р. Ф.
Органы местного самоуправления имеют право участвовать в содействии занятости населения, т.е. в организации и финансировании отдельных мероприятий, осуществление которых отнесено к полномочиям органов государственной власти в области занятости, и воплощать дополнительные мероприятия, которые направлены на привлечение трудовых ресурсов, за счет средств бюджетов муниципальных образований. К указанным органам г. Вологды относятся выборный представительный орган - Вологодская городская Дума, высшее должностное лицо - Глава города Вологды, исполнительно-распорядительный орган - Администрация города Вологды, Контрольный орган - Контрольно-счетную палату города Вологды.
Рассматриваемые органы имеют право выделять из местных бюджетов денежные средства на исполнение мероприятий.
К указанным мероприятиям относятся проведение оплачиваемых общественных работ.
Участие органов местного самоуправления может предусматривать выделение специальных рабочих мест в рамках организации общественных работ, устройство на них граждан и контроль над осуществлением ими трудовой деятельности на этих местах.
Рассматриваемы орган также вправе организовывать и финансировать временное устройство на работу несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в незанятое учебой время, безработных граждан, испытывающих сложности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые.
Также к указанным мероприятиям относится организация ярмарки вакансий и учебных рабочих мест.
Органы местного самоуправления имеют право выполнять содействие органам государственной службы занятости для получения достоверных сведений о занятости граждан.
Для исполнения указанного полномочия необходимо взаимодействие рассматриваемых органов с работодателями для получения от них достоверной информации, чтобы предоставить органам государственной службы занятости. Для урегулирования процедуры предоставления указанной информации Вологодской городской Думе необходимо утвердить порядок ее предоставления.
Органы местного самоуправления вправе исполнять дополнительные мероприятия в сфере содействия занятости населения, которые направлены на увеличение трудовых ресурсов, а также исполнять расходы за счет средств местных бюджетов. Для уменьшения напряженности на рынке труда Вологодской области и увеличения степени занятости Департаментом труда и занятости населения области исполнен ряд мероприятий, которые направлены на создание условий для занятости населения региона. Деятельность Департамента осуществлялась в рамках реализации государственной программы[6].
При формировании Программы особое внимание уделено содействию занятости определенных безработных, их обучению профессии и дополнительному профессиональному образованию.
Положительное влияние на регистрируемый трудовой рынок региона и увеличение степени занятости оказывают мероприятия активной политики занятости, предусматривающие исполнение полномочий по осуществлению социальных выплат безработным, а также содействие временному трудоустройству граждан, в том числе несовершеннолетних, помощь при самозанятости безработных, профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование указанных лиц; исполнение Указов Президента Р.Ф., включая помощь при устройстве на работу инвалидам, гражданам предпенсионного и пенсионного возраста; обучение профессиям и дополнительное профессиональное образование лиц женского пола во время отпуска по уходу за ребенком до наступления трехлетнего возраста. На реализацию рассматриваемой политики в 2015 году было направлено более 42 214,7 тысяч рублей. Объем привлеченных средств местных бюджетов и работодателей составил 28 747,9 тысяч рублей[7].
Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по востребованным на рынке труда региона профессиям получили 635 безработных, в общественных работах приняли участие 2262 человек. Возможность временного трудоустройства получили 2760 несовершеннолетних в возрасте от 14 до 16 лет.
Для развития новых форм трудовой занятости подростков в 2015 году по предложение Губернатора области первый раз был проведен областной конкурс между работодателями "Лучший корпоративный трудовой отряд". Инициативу развития корпоративного трудового движения поддержали 50 предприятий и организаций региона, благодаря чему появились временные рабочие места для более тысячи подростков.
В 2015 году Департаментом также исполнена государственная программа "Оказание содействия добровольному переселению в Вологодскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2015 - 2020 годы", в пределах которой на территорию Вологодской области переселились 704 соотечественника. В 2015 году Департаментом продолжена работа, начатая в 2014 году, по проведению мероприятий по временному социально-бытовому обустройству лиц, которые вынужденно покинули территорию Украины в экстренном массовом порядке в составе организованных групп и находящихся в пунктах временного размещения.
За период с июля 2014 года по декабрь 2015 года в ПВР области было размещено 684 человека, прибывших в составе организованных групп.
В 2015 году Вологодская область одной из первых подключилась к работе в информационно-аналитической системе - общероссийский портал "Работа в России". Для работодателей портал является важным инструментом по поиску персонала в любой точке Росси, а для соискателей делает доступным поиск подходящих вариантов трудоустройства с привязкой к желаемой местности, позволяет оценивать размер денежного вознаграждения, отправлять резюме работодателям из любого региона.
Реализация полномочий в области содействия занятости населения Департаментом осуществляется через подведомственные центры занятости населения в городах и районах. В 2015 году деятельность осуществляли 22 подведомственных Департаменту казенных учреждений центров занятости населения со штатной численностью 365 человек.
В 2015 году в целях поддержания материального положения безработных граждан, зарегистрированных в городе Вологде, в период поиска постоянного места работы Центр занятости населения заключил 23 договора на организацию и проведение общественных работ для 328 человек. Трудоустроены 287 человек. В рамках программы организации временного устройства на работу несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет заключено 30 договоров на 320 рабочих места. Трудоустроены 320 подростков. Для воплощения мероприятий по организации временного устройства на рабочие места безработных граждан, испытывающих сложности в поиске работы, в 2015 году заключено 28 договоров на 33 человека. Трудоустроены 38 человек.
