В связи с тем, что Конституция РФ провозгласила Россию правовым государством, нам необходимо в теоретическом плане разобраться в этом понятии.
Как и любое общественное явление, правовое государство в первую очередь предстает как идея об идеальной организации государства. Правовое государство не насаждается, не внедряется по чьей-то воле, а представляет собой естественнодемократическое развитие общества, самостоятельно выходящего на идеи и принципы правового государства. Правовое государство, в отличие от многих других типов государства, формируется не силой, не в результате революций, а естественно-историческим путем, эволюционно, через осознание и осмысление его преимуществ перед другими исторически известными типами государства.
Как понятие правовое государство не является отражением конкретного государства. Оно является результатом осмысления практики организации и деятельности многих реальных государств, которые основываются на принятых в мире ценностях и представлениях о правах человека, законности, правопорядке, легитимной власти.
Неправильно считать, что правовое государство - это государство, в котором есть право. Без права вообще нет государства. Правовым же считается такое, в котором власть и право опираются на общечеловеческую идеологию, которая представляет собой синтез всех позитивных, имеющих общемировое признание идей. Если же государство отдает предпочтение какой-либо одной идеологии (социалистической, националистической, фашистской), то оно не правовое, а классовое или политическое. Различные идеологии в правовом обществе вполне могут сосуществовать, нести политическое соперничество, но в рамках закона.
Иногда, принятые государством законы, закрепляющие самые позитивные идеи, являются фиктивными, общественная жизнь организуется без учета этих законов. Ценность же правового государства заключается в том, что оно, должно функционировать на подлинно демократической основе. В правовом государстве важно не только соответствие закону деятельности государственного аппарата, но и демократический характер самой государственной власти, гуманистические цели деятельности государства, построение законов на естественно-правовых идеях.
В правовом государстве обеспечивается защита прав собственности. Современная концепция правового государства предусматривает также обеспечение прав меньшинства и невозможность диктатуры большинства. Правовое государство противопоставляется деспотическому государству, в котором власть не связана справедливым законом и действует произвольно, равенство всех перед законом не реализуется, а конфликты разрешаются в бюрократическом, а не судебном порядке.
Таким образом, правовое государство - это правовая организация государственной власти в высокоцивилизованном, культурном обществе, нацеленном на идеальное использование государственно-правовых институтов для организации общественной жизни в подлинно народных интересах.
Правовым считается такое государство, которое признает в качестве своих особенностей и институтов разделение власти, независимость суда, законность управления, правовую защиту граждан от нарушения их прав государственной властью и возмещение ущерба, нанесенного им публичным учреждением.
Сегодня в мире немало государств, которые, закрепляя ряд параметров правового государства в своих основных законах, считают себя таковыми. В связи с этим необходимо четко определить признаки правового государства.
Признаки правового государства - это основополагающие требования, определяющие в своей совокупности идеальную модель государства, которое могло бы называться правовым. Их формирование обусловлено объективными и субъективными факторами: уровнем развития культуры, науки, образования и других элементов, составляющих совокупный интеллект данной общественной системы; нравственно-духовным потенциалом общества; наличием или отсутствием стабильного механизма реализации правовых начал в деятельности государственных органов; степенью освоения конкретным человеком права как собственной свободы, осознанной и в необходимых случаях и необходимых пределах им самим ограниченной.
Можно выделить следующие признаки правового государства.
Наличие в государстве и реальная защищенность прав и свобод человека и гражданина, закрепленных международными актами. Перечень таких прав и свобод провозглашен Всеобщей декларацией прав человека, принятой ООН в 1948 году.
Основными характеристиками института прав и свобод человека и гражданина в правовом государстве являются:
— полное соответствие основных прав и свобод человека общепризнанным принципам и нормам международного права;
— непосредственно действующий характер прав и свобод человека, который определяет смысл, содержание и применение законов;
— равенство всех перед законом, его правовая и фактическая гарантированность;
— гарантированность прав и свобод лиц, принадлежащих к этническим меньшинствам в соответствии с конституцией, общепризнанными нормами международного права;
— недопустимость ограничения прав и свобод, за исключением случаев, предусмотренных международными актами и конституцией;
— правовая и реальная гарантированность гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод человека и гражданина;
— создание и эффективное функционирование институтов ответственности должностных лиц за посягательство на основные права и свободы человека и гражданина.
Верховенство закона во всех сферах общественной жизни. Все подзаконные акты должны строго соответствовать ему, а должностные лица не уклоняться от его исполнения и тем более не нарушать его. Также недопустимо «обогащать» закон подзаконными актами, вкладывать в его содержание такой смысл, который не был предусмотрен законодателем. Все рядовые граждане должны в своем поведении руководствоваться законом.
Деятельность органов правового государства осуществляется в строгом соответствии с принципом разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную.
Взаимная ответственность личности и государства. В недемократическом государстве признается только ответственность гражданина перед государством. Оно как бы дарует ему права и свободы и определяет его статус. В правовом же государстве делается акцент на ответственности государственных органов и должностных лиц перед гражданами за их посягательство на их права и свободы. Эта ответственность обретает реальный характер только при наличии соответствующих нормативных правовых актов, закрепляющих процедуру привлечения к ней должностных лиц, виновных в нарушении прав и свобод граждан, и предусматривающих жесткие санкции за это.
Меры юридической ответственности в отношении органов публичной власти и должностных лиц должны занимать важнейшее место в системе обеспечения прав и свобод человека и гражданина, так как признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства. Статус чиновников необходимо трансформировать из «привилегированного» в действительно «обслуживающий» гражданское общество и личность. Нужно установить реальную ответственность как для высших органов государственной власти и соответствующих должностных лиц (импичмент для президента, вотум недоверия правительству), так и для всего остального «служивого люда», - отмечает А.В. Малько[1].
Политический и идеологический плюрализм, заключающийся в беспрепятственной деятельности различных политических организаций, объединений, не нарушающих конституцию, идеологическое разнообразие, исключающее господство какой-либо идеологии.
Народный суверенитет. Только народ источник всей той власти, которой располагает государство.
[1] МалькоА.В. Конституционная политика как особая разновидность правовой политики // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 4. С. 2.
|