В рамках программы организации временного устройства на рабочие места безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, в 2015 году заключено 4 договора на 4 рабочих места. Трудоустроено 4 человека.
В целях содействия развитию малого и среднего предпринимательства проведено 111 консультации безработным гражданам, комиссией рассмотрены 35 бизнес-проектов, одобрено 9. Финансовую помощь при государственной регистрации получили 9 человек.
По программе "Профессиональное обучение" направлены на обучение 126 безработных граждан, зарегистрированных в г. Вологде, из них 16 женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком и 3 пенсионера.
4213 человек получили профориентационные услуги. 182 человек получили услуги по психологической помощи. 357 человек получили услуги по социальной адаптации безработных граждан.
На начало 2016 года отметим следующие показатели:
Для поддержания материального положения безработных граждан, зарегистрированных в городе Вологде, в период поиска постоянного места работы Центр занятости населения заключил 14 договоров на организацию и проведение общественных работ для 147 человек. Трудоустроены 59 человек.
В рамках программы организации временного устройства на рабочие места несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет заключено 5 договоров на 34 рабочих места. Трудоустроено 34 человек.
В целях реализации мероприятий по организации временного устройства на рабочие места безработных граждан, испытывающих некоторые сложности в поиске работы, в 2016 году заключено 13 договоров на 13 рабочих мест. Трудоустроены 13 человек.
Для содействия развитию малого и среднего предпринимательства проведено 38 консультаций безработным гражданам.
По программе "Профессиональное обучение" направлены на обучение 45 безработных граждан. Из них 4 инвалида и 4 пенсионера.
993 человек получили профориентационные услуги.
37 человек получили услуги по психологической помощи.
68 человек получили услуги по социальной адаптации безработных граждан.
В настоящее время проблема безработицы может обостриться в связи с ухудшением международных отношений, введением санкций против России, которые могут стать причиной лишения работы сотрудников в зависимых отраслях.
Таким образом, проведенный анализ показывает, что в целях преодоления безработицы необходимо дальнейшее объединение усилий федеральных и местных властей.
Обеспечение субъектов важными полномочиями и субсидиями из федерального бюджета положительно влияют на ситуацию в стране.
В рамках улучшения сложившейся ситуации предлагается на региональном уровне разработать закон Вологодской области от 20.04.2016 №55 "О предоставлении работодателям квоты на рабочие места для женщин, имеющих детей дошкольного возраста".
Закон содержит структурный элемент - преамбулу. В ней отражаются задачи принятия закона: "настоящий закон области разработан в целях обеспечения дополнительных гарантий занятости женщинам, имеющих детей дошкольного возраста"[8].
Состоит из 7 статей.
В 1 статье рассматриваемого Проекта Закона 1 дано определение понятия "квота", во 2 - порядок предоставления, в 3 - содействие работодателей, в 4-обеспечение, в 5 - ответственность и в 6 - вступление в силу.
Таким образом, значительная роль в исполнении содействия занятости отводится государственным органам субъектов Р. Ф.
Для преодоления в современной России вследствие кризиса и других причин безработицы необходима также качественная работа муниципалитетов, которые будут разрабатывать программы вслед за федеральными. Органы местного самоуправления имеют возможность участвовать в подготовке и финансировании некоторых мероприятий, направленных повышения количества занятых граждан. В рамках наиболее эффективного решения проблемы безработицы целесообразно внести предложение о наделение собственными полномочиями органов местного самоуправления в сфере занятости.
[1]Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: федеральный закон от 06. 10.1999 № 184-ФЗ (в ред. от 09. 03.2016) //Собрание законодательства РФ. - 1999. - № 42. - Ст. 5005, [Электронный ресурс]. - Консультант Плюс: справочно-правовая система (дата обращения: 20. 04.2016).
[2]Об утверждении Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными: постановление Правительства РФ от 22. 01.2007 года № 36 (в ред. от 04. 08.2015) // Собрание законодательства РФ. - 2007. - № 5. - Ст. 662, [Электронный ресурс]. - Консультант Плюс: справочно-правовая система (дата обращения: 20. 04.2016).
[3] Об утверждении методики определения общего объема субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и г. Байконура на реализацию переданного для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочия Российской Федерации по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными: постановление Правительства РФ от 21. 12.2011 г. № 1064// Собрание законодательства РФ. - 2012. - №1. - Ст. 109.
[4] Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации: приказ Минфина России от 18. 12.2013 года № 125н (в ред. от 01. 12.2015) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочно-правовая система (дата обращения: 20. 04.2016).
[5] Бюджетный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 31. 07.1998 года № 145 - ФЗ
(в ред. от 15. 02.2016, с изм. от 30. 03.2016) //Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 31. - Ст. 3823, [Электронный ресурс]. - Консультант Плюс: справочно-правовая система (дата обращения: 20. 04.2016).
[6] О государственной программе «Содействие занятости населения, улучшение условий и охраны труда в Вологодской области на 2014 - 2018 годы: постановление Правительства Вологодской области от 28. 10.2013 года № 1101 (в ред. от 14. 03.2016) // Красный Север. - 2013. - № 207, [Электронный ресурс]. - Консультант Плюс: справочно-правовая система (дата обращения: 02. 02.2016).
[7] Публичный доклад о результатах деятельности Департамента труда и занятости Вологодской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.depzan. info (дата обращения: 10. 04.2016).
[8] Приложение 7. Проект закона Вологодской области от 20. 04.2016 №55 «О предоставлении работодателям квоты на рабочие места для женщин, имеющих детей дошкольного возраста».
|